Людям внушается идея господства и подчинения, ореолом идеальности венчается сильный господин и послушный подчиненный. Такое разделение подается как вечное, неизбежное; эта идея пропагандируется и утверждается всеми сферами и средствами, особенно наукой, искусством, педагогикой, управлением. Социальная среда, построенная на концепции власти, неизбежно рождает бюрократическую систему с ее многообразными формами: «начальник - подчиненный», «диктатор - народ», «государство - общество», «руководитель - исполнитель» и пр.
Здесь тоже человек из субъекта превращается в объект: в объект подчинения, господства, послушания, исполнения, в социальный винтик властной системы. Человек становится рабом власти, формируется социальная среда рабства перед властью, среда культа власти.
В. Мотив гуманистического развития: смысл бытия человека -сам человек; самоцель исторического развития - развитие богатства человеческой природы, универсальное выявление и развитие всех способностей и потребностей человека, каждого человека. Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех; не может быть свободен народ, угнетающий другие народы; не может быть свободен человек, угнетающий других людей. Всечеловеческие символы богатства (вещи и власть) отрицаются богатством самого человека. Отношения людей, опосредованные вещами или властью, отрицаются отношением людей как людей: гуманистическое отношение «человек - человек».
Здесь человек торжествует как субъект во всех отношениях. Формируется социальная среда торжества человека, гуманистическая социальная среда.
Нетрудно увидеть в истории человечества ориентации на две первые системы ценностей. Из-за этого мы и видим свыше 15 тыс. войн в истории планеты: за богатство и за власть. И всегда страдал человек.
Если говорить о факторах социальной мобильности, которые детерминируют субъективные мотивации, то здесь опять, как во многих других разделах, мы выходим прежде всего на факторы экономического характера: собственность, доходы, имущественное положение, зарплата, налоги и т.п. В вертикальной стратификации все это достаточно очевидно: мой доход, моя собственность обеспечивает мне переход от одного низшего слоя к другому - высшему. В горизонтальной структуре экономический фактор тоже начинает доминировать: если дворник начинает получать 500 руб., а учитель в школе - 400 руб., то последний ущемлен и хочет стать дворником. Если физик-атомщик получает 550 руб., а девочка из банка - 3000 руб., то естественно стремление к социальному перемещению. Ситуация сложна не по параметру способности , а по параметру потребности . На эту проблему наша социология еще не вышла, хотя она очевидна: две родовых сущностных силы человека сталкиваются обстоятельствами нашего бытия.
Конечно, человек в течение жизни постоянно сталкивается с системой исторически сложившихся социальных институтов (семья, армия, школа, вуз, государство, завод, фирма, банк ит.п.), которые, по определению П.Сорокина, являются своеобразными «социальными лифтами» перемещения. В лифт впустят не каждого. Нужен социальный статус, а он определит и «этаж» подъема. «Лифтер» выполняет функцию социального фильтра (Р.И. Никифоров). Социальное перемещение, социальная мобильность оказываются детерминированными не только волей субъекта, но и той социальной средой, в которой он функционирует. И это тоже проблема социологии. Она звучит очень просто: «вход в социальный институт и выход из него» (в партию, в касту, в движение, в профессию и т.н.). Теория инстнтуционализации личности только еще начинает разрабатываться в отечественной социологии.
Люди стремятся изменить свое положение в обществе. Иметь большее богатство, доход, власть и престиж. Социальная мобильность - изменение социального положения людей. Различают:
демографическую, географическую и социальную .
индивидуальную и групповую .
внутри поколеннную и межпоколенную
вертикальную и горизонтальную.
восходящую и низходящую с
ТЕМА 2.8. ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ. РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ.
Человек, индивид, личность. Разграничение понятий. Основные факторы развития личности. Личность и общество. Основные виды и агенты социализации. Социальная адаптация. Интеграция. Особенности детской, юношеской социализации. Особенности социализации ребенка в неполной семье. Критерии успешной и неуспешной социализации.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Социально-биологическим субстратом, носителем, основой социума как предмета социологии является человечество, человеческий род. Единичным субстратом человечества и человеческого рода является человек.
Человек по отношению к человечеству является частью целого, элементом совокупности, множества людей. Человек по отношению к человеческому роду является единичным, отдельным проявлением общего, родового, т.е. в человеке представлены все общие, родовые, универсальные качества человеческого рода: жизнь, разум, способность к общению, трудовая потребность, язык.
Для характеристики единичного представителя человеческого рода используются различные понятия: индивид, индивидуум, индивидуальность, субъект, человек, личность. При всей кажущейся общности эти понятия различны, они фиксируют разные грани, свойства единичного представителя человечества как целого и человеческого рода как общего.
Понятие «индивид >> отражает биологическое своеобразие человека, его отличие от других индивидов одного с ним вида или рода. Действительно, каждый человек обладает спецификой, биологической неповторимостью: походкой, осанкой, почерком, отпечатками пальцев, тембром голоса, индивидуальным кодом для расшифровки нервных процессов мозга, индивидуальной формой носа, глаз, ушей и т.д. Двух одинаковых людей на планете нет, все мы биологически своеобразны. Это и выражено в понятии «индивид».
Однако каждый индивид может обладать и обладает также социальным своеобразием, социальной неповторимостью: своими способностями и специфическими функциями в обществе, своими вкусами и идеалами, личной профессией, особенностями знаний и умений, своим кругом знакомых, особым отношением к людям и жизни в целом и т.д. Это социальное своеобразие выражено в понятии «индивидуум».
А чтобы отразить единство биологической и социальной неповторимости, оригинальности, специфичности, необходимо общее понятие, охватывающее единство индивида и индивидуума. Таким понятием и является понятие «индивидуальность». Индивидуальность - это биологически и социально неповторимый человек.
И при характеристике индивида, индивидуума, индивидуальности оказалось необходимым использование общего, базового понятия «человек». И это закономерно, потому что индивид, индивидуум, индивидуальность, субъект, личность и т.д., как поэт, слесарь, художник, врач, военный, учитель и т.д. все это функции, грани, стороны одного, единого для них основания.. Человек - это базовое понятие. Человек - это единичный представитель человеческого рода, обладающий всеми общими родовыми, общечеловеческими признаками, качествами.
Когда нам надо подчеркнуть биологическое своеобразие человека, мы говорим - «индивид»; социальное своеобразие «индивидуум»; целостную, биосоциальную оригинальность -«индивидуальность».
В ходе жизни, в процессе социализации человек приобретает индивидуальность, непохожесть на других. Но этого мало для полноценного включения в систему социума, в систему общественной жизни. Мало быть ярким и индивидуально неповторимым человеком, надо стать субъектом общественной жизни, социально функционирующим человеком, субъектом истории, т.е. личностью.
Личность - это прежде всего человек, затем индивидуальность, наконец, и это главное - субъект, а не объект общественной жизни. Объект - это тот, на кого действуют, субъект - это тот, кто действует. Личность - активный, социально ответственный, социально действующий субъект истории, общественной жизни, иначе говоря - не сторонний, нейтральный наблюдатель общественных процессов, а их активный участник.
Структура личности
Личность - сложная целостность. Прежде всего она базируется на биопсихическом субстрате, на совокупности исторически сформированных анатомических, физиологических и психических качеств человека. Эту биопсихическую основу человека изучают анатомия, физиология, психология, антропология, эргономика, биомеханика и др. науки. Понятно, что все качества человека не сводятся к биопсихическим, но для социального становления и развития важна полноценная природная, биопспхическая основа. Это находит отражение в концепции интегральной социальной природы человека с полноценной биологической основой (В.В. Орлов).
В ходе эволюции (антропогенез и социогенез) на основе развития природной, биологической основы человека формируются и его высшие психические функции, возникает сознание как свойство мозга отражать действительность в чувственных и логических формах, образах, которые выражаются в языке и служат регулятором человеческой деятельности. Сознание - это верхний этаж человеческой психики, но деятельность, поведение человека управляются и подсознательными (инстинкты, безусловные рефлексы) и бессознательными (автоматизмы, механизмы эвристики) процессами.
Все социально формируемые качества человека (знания, умения, убеждения, интересы, методы, способы, память, воля, воображение, мышление и т.д.) базируются на двух родовых сущностных силах человека: способностях и потребностях. Потребность - это побудительная сила, «пусковой механизм». В ходе социализации, в процессе воспитания потребность развертывается в желаниях, стремлениях, интересах, ориентацпях, убеждениях и целях человека, т.е. в его мотиваиионнои культуре. Это первое важное слагаемое культуры личности: ее социальные установки, мотивы деятельности, мотивационная культура.