Способность - это деятельная сила человека, «двигатель», сила, которая действует. В ходе социализации способность дифференцируется в соответствии с духовно-информационными и операционально-деятельными качествами человека на систему знании и систему умении человека.
Система знаний всех видов и уровней (представления, понятия, учения, концепции, суждения, гипотезы, теории, законы) представляет собой информационную культуру личности и является результатом образования. Система умений всех видов и уровней (навыки, привычки, приемы, способы, методики, методы) образует культуру личности и является результатом обучения.
Таким образом, в структуре культуры личности можно выделить три слагаемых:
- мотивационная культура («хочу»),
- информационная культура («знаю»),
- операциональная культура («умею»).
Все они представляют собой ступени готовности к практической деятельности, ибо именно в ней и реализует себя личность со всеми своими слагаемыми. На основе трех слагаемых культуры личности методом комбинаторики можно построить первичную типологию личностей.
Типология личностей:
Знает, умеет и хочет - образован, обучен и воспитан.
Знает, умеет, не хочет - образован, обучен, не воспитан
iЗнает, не умеет, не хочет - образован, не обучен и не воспитан.
iНе знает, умеет, хочет - не образован, обучен, воспитан
Не знает, не умеет, хочет - не образован, не обучен, воспитан.
Не знает, умеет, не хочет - не образован, обучен, не воспитан.
Знает, не умеет, хочет - образован, не обучен, воспитан
. Не знает, не умеет, не хочет - не образован, не обучен, не воспитан.
И это не абстракция. В каждом социальном институте, в фирме, в школе, на кафедре, в семье, в цехе и т.д. всегда можно найти примеры людей, работников, приближенных к одному из восьми вариантов. Здесь пока важна сама проблема возможности типологии личностей по одному из оснований - по степени подготовленности к деятельности. Но формирование готовности к деятельности и составляет сущность педагогической деятельности. Три слагаемых культуры личности закономерно выводят на проблему единство трех основных педагогических процессов: образования, обучения и воспитания. Три направления педагогического процесса обусловлены тремя подсистемами природы человека: информационной, операциональной и мотивационной.
Создается возможность систематизации и изоморфной корреляции (а значит, установления взаимосвязей) структур педагогики, психологии, профессиологии:
A. В педагогике три функции: образование, обучение, воспитание.
Б. В психологии три подсистемы: информационная, операциональная, мотивационная.
B. В профессиологии три готовности к деятельности: информационная (знаю), операциональная (умею), мотивационная (хочу).
Из всего сказанного следует высокая социальная ценность педагогической деятельности в системе социума:
а) педагогическая деятельность готовит кадры для всех сфер общественной жизни, готовит субъектов всех сфер социума;
б) педагогическая деятельность формирует все три слагаемых культуры личности, все три готовности к деятельности: информационную, операциональную и мотивационную.
Из этого следует, что только та страна (особенно в преддверии информационного общества XXI века) победит в международном соревновании, которая обеспечит преимущественное мощное развитие системы образования . Это осознано уже рядом стран, которые принимают программы реализации всеобщего высшего образования (США, Япония).
Творческий потенциал личности
Важно рассмотреть тот творческий потенциал личности, реализация которого и обеспечивает приращение общественного богатства. Здесь возникает как бы две проблемы: что такое творчество и что такое потенциал?
Понятие творчества является предметом исследования ряда наук: философии, психологии, социологии, культурологии и др. культурологии, например). Но творчество как конкретный вид деятельности, конкретная форма движения, конкретный уровень активности, конкретный способ бытия человека - это и не универсальное явление.
Мы полагаем, что творчество характеризует лишь человека , присуще социальным системам, человеческому обществу, поэтому даже при становлении специальной теории творчества этот феномен заслуживает именно с о и и а л ь н о - ф и л ос о ф с к о г о анализа и в силу его социально;природы, и в силу его многогранности, многоаспектное.
Понятие «творчество», как и понятия «культура», «личность», «потенциал», «деятельность», является дискуссионным в научной литературе. Прежде всего можно выделить две крайних позиции: широкую и узкую трактовку творчества.
Широкое понимание творчества по существу связано с отождествлением его с деятельностью, когда научное творчество понимают как научную деятельность, художественное творчество - как художественную деятельность, педагогическое творчество - как педагогическую деятельность, тех-ническое творчество - как техническую деятельность и т.д. Понятия «интеллектуальная собственность» с новаторским смыслом ее трактовки постепенно приводит к разграничению творчества и деятельности, связывая с творчеством лишь новаторскую деятельность. Мы тоже склонны рассматривать деятельность как базовое, родовое понятие по отношению к творчеству или творческой деятельности как видовому понятию.
Узкое понимание творчества связано с общественной, социальной значимостью его результатов, продуктов. Когда человек создает новое в индивидуальном смысле (для него), т.е. «открывает и «изобретает велосипед», то это не творчество, а репродуктивная, повторная деятельность, дублирование открытого и изобретенного. Это слишком строгое ограничение, потому что творчество и его новаторские продукты надо рассматривать по отношению к личности, к ее потенциалу (мы исключаем из творчества сознательный плагиат). Ведь человек, открывая или изобретая новое, идет по «индивидуальному целинному полю», он творит, созидает новое, а не копирует, не перенимает, не подражает. Акт его деятельности является объективно и субъективно творческим, новаторским
Способность к творчеству как созданию новой социальной или индивидуальной ценности исторически накапливалась в ходе развития всей мировой цивилизации и его ценностного ядра - культуры. Об этом пишут в своих работах С.А. Семенов, В.И. Плотников, А.П. Окладников, А.П. Черныш, А.Д. Столяр и др.
Становление креативной активности происходило одновременно с возникновением первых осмысленных действий. В основании этого процесса существуют биогенетические механизмы. Стартовая площадка антропогенеза включает в себя значимый для выживания вида потенциал - «манипуляторную активность». Благодаря ей животное само является источником новшеств. Стандартное дополняется новаторским. Инвариантное предстает как вариативное. Константное являет себя как сенситивное, переменное.
Говоря философским языком, перед нами совершается диалектическое движение в его полярностях: постоянное - изменчивое, стабильное - мобильное, статичное - динамичное, инвариантное - вариативное и т.д.
Те авторы, которые пытаются вывести т в ор ч е с кий потенциал человека из особенностей функционирования живых, биотических систем (растения и животные), уже совершают подвиг: творчество человека коренится в мобильности живых систем.
И это не так банально, потому что творчество, новаторство и пр. в основном пытаются представить как человеческое качество. Это презентативный, явочный подход. А нам важен и генетический, исторический аспект.
Таким образом, если социальное творчество базируется на биотическом материале (живые системы), то новации в живых системах основаны на новациях в неживых системах. Такой подход является абсурдным с точки зрения традиционного мышления, диалектический метод требует углубления детерминации до конечных оснований.
В абиотических (неживых) системах тела телесные системы функционируют на основе объективных закономерностей в диапазоне от динамических (однозначных) до статистических (многозначных) закономерностей. Динамические закономерности бытия системы определяют ее статичность, традиционность, константность. Статистические закономерности (теория относительности) определяют вариативность, многозначность, новационность поведения. Здесь субстрат (механико-физические свойства) не позволяет множественно развернуть функциональность, поэтому динамика осуществляется через движение от абиотического субстрата к биотическому субстрату (живые системы).
В живых системах, биотических (растения и животные) субстрат обогащен за счет механических, физических, химических закономерностей и представлен как организм. как живое биологическое образование. Организм - это нечто новое, это биологическое тело.
Возможности новаций, «творчества» здесь расширяются, потому что к диалектике динамического и статистического в неживом подключается диалектика однозначного, безусловнорефлекторного и многозначного, условнорефлекторного реагирования в живой природе, в организмах. Условнорефлекторные, мобильные связи организма со средой и определяют возможности новаций, появления новых признаков и целых новых видов в биологической эволюции.
Таким образом, в глубинном субстрате материи, в неживой и живой природе можно обнаружить основания для формирования новаторской, творческой деятельности в человеческом обществе. Иначе говоря, творчество человека не является некой случайностью, оно детерминировано общей закономерностью усложнения субстрата и функций материальных систем, возрастания возможностей вариативного поведении.