Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины, задания для контрольных работ и рекомендации по их выполнению для учащихся заочной формы обучения III (стр. 39 из 59)

Способность - это деятельная сила человека, «двигатель», сила, которая действует. В ходе социализации способность диф­ференцируется в соответствии с духовно-информационными и операционально-деятельными качествами человека на систему знании и систему умении человека.

Система знаний всех видов и уровней (представления, поня­тия, учения, концепции, суждения, гипотезы, теории, законы) представляет собой информационную культуру личности и яв­ляется результатом образования. Система умений всех видов и уровней (навыки, привычки, приемы, способы, методики, методы) образует культуру личности и явля­ется результатом обучения.

Таким образом, в структуре культуры личности можно вы­делить три слагаемых:

- мотивационная культура («хочу»),

- информационная культура («знаю»),

- операциональная культура («умею»).

Все они представляют собой ступени готовности к практичес­кой деятельности, ибо именно в ней и реализует себя личность со всеми своими слагаемыми. На основе трех слагаемых куль­туры личности методом комбинаторики можно построить пер­вичную типологию личностей.

Типология личностей:

Знает, умеет и хочет - образован, обучен и вос­питан.

Знает, умеет, не хочет - образован, обучен, не воспитан

iЗнает, не умеет, не хочет - образован, не обучен и не воспитан.

iНе знает, умеет, хочет - не образован, обучен, воспитан

Не знает, не умеет, хочет - не образован, не обу­чен, воспитан.

Не знает, умеет, не хочет - не образован, обучен, не воспитан.

Знает, не умеет, хочет - образован, не обучен, воспитан

. Не знает, не умеет, не хочет - не образован, не обу­чен, не воспитан.

И это не абстракция. В каждом социальном институте, в фирме, в школе, на кафедре, в семье, в цехе и т.д. всегда мож­но найти примеры людей, работников, приближенных к одно­му из восьми вариантов. Здесь пока важна сама проблема воз­можности типологии личностей по одному из оснований - по степени подготовленности к деятельности. Но формирование готовности к деятельности и составляет сущность педагогической деятельности. Три слагаемых культуры личности законо­мерно выводят на проблему единство трех основных педагоги­ческих процессов: образования, обучения и воспитания. Три направления педагогического процесса обусловлены тремя подсистемами природы человека: информационной, операци­ональной и мотивационной.

Создается возможность систематизации и изоморфной кор­реляции (а значит, установления взаимосвязей) структур пе­дагогики, психологии, профессиологии:

A. В педагогике три функции: образование, обучение, вос­питание.

Б. В психологии три подсистемы: информационная, опера­циональная, мотивационная.

B. В профессиологии три готовности к деятельности: инфор­мационная (знаю), операциональная (умею), мотивационная (хочу).

Из всего сказанного следует высокая социальная ценность педагогической деятельности в системе социума:

а) педагогическая деятельность готовит кадры для всех сфер общественной жизни, готовит субъектов всех сфер социума;

б) педагогическая деятельность формирует все три слагаемых культуры личности, все три готовности к деятельности: инфор­мационную, операциональную и мотивационную.

Из этого следует, что только та страна (особенно в преддве­рии информационного общества XXI века) победит в между­народном соревновании, которая обеспечит преимущественное мощное развитие системы образования . Это осознано уже рядом стран, которые принимают программы реализации все­общего высшего образования (США, Япония).

Творческий потенциал личности

Важно рассмотреть тот творческий потенциал личности, реализация которого и обеспе­чивает приращение общественного богатства. Здесь возника­ет как бы две проблемы: что такое творчество и что такое по­тенциал?

Понятие творчества является предметом исследования ряда наук: философии, психологии, социологии, культурологии и др. культурологии, например). Но творчество как кон­кретный вид деятельности, конкретная форма движения, конк­ретный уровень активности, конкретный способ бытия челове­ка - это и не универсальное явление.

Мы полагаем, что творчество характеризует лишь человека , присуще социальным системам, человеческому обществу, поэто­му даже при становлении специальной теории творчества этот феномен заслуживает именно с о и и а л ь н о - ф и л ос о ф с к о г о анализа и в силу его социально;природы, и в силу его много­гранности, многоаспектное.

Понятие «творчество», как и понятия «культура», «лич­ность», «потенциал», «деятельность», является дискусси­онным в научной литературе. Прежде всего можно выделить две крайних позиции: широкую и узкую трактовку творче­ства.

Широкое понимание творчества по существу связано с отождествлением его с деятельностью, когда научное творче­ство понимают как научную деятельность, художественное творчество - как художественную деятельность, педагоги­ческое творчество - как педагогическую деятельность, тех-ническое творчество - как техническую деятельность и т.д. Понятия «интеллектуальная собственность» с но­ваторским смыслом ее трактовки постепенно приводит к раз­граничению творчества и деятельности, связывая с творче­ством лишь новаторскую деятельность. Мы тоже склонны рассматривать деятельность как базовое, родовое понятие по отношению к творчеству или творческой деятельности как видовому понятию.

Узкое понимание творчества связано с общественной, со­циальной значимостью его результатов, продуктов. Когда че­ловек создает новое в индивидуальном смысле (для него), т.е. «открывает и «изобретает велосипед», то это не творчество, а репродуктивная, повторная деятельность, дуб­лирование открытого и изобретенного. Это слишком строгое ограничение, потому что творчество и его новаторские про­дукты надо рассматривать по отношению к личности, к ее по­тенциалу (мы исключаем из творчества сознательный плаги­ат). Ведь человек, открывая или изобретая новое, идет по «ин­дивидуальному целинному полю», он творит, созидает новое, а не копирует, не перенимает, не подражает. Акт его деятель­ности является объективно и субъективно творческим, новаторским

Способность к творчеству как созданию новой социаль­ной или индивидуальной ценности исторически накапли­валась в ходе развития всей мировой цивилизации и его ценностного ядра - культуры. Об этом пишут в своих работах С.А. Семенов, В.И. Плотников, А.П. Окладников, А.П. Черныш, А.Д. Столяр и др.

Становление креативной активности происходило одновре­менно с возникновением первых осмысленных действий. В ос­новании этого процесса существуют биогенетические механиз­мы. Стартовая площадка антропогенеза включает в себя значи­мый для выживания вида потенциал - «манипуляторную активность». Благодаря ей животное само является источником новшеств. Стандартное дополняется новаторским. Инвариант­ное предстает как вариативное. Константное являет себя как сенситивное, переменное.

Говоря философским языком, перед нами совершается диа­лектическое движение в его полярностях: постоянное - измен­чивое, стабильное - мобильное, статичное - динамичное, инва­риантное - вариативное и т.д.

Те авторы, которые пытаются вывести т в ор ч е с кий потен­циал человека из особенностей функционирования живых, биотических систем (растения и животные), уже совершают подвиг: творчество человека коренится в мобильности живых систем.

И это не так банально, потому что творчество, новаторство и пр. в основном пытаются представить как человеческое ка­чество. Это презентативный, явочный подход. А нам важен и генетический, исторический аспект.

Таким образом, если социальное творчество базируется на биотическом материале (живые системы), то новации в живых системах основаны на новациях в неживых сис­темах. Такой подход является абсурдным с точки зрения тра­диционного мышления, диалектический метод требует углубления детерминации до конечных оснований.

В абиотических (неживых) системах тела телесные систе­мы функционируют на основе объективных закономерностей в диапазоне от динамических (однозначных) до статистичес­ких (многозначных) закономерностей. Динамические законо­мерности бытия системы определяют ее статичность, тради­ционность, константность. Статистические закономерности (теория относительности) определяют вариативность, много­значность, новационность поведения. Здесь субстрат (механико-физические свойства) не позволяет множественно развернуть функциональность, поэтому динамика осуществляется через движение от абиотического субстрата к биотическому субстра­ту (живые системы).

В живых системах, биотических (растения и животные) субстрат обогащен за счет механических, физических, химичес­ких закономерностей и представлен как организм. как жи­вое биологическое образование. Организм - это нечто новое, это биологическое тело.

Возможности новаций, «творчества» здесь расширяются, по­тому что к диалектике динамического и статистического в не­живом подключается диалектика однозначного, безусловнорефлекторного и многозначного, условнорефлекторного реагирова­ния в живой природе, в организмах. Условнорефлекторные, мобильные связи организма со средой и определяют возможно­сти новаций, появления новых признаков и целых новых видов в биологической эволюции.

Таким образом, в глубинном субстрате материи, в нежи­вой и живой природе можно обнаружить основания для фор­мирования новаторской, творческой деятельности в челове­ческом обществе. Иначе говоря, творчество человека не яв­ляется некой случайностью, оно детерминировано общей закономерностью усложнения субстрата и функций матери­альных систем, возрастания возможностей вариативного по­ведении.