Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины, задания для контрольных работ и рекомендации по их выполнению для учащихся заочной формы обучения III (стр. 4 из 59)

В философии Древнего Востока ставились и своеобразно решались проблемы бытия и небытия, причем небытие ставилось на первое место, а бытие рассматривалось как производное. Большое внимание уделялось поиску путей самосовершенствования человека.

В Древней Индии все философские школы ведут свое начало от Вед — главных священных книг индийцев. Индийская философия возникла на базе еретических школ и развивалась в рамках религиозных идеалистических систем: джайнизма, йоги и материалистического учения (локаята). Всей индийской философии, и особенно буддизму, присуще стремление помочь человеку найти путь освобождения от страданий и добиться нирваны (гармонии с миром, блаженства). Характерно также представление о карме (законе воздаяния).

Древнекитайская философия включает в себя множество борющихся школ («пусть соперничают сто школ»). Вместе с тем есть ряд общих понятий. По мнению китайских мыслителей, все изменения в мире являются результатом взаимодействия двух начал— света и тьмы, мужского и женского. Важнейшая категория китайской философии – «дао», означающая одновременно закономерность бытия и метод познания. Дао познается только долгим подвижническим жизненным путем. Понятие «дао» лежит в основе учения даосизма, наивно-материалистического и стихийно-диалектического по своему характеру. Его основоположник — Лао-Цзы

Согласно этому учению, мир вечен и находится в непрерывном изменении. Даосизм проповедовал пассивное отношение человека к окружающей действительности и вместе с тем гармонию с миропорядком. Наиболее ярко это выражается в принципе «Увэй», означающем не деяние. «Мудрец действуют недеянием и учит молчанием».

Особую популярность в Китае приобрела философия Конфуция

В центре учения Конфуция — человек, понимаемый прежде всего как член общества, последнее в свою очередь уподоблялось большой семье. Все проблемы человеческого существования и мироздания осмысляются Конфуцием в социально-этической плоскости.

Наивысшего расцвета философия рабовладельческого общества достигла в Древней Греции. Древнегреческая (античная) философия сформировалась в VII — VI вв. до н.э. Ее начало обычно связывают с «семью мудрецами», группой исторических лиц, оставивших ряд афоризмов. К ним причислены Фалес, Биант, Питтак, Солон, Клеобул, Периандр, Хилон. Основоположником милетской школы и первым из семи мудрецов был Фалес (625 — 547 гг. до н.э.). Фалес считал первоначалом всего сущего Воду, вместе с тем он говорил о множестве богов, управляющих миром. Эта идея о материальном природном начале мира получает дальнейшее развитие в деятельности Анаксимандра (ок. 610—546 гг. до н.э.) и Анаксимена (ок. 588

— 525 гг. до н.э.). Философские идеи представителей Милетской школы развивают затем «атомисты» Левкипп и его ученик Демокрит (ок. 460 — 370 гг. до н.э.), а также Эпикур (341 — 270 гг. до н.э.) и Лукреций Кар (ок. 99 —55 гг. до н.э.). Проблемы бытия обсуждались и с позиций идеализма. Так, Пифагор (2-я половина VI — начало V в. до н.э.) считал, что в основе
всего лежит число. По Платону (427—347 гг. до н.э.), наряду с конкретны-
ми вещами существуют нематериальные сверхчувственные идеи, т.е. при-
знавалось наличие мира вещей и мира идей. В отличие от большинства
своих предшественников и современников великий афинский философ Со-
крат (ок. 470-399 гг. до н.э.) сосредоточил внимание не на проблемах бытия (онтологии), но на проблемах нравственной философии. Предмет философии, как он считал, есть познание добра и зла. Знание есть добро, невежество — зло. Сократ считал необходимым отыскать истину сообща, в диалоге с собеседником. Вершиной древнегреческой философии является учение Аристотеля, объединившее почти весь предшествующий опыт философствования и зачатки научных знаний. Аристотелю принадлежит множество трудов по самым разнообразным отраслям знаний. Наибольшее значение имеет учение о категориях и формах мышления (логика). Величайшее достижение древнегреческой философии — разработка исторически первой формы диалектики — античной (Гераклит, Платон).

Следующий исторический этап в развитии мировой философии принадлежит эпохе феодализма (П. — XV вв.). Ее определяющей чертой была всесторонняя зависимость от религии. Средневековое мышление по своему существу теоцентрично: все сущее определяет Бог. Отсюда следующие две основные идеи: идея творения лежит в основе средневековой онтологии, а идея откровения составляет, фундамент учения о познании. Содержание всех наук и философии приводилось в соответствие с теологией (учение о церкви). Средневековую философию обычно называют схоластикой («школьной философией»). Основное содержание философских трудов составляли комментарии к логическим трудам Аристотеля. Сама диалектика понималась как искусство спора, ориентирующегося, однако, на признанные авторитеты. «Истина рождается в споре». Для средневековой философии в Европе очень важной была полемика между реализмом и номинализмом по вопросу о природе общих понятий (универсалий). Под реализмом (не смешивать с наиболее распространенным современным значением термина) подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают не только единичные предметы, но и общие понятия. Одним из выдающихся представителей зрелой схоластики был Фома Аквинский. Как и его учитель, Фома старался обосновать принципы христианской теологии, опираясь на философию Аристотеля. Он выдвинул принцип Веры и Разума, вначале резко критикуемый, а затем (уже в наше время) энергично поддержанный церковью.

Отличительная черта мировоззрения этой эпохи — ориентация на искусство. В центре внимания оказывается человек (антропоцентризм). Талантливые, энергичные, всесторонне развитые люди становятся предметом поклонения. Человек считает себя творцом самого себя.

Природа трактуется с позиций пантеизма, т.е. Бог как бы сливается с природой. Вклад в разработку диалектики делает Николай Кузанский, открывший принцип совпадения противоположностей — максимума и минимума. Это новое понимание связано с осмыслением математических понятий, в том числе и бесконечности. Эти представления были унаследованы и

углублены Дж. Бруно, говорившем о бесконечном космосе. В учениях Н.Коперника, Дж. Бруно отвергалась прежняя геоцентрическая картина мира, утверждался гелиоцентризм.

Важнейшим фактором изменения общественного сознания оказывается наука в лице экспериментально-математического естествознания. Среди основных достижений — создание механистической картины природы, т.е. объяснение природы с позиций механики, которая тогда была наиболее развитой наукой. Философия выступает с критикой религии, средневековой схоластики. Важнейшими для философии стали проблемы обоснования научного знания, методов познания. Ф.Бэкон (1561 — 1626) решительно переосмысливает предмет и задачи науки. В отличие от античности, когда к природе относились созерцательно, ставится задача обращения научного знания на пользу человеческому роду: «Знание — сила». Бэкон ориентирует на поиск открытий не в книгах, как схоласты, а в процессе производства и ради него. Он обосновывает важность индуктивного метода (от единичных фактов к общим положениям). Близкие цели ставились и Р.Декартом (1596 — 1650), но он предлагает анализ, требующий строгой последовательности в познании по образцу математики. Особую роль Р.Декарт отводил самосознанию («мыслю, следовательно, существую»), а также методическому сомнению. Для философий Нового времени принципиальное значение имеет спор между эмпиризмом (сенсуализмом) и рационализмом. Представители эмпиризма (Ф.Бэкон, Дж. Локк, Д.Юм) считали единственным источником знаний ощущение, опыт; сторонники рационализма (Р.Декарт, Г.Лейбниц, Б.Спиноза) превозносили роль разума и принижали значение ощущений, чувственного познания. Вместе с тем эти направления имели и общие черты: они признавали познаваемость мира.

Ряд мыслителей разрабатывали проблемы права и государства (Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.Ж.Руссо и др.). Важным этапом в развитии философии Нового времени и в духовной жизни Европы в целом явилась философия Просвещения, зародившаяся в начале XVIII в. (Ф.М.А.Вольтер, Ж.Ж.Руссо, П.Гольбах, Д.Дидро, К.А.Гельвеций и др.). Просветители верили в прогресс и считали знание основным рычагом общественного переустройства.

Вершиной развития философии Нового времени явилась немецкая классическая философия, сыгравшая наряду с немецкой литературой выдающуюся роль в духовной жизни Германии и Европы в целом. Ее родоначальник - И.Кант (1724 - 1804). Важнейшей составной частью теоретической философии он считал гносеологию и ставил задачу критического анализа познавательных способностей субъекта. Ф.В.Шеллинг (1775 — 1854) выводил все развитие из некоего абсолютного начала. Он одушевлял природу, хотя и считал, что ей присущи внутренние импульсы развития. Шеллинг считал философское творчество родственным художественному, а наиболее адекватным способом познания — интеллектуальную интуицию.

Г.В.Гегель (1770 — 1831) стремился преодолеть противоречия Канта с позиций объективного (абсолютного) идеализма. Он выводил развитие действительности из «чистого понятия» («абсолютной идеи»). Гегель сформулировал основные законы диалектики. Вместе с тем его система предполагает завершение процесса развития.

С резкой критикой идеализма и религии выступил Л.Фейербах (1804

— 1872), вначале приверженец философии Гегеля, а затем ее решительный противник. Его учение можно охарактеризовать как антропологический материализм. Фейербах преодолел ограниченность предшествовавшего материализма, сводившего любую реальность к механическому движению. В центре внимания Фейербаха — живой целостный человек, который, однако, рассматривался им скорее как существо биологическое.