Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины, задания для контрольных работ и рекомендации по их выполнению для учащихся заочной формы обучения III (стр. 40 из 59)

Ведь в конечном счете в социальных системах, в челове­ческом обществе творчество базируется на «отклоняющем­ся», нестандартном поведении. Специфика человеческой де­ятельности в отличие от жизнедеятельности живых организ­мов заключается в ее целесообразности: деятельность - это целесообразное взаимодействие человека с предметным ми­ром. Целесообразность основана на разумной природе челове­ка, на его сознании.

Исторически накапливался социальный опыт человечества, он концентрировался в социокультурных программах, а про­ще говоря - в культуре, в сформированных традиционных, стандартных, стереотипных программах, способах, алгорит­мах поведения, деятельности. Социальная программа насле­дования (наряду с генетической программой наследственнос­ти) со всеми ее механизмами, прежде всего с механизмами идентификации, обеспечивает передачу социального опыта че­ловечества новым поколениям. Благодаря этой исторической, социальной памяти новые поколения людей легко включают­ся в жизнь, овладевают традициями и стандартами деятель­ности. Это, конечно, еще не творчество, но это уже возможность идентифицироваться с другими, осуществлять репродуктив­ную деятельность, включаться в социальное общение и т.д.

Деятельность человека в соответствии с исторически на­копленным опытом, в соответствии со сложившимися стан­дартами, нормами культуры и т.п. еще не выявляет творчес­кого потенциала личности, ее своеобразия, неповторимости. Но человек может действовать и нестандартно, новаторски, самодеятельно, что уже вводит его в поле творчества. Иначе говоря, сущность творчества связана с выходом человека за границы привычного, стандартного. Это может выражаться в новых приемах, в новых технологиях, в новых средствах деятельности, в новом результате и т.д.

Творчеством можно считать создание только позитивно нового, ценного, а можно с творчеством связывать создание любых новаций, и положительных, и отрицательных. В ли­тературе обе точки зрения достаточно широко представлены. Итак, можно сформулировать два контрастных определения творчества:

- творчество - это создание новой ценности, новой и для ин­дивида и для общества или для индивида или для общества; цен­ности, т.е. позитивно значимого, положительного результата, способствующего прогрессу человечества и человека;

- творчество - это создание нового, новаций, это новаторс­кая деятельность безотносительно к субъекту нового (индивид или человеческий род) и к значимости нового (ценность или ан­тиценность).

Второе понимание сущности творчества более предпочти­тельно: творчество - это новаторская деятельность лично­сти или социальной общности. Это определение нуждается в пояснении.

1. Творчество - это деятельность со всеми ее компонентами (субъект, объект, средства, процесс, условия, результат), а не конечный результат, не творение. Это не так банально, как ка­жется. Ведь до сих пор такие явления, как управление, искус­ство, маркетинг, наука, политика, право и т.п., еще не пони­маются как виды деятельности: управленческая деятельность, художественная деятельность, научная деятельность, полити­ческая деятельность, правовая деятельность и т.д. А это обо­гатило бы и проблематику соответствующих теорий: теории уп­равления, теории искусства, теории науки, теории права, тео­рии политики и др.

2. Творчество - это новаторская деятельность, создание но­вого, новаций разного рода: новое в науке, новое в технике, новое в искусстве, новое в образовании, новое в политике и т.д. В концепциях интеллектуальной собственности со всеми ее видами и юридически утверждается понимание творчества как деятельности по созданию новаций (научные открытия, техни­ческие изобретения, промышленные образцы, программные продукты, ноу-хау и т.д.).

3. Творчество - это новаторская деятельность личностей и социальных общностей (групп, коллективов). Этот момент ва­жен для понимания процессуальности творчества, поскольку оно осуществляется субъектами и в индивидуальной, и в кол­лективной форме, и для понимания субъекта-носителя новаций: новое как для создателя (индивид и коллектив), так и для об­щества, потребителя, человеческого рода.

Слагаемые творческого потенциала

Понятие потенциала, потенциального противостоит понятию актуального, действительного. Если само творчество и творческий акт актуальны, то в самом человеке содержится то, что актуализируется, т.е. это потенциал как возможность ак­туального.

Принципиальное значение здесь имеют рассуждения Л. Фейер­баха и К Маркса о сущностных силах человека.

Главнее в этом подходе заключается в выделении двух ин­тегральных родовых сущностных сил человека: потребностей и способностей. Являясь составными частями природы челове­ка, его внутренними свойствами, потребности и способности предстают как родовые сущностные качества, а обращенные вовне, к деятельности, к поведению, к внешнему бытию потреб­ности и способности являются родовыми сущностными силами. Именно деятельность человека является тем полем, в котором «работают» данные силы.

Давая общую характеристику потребностей и способностей, можно отметить следующее:

а) они являются родовыми силами, т.е. присущи всему чело­веческому роду, а значит, и каждому человеку;

б) они являются сущностными силами, поскольку опреде­ляют все другие характеристики человека и прежде всего всю его многоаспектную деятельность, а через нее и социальные от­ношения;

в) они являются интегральными качествами человека, по­скольку все иные характеристики - это виды, формы проявле­ния базовых потребностей и способностей. Здесь можно назвать:

- желания, стремления, интересы, ориентации, хотения, влече­ния, запросы, склонности и т.п. - это разные формы потребности:

- память, воля, воображение, мышление, умения, интуи­ция, эвристические способности, речь, навыки, автоматизмы, освоенные способы и методы деятельности и т.п. - это разные формы способности.

Специфика их состоит в том, что они выполняют разные фун­кции: потребности - это побудительные силы человека, силы, которые побуждают к деятельности; способности - это деятельные силы человека, силы, которые действуют. Един­ство потребностей и способностей реализуется в деятельности, она является актуализацией и потребностей, и способностей. Все это справедливо для любой человеческой деятельности:

- художественная деятельность является реализацией худо­жественных потребностей и способностей,

- экономическая деятельность является реализацией эконо­мических потребностей и способностей и т.д.

Аналогичным образом необходимо трактовать и творче­ство, творческую, новаторскую деятельность: она является реализацией потребностей в творчестве и способностей к твор­честву.

Потребности и способности и образуют слагаемые твор­ческого потенциала человека. Они генетически заданы особен­ностями биопсихического субстрата человека, но формируют­ся, развиваются в ходе жизни, в ходе социализации, превраща­ясь из творческого потенциала человека в творческий потенциал личности; именно личность является высшей формой бытия че­ловека, единичного представителя человеческого рода.

Эвристическое значение деятельности для понимания по­требностей и способностей как слагаемых потенциала человека состоит прежде всего в том, что ретроспективный подход (от деятельности к потенциалу) позволяет конкретно представить природу потребностей и способностей. Здесь выявляется после­довательность шагов анализа.

1. При значительном обобщении человеческая деятельность предстает как производство и потребление: создание матери­альных и духовных ценностей и их использование, потребле­ние. Следовательно, потребности и способности сразу же диф­ференцируются на два типа:

- потребность производить и потребность потреблять,

- способность производить и способность потреблять. Наиболее очевидно это, скажем, применительно к художе­ственной деятельности:

а) художественная деятельность как художественное произ­водство, художественное творчество, а значит, и ее потенциал

предстает как потребность в художественном творчестве и спо­собность к художественному творчеству;

б) художественная деятельность как художественное воспри­ятие искусства, а значит, и ее потенциал должен быть понят ана­логично: потребность восприятия и способность восприятия. Скажем, вся теория художественного вкуса - это по существу анализ способности восприятия художественных ценностей.

Подобное можно сказать об экономической деятельности, педагогической, медицинской, научной и т.д. В целом, следо­вательно, можно выделить два крупных типа потребностей и способностей:

А. Потребности производства (создания, опредмечивания, объективации, отчуждения, овеществления, выражения, экс­прессии - это разные термины в литературе для обозначения движения от субъекта к объекту, от личности к предметности) и потребности потребления (восприятия, отражения, распред­мечивания, субъективации, использования - это тоже разные термины для обозначения движения от объекта к субъекту, от предмета к человеку).

Б. Способности производства (опредмечивания, создания, объективации, овеществления, выражения) и способности потребления (распредмечивания, субъективации, восприя­тия и т.п.).

Все сказанное выше справедливо не только для деятельнос­ти в целом, но и для новаторской, творческой деятельности: потребность и способность творчески производить и потреб­ность и способность творчески потреблять.

Что касается созидательного, производственного творчества, то здесь сомнений относительно аналогичных способностей и потребностей практически нет. Сложнее с пониманием деятель­ности потребления, восприятия, распредмечивания. Ее неред­ко трактуют как пассивную, нетворческую, но, скажем, уже К.С.Станиславский по отношению к потребителю искусства, зрителю, читателю, слушателю употребляет такие же характе­ристики, как и к создателю художественных ценностей: талантливый зритель, слушатель, читатель. Ведь не только но­ваторски, творчески можно создавать произведения искусства, но и новаторски, творчески воспринимать их. Разве не это ха­рактерно для такого явления в искусстве, в художественной деятельности, как художественная критика. Кто такой кри­тик? Это и есть талантливый, творческий восприниматель, цени­тель, потребитель искусства (Белинский, Чернышевс­кий, Добролюбов, Стасов и др.). Любопытно, что талантливые критики отнюдь не были такими же талантливыми создателя­ми произведений (посредственные стихи Белинского или рома­ны Чернышевского).