Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины, задания для контрольных работ и рекомендации по их выполнению для учащихся заочной формы обучения III (стр. 41 из 59)

Вероятно, подобное необходимо сказать и о других типах «потребительской» деятельности: экономическое потребление, научное потребление, педагогическое потребление... Ведь кро­ме гениального управления может существовать и гениальное исполнение, т.е. «потребление» управленческих команд. Как часто руководитель страдает от отсутствия талантливых подчи­ненных, исполнителей его распоряжений.

Таким образом, мы исходим из того, что способности и по­требности человека, т.е. его творческий потенциал, реализуют­ся не только в производстве, но и в потреблении: можно твор­чески создавать и можно творчески потреблять.

2. Поскольку деятельность может быть репродуктивной и новаторской, постольку и потребности и способности (потенциал человека) могут классифицироваться по этому же основанию:

- потребность и способность к репродуктивной, воспроизво­дящей деятельности (традиционное производство и традицион­ное потребление),

- потребность и способность к творческой, новаторской дея­тельности (творческое потребление и творческое производство). Это обстоятельство может показаться незначительным с точки зрения описательно-констатирующей, но с точки зрения соци­ализации, формирования потенциала личности оно имеет важ­ное значение, поскольку ориентирует и педагогов, и все образо­вательные программы не только на идентификацию, на форми­рование традиционно, стандартно действующего человека, но и на новаторски функционирующую личность.

3. В нашем понимании творчества специально подчеркива­ется индивидуально-новаторский и социально-новаторский характер творчества: творчество как создание нового для индивида и творчество как создание нового для общества . Следовательно, и потенциал человека, его творческие способ­ности и потребности могут быть дифференцированы по данно­му основанию:

- потребность и способность к индивидуальному творче­ству (индивидуально-творческое производство и индивидуаль­но-творческое потребление),

- потребность и способность к социальному творчеству (социально-творческое производство и социально-творческое потребление).

Характер продуктов творчества может и не осознаваться са­мим индивидом, но объективно результаты творчества всегда имеют ценность, значимость или только для индивида, или и для индивида, и для общества.

Личность - общество - личность: методологические аспекты проблемы Понятие “человек” используется для обозначения всеобщих, присущих всем людям способностей, отличающих нас от животного мира. Индивид- единичный представитель человеческого рода, носитель социальных и психических черт. Его характеристиками являются такие признаки, как пол, возраст, раса, статус, роль. Что бы отразить совокупность целостных психических и культурно исторических особенностей индивида, используют понятие “личность” - ее характеристиками в социологии являются - активность, мотивы, цеености, культура, архетип. Социология чаще оперирует понятием “индивид”. Эта традиция сложилась в рамках классической социологии Э.Дюркгейма. Еще М. Вебер заметил, что такой подход явно не достаточен. Однако понимание личностного у Вебера ограничивалась выделением специфических мотивов и основанных на них - типах действий. Парсонс сделал еще один шаг вперед - ввел в социологию понятие “ценности” и ”культуры” - как атрибута личностного.Методологические проблемы рассмотрения “личностного” в социологии:

1. Если человек свободен (“лодки на поверхности моря”) и его действия определяются только интенциями его психики, то социология теряет свой предмет - сводится к психологии

2. Если человек не свободен (“движение по аллеям парка”), а его действия определяются действием общих законов, в частности культурных или экономических детерминант, то социология теряет свой объект, человека как субъекта социальных отношений - сводится к культурологии или экономической теории.Синтез этих направлений возможен на пути признания следующих концептуальных положений:

· объективные пределы свободы определяются интенциями видения и мотивов личности, задаваемых культурой. Иначе: человек не может видеть или стремиться к чему-то, что не представлено в его сознании как ценность. Кроме того, личностное не является врожденным, врождены только предпосылки развития человека в личность (феральные люди). Вне культуры человек утрачивает способность к личностному бытию - превращается в “животное”.

· культура же не может быть представлена вне ее носителя - как личностного субъекта. Это означает, что процесс усвоения культуры отнюдь не напоминает запись программы в вычислительную машину. Ценности и культурные нормы изначально воспринимаются в смыслах личности их носителя. Личность же является феноменом психического, включая и бессознательное. Основным фактором трансформации культуры являются содержания коллективного бессознательного - архетипы, на базе которого вырастает конкретный культурный архетип и культура. В результате “аллеи парка” превращаются в “извилистые русла рек”.

Социальная сущность личности. Любое общество состоит из людей. Каждый человек тоже является сложной системой. В социологии различают понятия индивида и личности. Индивид - один из группы.

Индивидуальность - это особенность, которая отличает одного человека от другого.

Личность - совокупность социально-значимых черт сформированных обществом.

В человеке слиты воедино биологические, психологические и социальные качества.

1. направленность личности.

- потребности: биогенные (еда, жилище, секс), безопасность, потребность в самоутверждении, потребность в саморазвитии (самореализации);

- мотивы поведения; цели человека; ценностные ориентации, иные установки человека; интересы личности; убеждения; идеалы.

Все это формируется воспитанием и социальным общением.

2. жизненный опыт личности. умения; навыки; привычки;

Социальное играет здесь главенствующую роль и формируется через обучение.

3. особенности психический процессов. чувства; восприятие; мышление память; воля.

Социальность может наложить отпечаток на психические процессы, изменить их через тренировку.

4. биологические свойства. строение тела; патологические свойства в строении тела; темперамент (тип нервной системы); половые и возрастные свойства.

Социологические подходы и концепции личности. В социологии имеется несколько тенденций в решении социологического подхода, две из них прямо противоположны. Одна тяготеет к абсолютизации биологического начала в жизни человека, а значит, и в понимании социальной жизни, социального как явления. Другая противоположна, для нее характерен полный отрыв личности от природного начала. В понимании человека, а вместе с тем и в понимании социального как явления в рамках этой традиции наблюдается стремление изолировать, далеко развести социальное и природное в человеке и обществе.

Основные микро социологические подходы изучения личности.

Микросоциология изучает интеракцию, т.е. повседневное взаимодействие людей, в центре - личность.

Теория социального обмена. Исходным положением теории социального обмена является то, что людям необходимы многообразные виды вознаграждений, получить которые они могут, только взаимодействуя с другими людьми. Люди вступают в социальные отношения, поскольку ожидают, что будут вознаграждены, и продолжают эти отношения потому, что получают то, к чему стремятся. Вознаграждением в процессе социального взаимодействия могут быть социальное одобрение, уважение, статус, а также практическая помощь. Учитывается и то, что отношения в процессе взаимодействия могут быть неравными. В этом случае человек, обладающий средствами для удовлетворения потребностей других людей, может использовать их для приобретения власти над ними. Это возможно при наличии 4 условий: 1) если нуждающиеся не располагают необходимыми средствами; 2) если они не могут получить их из другого источника; 3) если они не хотят получить то, в чем нуждаются силой; 4) если в их системе ценностей не произойдет изменений, при которых они смогут обойтись без того, что раньше им было необходимо.

Символический интеракционизм. Характерными чертами символического интеракционизма, отличающими его от большинства направлений социологии и социальной психологии, стали, во-первых, его стремление исходить при объяснении поведения не из индивидуальных влечений, потребностей, интересов, а из общества (понимаемого как совокупность меж индивидуальных взаимодействий), и, во-вторых, попытка рассматривать все многообразные связи человека с вещами, природой, другими людьми, группами людей и обществом в целом как связи, опосредованные символами. В основе символического интеракционизма лежит представление о социальной деятельности как совокупности социальных ролей, которая фиксируется в системе языковых и других символов.