Наконец, в ходе социализации человек должен превратиться в личность, в субъекта исторического процесса, в социально ответственного и социально функционирующего агента общественной жизни. Этот этап третичной социализации называется персонализацией - превращение индивидуальности в персону, в личность, в субъекта общественной жизни. Этот процесс осуществляется за счет самодеятельности, т.е. внутренне мотивированной творческой деятельности. Исторически все виды деятельности (основанной на «надо» и на «стандартах») превращаются в идеале в самодеятельность (основанную на «хочу» и на творчестве). То есть исторически все люди в социуме должны стать активными свободными творческими субъектами -личностями.
Личность - это социально функционирующий человек, не объект, а именно субъект общественной жизни. Ведь объект -это то, на что направлена деятельность, а субъект активен, он не пешка в руках других, а активный самостоятельный деятель. При этом важно подчеркнуть общественный, социальный характер деятельности личности в отличие от индивидуальности. Индивидуальность утверждает себя, а личность - некие социальные идеалы; у индивидуальности - индивидуальная самодеятельность, а у личности - общественная, общественно значимая. В личности как бы в диалектическом единстве, в снятом виде существует и человек (общее) и индивидуальность (особенное). В соответствии с диалектическим законом отрицания отрицания идентификация отрицается индивидуализацией, а индивидуализация отрицается персонализацией.
Персонализация - это как бы возврат к первому этапу, но е удержанием всего ценного на втором этапе и слаганием нового, более развитого состояния единичного представителя человеческого рода - превращение индивидуальности в личность.
Механизм социализации
Социализация в форме идентификации, индивидуализации и персонализации осуществляется в системе социума с использованием всех форм, каналов, путей, средств, социальных институтов общества. Центральная роль в ходе социализации принадлежит педагогической сфере общества, то есть всем социальным институтам, целенаправленно и профессионально осуществляющим процессы образования, обучения и воспитания: дошкольные учреждения, школа, лицеи, гимназии, колледжи, ПТУ, техникумы, вузы и вся послевузовская система непрерывного образования. Между всеми институтами педагогики, или, точнее, институтами социализации, должна соблюдаться согласованность действий, целен, планов и программ, чего сегодня нет нигде. По крайней мере каждый институт социализации должен четко сформулировать «модель выпускника», которая будет определять и содержание учебных планов и программ. Сегодня мы можем назвать пока только одно достаточно четкое, полное формулирование целостной модели выпускника, представленное в концепции Нижегородской авторской академический школы (НАА) № 186 г. Н.Новгорода. Поскольку оно уникально, для иллюстрации приведем его полностью: «Система деятельности Школы ориентирована на подготовку выпускников, отвечающих следующим требованиям:
1) это физически, психически и нравственно здоровый человек;
2) это человек, владеющий компьютерными технологиями на локальном, региональном и глобальном уровне коммуникации;
3) это человек, свободно владеющий устной и письменной английской речью в 8 сферах международной коммуникации (наука и искусство, педагогика и управление, медицина и физкультура, экономика и экология);
4) это человек с установкой авторского (творческого) освоения фундаментальной общей культуры в основных сферах общественной жизни;
5) это человек, способный к целостному и гармоническому освоению мира с различных мировоззренческих позиций: религии и мифологии, науки и философии, народного опыта и искусства в авторском диалоге с альтернативными позициями;
- это профессионально сориентированный человек, на основе выявленных в деятельности склонностей и способностей с авторским маршрутом вхождения в профессиональную культуру;
7) это патриот своей Родины, заботящийся о ее восстановлении, сохранении, совершенствовании и защите, способный к всемирной отзывчивости и культурному диалогу на международном уровне;
8) это человек, способный к эффективному индивидуальному и коллективному творчеству по решению задач гармонизации отношений человека и окружающей среды;
9) это человек, владеющий методами комплексной, системно-интегративной, междисциплинарной постановки и эффективного решения проблем культуры, возникших на рубеже XX и XXI веков от локальных до глобальных».
За пределами профессиональных педагогических учреждений существуют социальные институты, которые тоже решают задачи социализации: семья, трудовые коллективы, армия, СМИ, общественные объединения и т.д. У них нет специальных программ и профессиональной подготовки, но они оказывают значительное, целенаправленное или стихийное, влияние на формирование общей, мировоззренческой, гражданственной и профессиональной культуры личности. Мера их воздействия определяется их статусом в социуме, возможностями, кадровым составом. Особое место в этом составе принадлежит семье и средствам массовой информации.
Уже в семье родители должны стремиться универсально развивать ребенка (что и доказала семья Л. и Б. Никитиных), формировать его хозяйственно-бытовую, нравственную, художественную, физическую культуру, его управленческие навыки, его первичные медико-валеологические умения, его мировоззрение. Дошкольные учреждения призваны как бы продолжить эту логику всестороннего развития, что они, кстати сказать, успешно делают.
Вот школа уже начинает заниматься ранней специализацией, «профориентацией» детей вместо подготовки их к органичному включению не в математику, не в спорт, не в экономику, не в менеджмент, не в искусство, а в жизнь, которая универсальна. Не ясно ли, что структура жизни должна найти адекватное отражение в структуре учебного процесса в школе: сферы общественной жизни должны педагогически трансформироваться в учебные циклы в средней школе (сколько сфер - столько и учебных циклов). Иначе говоря, предметно-дисциплинарный принцип преподавания должен уступить место цикловому принципу.
ТЕМА 2.9. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ.
Социальный контроль. Его сферы. Самоконтроль. Понятие и причины девиантного поведения. Аномия. Особенности молодежной девиации.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Социальное управление
Социальный контроль является одной из функций социального управления, поэтому важно прежде всего определить место контроля в ряду функций социального управления. Само социальное управление является одним из типов управления вообще. Если управление - это приведение одной системы в состояние, заданное программой другой, то в реальном мире можно выделить три типа управления, в соответствии с тремя типами программ:
а) техническое управление в неживых системах, определяемое алгоритмами, техническими программами (станок с программным управлением, компьютер и т.п.);
б) биологическое управление в живых системах, определяемое генетическими программами (растения и животные);
в) социальное управление существует в общественных системах (управление страной, городом, регионом, советом министров, думой, школой, вузом, заводом, фирмой и т.д.), где действуют социальные субъекты, наделенные сознанием и волей В этих системах среди сотрудников существует поляриацпя на управителей и исполнителей, начальников и подчиненных. Социальное управление - это все виды информационного (не вещественного и не энергетического) воздействия управляющей системы на управляемую, субъекта управления на объект управления.
Социальное управление предполагает осуществление некоторой последовательности функций, которые характеризуют процесс управления. К этим функциям относятся планирование - формирование той программы, которую должен будет выполнять объект управления;
2) организация - построение той системы (определение кадрового состава, распределение должностей, функций, налаживание координации и субординации), которая будет выполнять программу;
3) руководство - принятие управленческих решений, направляющих управляемую систему в русло программы;
4) контроль - осуществление обратной связи субъекта управления с объектом управления, чтобы фиксировать соответствие действий исполнителя программе;
5) регулирование - внесение корректив, поправок, изменений в управляемую систему, если она отклоняется от программы.
Субъект управления может комплексно выполнять все функции или делегировать их выполнение соответствующему (планирующему, контролирующему и т.д.) органу. Одной из таких функций является контроль. Это особая функция социального управления, предполагающая учет, отчетность и т.п. действия с целью (определения соответствия деятельности исполнителя программе руководителя.
Контроль, занимая место одной из функций управления, в то же вр( ля обращен на все эти функции: контроль планирования, контроль организации, контроль руководства, контроль регулирования и, конечно, контроль за контролем, потому что всегда сучествует суперсистема по отношению к данной системе управления.
Общая логика развития общества все более требует не только отлаженное управления со всеми его функциями, но и формирования системы самоуправления (самоорганизация, самоконтроль и пр.). Если развитие управления обусловлено необходимостью четкого согласования действий коллектива людей в усложняющихся социальных отношениях, то необходимость самоуправления определяется потребностью развития активности и инициативы граждан, их мобильной готовности находить оптимальные решения в экстремальных ситуациях. Даже супергениальный управитель не может предусмотреть возможных вариантов развития событий, чрезвычайных ситуаций, возникновения новых факторов и т. д. Уже в рамках системы управления (а не самоуправления) хороший руководитель высоко ценит такие качества исполнителя, кок инициатива, находчивость, самостоятельность и т. п. У нас много пишут об управленческой культуре, но есть и исполнительская культура. Не будем забывать, что высшей формой управления является самоуправление, что соответствует общему социологическому закону превращения всех видов деятельности в самодеятельность.