ТЕМА 1.3. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 17-19 ВВ.
СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ.
Европейская философия 17-19 веков. Современная философия. Научная революция 17 века. Ее влияние на философию. Культ разума в философии эпохи Просвещения. Основные проблемы немецкой классической философии. Современная философия.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Начавшийся в эпоху Возрождения процесс разложения феодального общества расширяется и углубляется в XVII в. Происходят буржуазные революции, подготовленные развитием мануфактурного производства. Развитие буржуазного общества порождает изменения в экономике, политике и общественном сознании. Важнейшим фактором изменения общественного сознания оказывается наука в лице экспериментально-математического естествознания. Среди основных достижений — создание механистической картины природы, т.е. объяснение природы с позиций механики. Философия выступает с критикой религии, средневековой схоластики. Важнейшими для философии стали проблемы обоснования научного знания, методов познания. Ф.Бэкон (1561 — 1626) решительно переосмысливает предмет и задачи науки. В отличие от античности, когда к природе относились созерцательно, ставится задача обращения научного знания на пользу человеческому роду: "Знание - сила". Бэкон ориентирует на поиск открытий не в книгах, как схоласты, а в процессе производства и ради него. Он обосновывает важность индуктивного метода (от единичных фактов к общим положениям). Близкие цели ставились и Р.Декартом (1596 — 1650), но он предлагает анализ, требующий строгой последовательности в познании по образцу математики. Особую роль Р.Декарт отводил самосознанию ("мыслю, следовательно, существую"), а также методическому сомнению. Для философии Нового времени принципиальное значение имеет спор между эмпиризмом (сенсуализмом) и рационализмом. Представители эмпиризма (Ф.Бэкон, Дж.Локк, Д.Юм) считали единственным источником знаний ощущение, опыт; сторонники рационализма (Р.Декарт, Г.Лейбниц, Б.Спиноза) превозносили роль разума и принижали значение ощущений, чувственного познания. Вместе с тем эти направления имели и общие черты: они признавали познаваемость мира.
Ряд мыслителей разрабатывали проблемы права и государства (Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.Ж.Руссо и др.).
Важным этапом в развитии философии Нового времени и в духовной жизни Европы в целом явилась философия Просвещения, зародившаяся в начале XVIII в. (Ф. Вольтер, Ж.Ж.Руссо, П.Гольбах, Д.Дидро, К.А.Гельвеций и др.). Просветители верили в прогресс и считали знание основным рычагом общественного переустройства. Для них характерно также представление о "естественном состоянии" человека и о необходимости его здорового воспитания. Исходя из этих взглядов, они боролись против феодализма, за коренные изменения общественных отношений.
Вершиной развития философии Нового времени явилась немецкая классическая философия, сыгравшая наряду с немецкой литературой выдающуюся роль в духовной жизни Германии и Европы в целом. Ее родоначальник — И.Кант (1724 — 1804). Важнейшей составной частью немецкой философии он считал гносеологию и ставил задачу критического анализа познавательных способностей субъекта. Присущее предшествовавшим философам убеждение в безграничных возможностях познания он считал догматизмом и опровергал его. Собственный же подход он характеризовал как критический (понимая под критикой исследование). Характерны уже сами названия произведений Канта: "Критика чистого разума", "Критика практического разума", "Критика способности суждения".
Кант резко подчеркнул непреодолимые, по его мнению, трудности и противоречия познания. Они выражались в антиномиях, т.е. в наличии противоположных и равно убедительных суждений по одному и тому же вопросу. Кант провозгласил разрыв между познающим человеком (субъектом) и миром, между познаваемой внешней оболочкой веши (явлением) и "вещью в себе" (сущностью).
Выявленные Кантом противоречия немецкие философы пытались преодолеть на путях идеализма. Так, И.Г.Фихте (1762 — 1814) считал, что преодолеть противостояние познающего человека и действительности можно на основе центрального понятия "Я", порождающего "не - Я", т.е. мир. Подчеркивание активной роли субъекта достигалось ценой искусственных построений.
Ф.В.Шеллинг (1775 — 1854) выводил все4?азвитие из некоего абсолютного начала. Он одушевлял природу, хотя и считал, что ей присущи внутренние импульсы развития. Шеллинг считал философское творчество родственным художественному, а наиболее адекватным способом познания — интеллектуальную интуицию.
Г.Гегель (1770 — 1831) стремился преодолеть противоречия Канта с позиций объективного (абсолютного) идеализма. Он выводил развитие действительности из "чистого понятия" ("абсолютной идеи"). Гегель сформулировал основные законы диалектики. Вместе с тем его система предполагает завершение процесса развития.
С резкой критикой идеализма и религии выступил Л.Фейербах (1804 - 1872), вначале приверженец философии Гегеля, а затем ее решительный противник. Его учение можно охарактеризовать как антропологический материализм. Фейербах преодолел ограниченность предшествовавшего материализма, сводившего любую реальность к механическому движению. В центре внимания Фейербаха - живой целостный человек, который, однако, рассматривался им скорее как существо биологическое. Фейербаха справедливо критиковали за неисторичность, абстрактное понимание человека. Однако нет ли здесь предпосылок общецивилизационного, общечеловеческого подхода?
17 век – это период развития мануфактурного производства. Первые буржуазные революции (Нидерланды, Англия). Развитие производства требует новых научных знаний. Определил становление развития естественно научных знаний.
Развитие естествознания, развитие современной науки явилось наиболее существенным фактором становления философии. 17 век – основа развиваются научные знания. Философское становление современной науки – это, прежде всего, становление теоретической науки. Наука постепенно становится определяющим фактором развития производства. Наука становится теоретической.
В науке 17 века противоречие чувственно-опытного познания с одной стороны и логически-рационального с другой стороны играло существенную роль. Именно к этому противоречию и было привлечено основное внимание.Þ Различие в методах познания Þостро вставал вопрос о средствах познания, приемах, способах, операциях.
Эта противоречивость осознавалась как проблема методов: какие методы дают истинное знание. Фундаментальный вопрос – истинность знания. Поскольку решить вопрос об истинности знания можно исходя из противоречивости методов и результатов познания.
Разработка проблемы метода привела к появлению двух познавательных концепций:
1.Эмпиризма
Рационализма.
С того времени проблема познания находится на первом плане западноевропейской философии. Воздействие развивающегося научного знания на философию 17 века проявилось и в том, что философия в значительной мере характеризовалась различными проявлениями механицизма – преимущественное развитие механики. Изучение механики приводило к тому, что в 17 – нач. 19 в. познание самых различных природных явлений происходило на основе аналогий механическим процессам. Это приводило к абсолютизации сферы применения, значения механических знаний, представлений о движении. Эта абсолютизация механических знаний и получила название механицизма – как познавания явления, возникающего в естествознании. Из естествознания механицизм перешел в философию 17 века.
Каковы элементы механизма, которые проявились в философии 17 века?
В философии именно механико-математическое знание рассматривался как эталон знания вообще. В философии 17 века существовали учения, которые перенимали форму выражения математического знания, Спиноза формулировал свои суждения в форме теорем, которые потом определенным образом доказывались.
В философских учениях движение существовало в природе, осуществлялось механическое движение и на любой процесс движения переносились механические характеристики движения. Механическое движение определялось силой воздействия на природу. Þ Должна быть внешняя сила сообщающая движение природе. Такой сверхприродной силой мог быть Бог. Существует Бог как первоначало, как перводвигатель (деизм).
На основе механического движения невозможно объяснить соотношение духовного и материально – вещественного. Это привело к тому, что в философии 17 века остро встает проблема единства мира (невозможно одно вывести из другого) Þ актуализируется и проблема субстанции.
Традиционная проблема человека, проблема познаваемости возможностей, проблема свободы человека.
Гносеология - гносис - знание - наука о познании, в котором изучается природа познания, отношения знания и реальности, выявляются условия достоверности и истинности знаний, возможности познать мир. В гносеологии в системе мир-человек коррелятом гносеологии является познавательные субъективно-объективные отношения. Категории гносеологии - истина, достоверность, сознание, познание, субъект и объект, чувственное, рациональное, интуиция, вера. Гносеология изучает общее в познавательной деятельности безотносительно к тому, какова эта деятельность - обыденная, профессиональная или др. Эпистемология - теория научного познания есть часть гносеологии рассмотрение специфики того или иного познания не самоцель, изучение возможностей и форм достижения истины. Онтология выступает предпосылкой теории познания. Все философы системы, так или иначе, связаны с гносеологией, причем некоторые сводят к ней всю философию, отказ от онтологии.
Гносеология проблематика - соотношение сознательного и материи, соотношение чувственного и логического, проблема отражения, приоткрывает сущность познавательного процесса человека. Всегда играла существенную роль.