Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины, задания для контрольных работ и рекомендации по их выполнению для учащихся заочной формы обучения III (стр. 53 из 59)

• гражданин Республики Беларусь по рождению;

• не моложе 35 лет;

• наделенный избирательным правом;

• постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее 10 лет
непосредственно перед выборами.

Порядок избрания и компетенция Президента, его освобождения и смещения закреплены в главе 3 раздела IV Конституции Республики Беларусь.

Аристотель выделял три формы правления: 1) демократию -правление народа, 2) монархию - правление одного лица, 3) ари­стократию - правление родовой знати, немногих. Он же фор­мулировал и основные принципы демократического правления: равное участие граждан в управлении, равное право занимать государственные должности; народ, а не закон является источ­ником власти и т.д.

В Средние века демократию рассматривали как народовлас­тие, доверенное монарху, как легитимную форму доверия на­рода своему монарху. В Новое время обсуждается проблема со­отношения демократии и республиканского строя. Скажем, Монтескье выделял три формы государственного правления: республику, монархию, деспотию. Республика может существо­вать в форме аристократической или демократической респуб­лики. Идеи представительной демократии Монтескье нашли от­ражение во французской Конституции 1791 г.

Демократические идеи стали реализоваться на практике в ходе борьбы американских колонистов за независимость (1775-1783 гг.). Суверенитет страны (США) подкреплялся суверенитетом наро­да, это получило закрепление в Декларации независимости США, где говорится: - народ - источник власти, и ему принадлежит сувере­нитет; правительство ~ слуга народа; все люди равны в правах на жизнь, свободу, собствен­ность; функционирует принцип разделения властей; государственные власти должны действовать в инте­ресах народа;народ вправе низвергать неугодное ему правительство. Так или иначе, исторически в теории и на практике была от­работана концепция демократического устройства, правления, строя. Различают прямую и представительную демократию. Прямая демократия основана на непосредственном, личном участии граждан в решении государственных вопросов (что и было в Афинах). Для этого необходимо несколько условий:

а) небольшая территория и численность населения, для прямого доступа всех граждан к личному участию в уп­равлении делами общества; отсутствие политических партий и политической дифференциации в обществе;

в) неограниченные личные свободы граждан. Представительная демократия основана на выборности вла­стных структур и лиц, осуществляемой в соответствии с опре­деленными правилами и в рамках избирательной системы.

Американский политолог Л. Даймонд называет три основных условия существова­ния представительной демократии:

- наличие ненасильственной, честной и всеобъемлю­щей конкуренции между политическими партиями и гражданами за любые посты во всех властных структурах;

- высокий уровень равного политического участия масс в регулярных и законных выборах, когда ни одна соци­альная группа не лишена права на такое участие;

- широкий спектр и высокий уровень гражданских и по­литических свобод, позволяющий обеспечить целостность политической конкуренции и политического участия.

Системная характеристика представительной демократии может быть дана при помощи ряда ее основополагающих прин­ципов.

Во-первых, демократия предполагает наличие политическо­го и идеологического плюрализма в законодательно закрепленной многопартийной системе. Это позволяет гражданам оказы­вать влияние на государственно-политическую систему через политические партии, участвующие на выборах за право фор­мировать государственную власть. Политический плюрализм определяет наличие политических альтернатив, а значит, созда­ет благоприятные условия и возможности для политического выбора граждан, для их свободного политического самовыра­жения и самоутверждения. Разумеется, сам плюрализм, мно­гопартийность, возможность выбора еще не представляют со­бой однозначной, автоматической гарантии демократических свобод, потому что существует возможность манипулирования сознанием, волеизъявлением граждан прежде всего при помо­щи СМИ, рекламы, программных заявлений, демагогических обращений и т.д.

Во-вторых, демократия основана на формировании законо­дательной и исполнительной ветвей власти по итогам всенарод­ного, тайного и альтернативного голосования. Чтобы прийти к власти, надо заручиться поддержкой большинства избирателей. На выборах народ проявляет свою волю, свою власть, но, как сказано выше, в ходе предвыборной борьбы открываются ши­рокие возможности манипулирования общественным мнением. Кандидаты своими заявлениями, программами стремятся при­влечь на свою сторону избирателей, но это естественно налагает на них и политическую ответственность: ответственность перед избирателями, опасность отзыва.

Политическое значение избирательных кампаний состоит в том, что они вовлекают граждан в политику, информируют их о политических позициях и платформах партий, стимулируют активное участие широких масс в политической жизни, особен­но на местном и региональном уровне.

В-третьих, демократия характеризуется относительной подот­четностью исполнительной и законодательной власти населе­нию. Мера подотчетности в разных странах разная, но так или иначе в Конституциях должны быть установлены и оговорены формы контроля за деятельностью властных структур, иначе обессмысливается само понятие демократии. Ведь воля народа проявляется не только в самом факте их участия в выборах, но и в праве контролировать деятельность своего избранника или соответствующей фракции. Система контроля за органами и ветвями власти осуществляется путем прямого воздействия масс на власть через референдумы и досрочные выборы, а также в форме взаимоконтроля ветвей власти: вотум недо­верия исполнительной власти со стороны законодательной,

, роспуск думы или парламента, импичмент главе государства.

В-четвертых, демократия предполагает при всей ее опоре на большинство защиту прав меньшинства. Давно известно, что количеством голосов не решаются вопросы истины, справедли­вости, что большинство бывает неправым, а меньшинство пра­вым. Значит, в подлинно демократическом обществе меньшин­ство должно быть защищено от возможного "подавляющего" большинства. Для этого меньшинство должно иметь и особые права и особые институты защиты своих прав. В частности, это выражается в праве иметь политическую оппозицию во власт­ных структурах и идеологическую оппозицию в средствах мас­совой информации.

Существование политической и идеологической оппозиции -важное условие демократии, гарантирующее меньшинству выражение своих взглядов, представление альтернативных программ, отстаивание интересов отдельных групп населе­ния. Принципиально важно при этом, чтобы оппозиция не ограничивалась негативной критикой, а предлагала позитив­ные решения. Это называется конструктивной критикой в отличие or самоценного критиканства. В то же время боль­шинство в органах власти должно терпимо, лояльно относить­ся к точке зрения оппозиционного меньшинства, стремиться к выработке компромиссных решений, а в идеале достигать консенсуса.

Терпимое отношение к инакомыслящим основано на уваже­нии достоинства, прав, свобод меньшинства в любой его форме: политическое, религиозное, национальное, социальное и т.д. Не надо забывать, что историческое мнение меньшинства может оказаться общепризнанным и былое большинство само может превратиться в свою противоположность.

В-пятых, в демократическом обществе законодательно закреп­ляются основные гражданские и человеческие права, а также личные свободы граждан: право на жизнь, на участие в выбо­рах, на занятие выборных должностей, право на труд, образо­вание, свободу вероисповедания, слова, печати, собраний. Ог­раничение свобод или прав возможно только по закону. Ориен­тация же на полную безответственную свободу может привести к хаосу и анархии. Абсолютная свобода также пагубна, как и абсолютная несвобода. Свобода печати не может быть абсолют­ной, потому что есть защита нравственного здоровья общества (запрет на порнографию), достоинства личности (судебное пре­следование за клевету) и т.д.

Тема 3.9. Права человека как основа демократии

Методические рекомендации

Понятие «права человека» возникло с возрожде­нием естественного права.

Суть идеи естественного права состоит в следующем: наряду с «писаным правом», состоящим из со­вокупности норм права, существует неписаное

интересов законопослушных граждан. моральное право, которое проистекает из самой сущности человека;

естественное право не всегда соответствует за­конодательству;

права человека составляют значительную его часть. Естественное право - это совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека. Оно возникло задолго до возникновения государства. Реализация идей естественного права в законода­тельстве возможна с учетом следующих обстоятельств:

- реальных условий жизни, состояния экономи­ки, политики, правовой системы;

- интересов законопослушных граждан. Основные права и свободы человека не отчуждае­мы и принадлежат каждому от рождения.

Права человека - одно из существенных свойств гражданского общества, определяющее уровень его культуры и цивилизации. Правовое государство и права человека неотделимы.

Права человека носят всеобщий универсальный характер. Это выражается в том, что:

1) все люди, без какой-либо дискриминации, име­ют основные права и свободы;

2) все права человека универсальны вне зависи­мости от государственного строя или международно­го статуса страны;

3) права и свободы человек имеет везде, где бы он ни находился;

4) проблема прав человека - всеобщая.

Источники существования прав человека: сво­бодное гражданское общество, правовое государство, политический плюрализм.