Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины, задания для контрольных работ и рекомендации по их выполнению для учащихся заочной формы обучения III (стр. 6 из 59)

Обладает ли мир в своем существовании единством и, что является основой этого единства? Является ли мир в своем существе неизменным или он постоянно изменяется и развивается? Упорядочен ли мир в своем развитии и изменении, подчиняется ли он каким-либо законам или развивается совершенно произвольным способом? Обладает ли мир и в целом и в своих отдельных фрагментах системной организацией или он существует как простой конгломерат различных элементов? В чем заключается сущность мира? В зависимости от решения этих вопросов фил разделяются на материалистов и идеалистов, монистов, дуализм и плюрализм, детерминизм и индетерминизм. В зависимости от первичности материи или идеи идет основное разделение, прием оба направления имеют свои великие имена.

Рене декарт - основоположник рационализма (рассужд. о методе).

Основная черта философии мировоззрения - дуализм. Декарт допускает 2 независимых друг от др. первоначала: мыслящую субстанцию и материальную "протяженную субстанцию". Первую изучает метафизика, а вторую - физика. Метафизика - вопросы духовные, познания и бытия. Физика - природу. В границах его физики материя представляет собой единств. субстанцию, единственное основание бытия и познания. В то же время в психологии, теории познания, в учении о бытии Декарта – идеалистична. В теории познания Декарта объявляет самой достоверной истиной истину о сущ. сознания, мышления: "Я мыслю, следовательно, Я существую". В учении о бытии он не только признает существование духовной субстанции, но и утверждает, что над ними обеими в качестве высшей субстанции пребывает Бог.

Декарт отождествлял материю с протяжением, или пространством, считая, что чувств. воспринимаемые качества предметов сами по себе, т.е объективно не существующие. Выводы из этого : мировая материя (=пространство) беспредельна, однородна, не имеет пустот и бесконечно делима. плотность и геометрические свойства являются сущностью телесности. Сводит все качественное разнообразие природы явлений к:

1. материи, тождественной с пространством

2. к ее движению.

Движение возникает в результате толчка. Первоначальный толчок дал Бог. Бог создал материю, движение и покой. При этом противоречие - пустоты нет, но при этом есть относительное движение, что означает косвенное признание пустоты.

Идеализм Декарт усугубился религиозными предпосылками его системы. В силу этого для доказательства реального существующего мира необходимо доказать существование Бога. В числе прочих идей в уме существовании идея Бога. Как понятие о существовании всесовершенном, идея Бога обладает большей реальностью, чем все др. идеи. В причине должно быть по крайней мере столько же реальности сколько ее нахождения в следствии. Т.к. мы существуем и т.к. мы суть следствия первопричины, то существование и сама первопричина т.е. Бог. Но если всесовершенин Бог, то этим исключается возможность, чтобы он нас обманывал. Этим обусловлена сама возможность познания.

Бенедикт Спиноза (материалист) - (1632 - 1677). Представляет монизм в форме пантеизма.

Основная цель философии - завоевание господства над внешней природой и совершенствование человеческой природы. Развивая эти идеи предшественников, он дополнил их учением о свободе.

Спиноза учил, что сущность лишь одна субстанция - природа, которая является причиной самой себя. Природа является с одной стороны природой творящей, а с др. - природой сотворенной. Как природа творящая она есть субстанция, или, что тоже самое - Бог. Отождествляя природу и Бога, Спиноза отрицает существование сверхприродного существа, растворяет Бога в природе и тем самым обосновывает материалистичное понимание природы.

Обосновывает важное различие между сущностью и существованием. В единичных, преходящих вещах сущность не совпадает с существом, но в вечной и бесконечной субстанции из сущности с необходимостью следует ее существование. Поэтому бытие Бога (или субстанция) может быть доказано, т.е существование Бога может быть выведено из понятия о сущности Бога (природы).

Бытие субстанция одновременно и необходимо и свободно. Никакой причины, которая. побуждала бы субстанцию к действию, кроме ее собственной. сущности. Единичная вещь не следует из субстанции как из своей ближайшей причины. Она может следовать только из др. конечной вещи. Поэтому всякая единичная вещь не обладает свободой.

От субстанции следует отличать мир конкретных вещей, или совокупность модусов. Модус – это то, что существует не само по себе, а в другом. Субстанция - едина, ее сущность исключает всякое множество. Модусов же бесконечное множество. Они относятся к субстанции как бесчисленные точки, лежащие на прямой относятся к самой прямой. Модусы двух видов - бесконечные и вечные (атрибуты) и конечные.

Природа существует сама по себе, независимо от ума и вне ума. Бесконечный ум мог бы постигать бесконечную субстанцию во всех ее видах и аспектах. Но наш ум не бесконечен. Поэтому он постигает сущность субстанции как бесконечную лишь в 2 аспектах: как протяжение и как мышление (атрибуты субстанции). А всего атрибутов бесконечное множество. Материя есть причина самой себе. Субстанция лишена движения и времени, а движение есть вечный и бесконечный модус.

Рационализм. Принизил роль опыта, возвысил интеллект. Интуиция - высший вид, непосредственное знание. Критерий правильности - ясность и отчетливость. Способствовал атеизму и свободомыслию. По его мнению, наилучшее общественное устройство - демократическое правление, всевластие государства ограничено требованием гражданских свобод.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716).

Развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Декарт свел материальность к протяжению. Лейбниц полагал, что из протяжения могут быть выведены лишь геометрически, но не физические свойства тел: их движение, действие, сопротивление... Поэтому необходимо предполагать в субстанции такие свойства, из которых могли бы быть выведены основные физические характеристики тел.

Материя протяженна и в силу этого делима, субстанция должна быть абсолютно простой. Монада есть неделимая душевная субстанция, создающая умопостигаемый мир, производная от которого - физический мир. Монады не находятся в пространстве и не имеют протяженности. Вечны, неуничтожимы, не изменяются под внешним воздействием.

Число является внешним выражением духовной сущности монады. Деятельность и движение - сущность монады. Каждая монада есть и обоснование своих действий, и их цель. Душа - цель тела. Взаимодействие души и тела монады есть Богом предустановленная гармония. Бог есть абсолютная монада.

Каждая монада одновременно - форма и материя, ибо любое материальное тело обладает определенной формой. Форма - нематериальна и представляет целесообразно действующую силу, а тело - это механическая сила. Поэтому природу нельзя объяснять только знаниями механики, необходимо ввести понятие о цели. Монада есть сразу и основание всех своих действий и их цель.

Как субстанции монады независимы друг от друга. Между ними нет физического взаимодействия. Однако, будучи независимы, монады не изолированы: в каждой монаде отражается весь мировой строй, вся совокупная монад. Поэтому Лейбниц называет монады "живым зеркалом" вселенной.

Т.к. действия монады. - это акты, то они подчиняются природе тела и требуют механического объяснения, т.е. объяснения через "действующие причины". А т.к. действия эти есть действия развивающейся монады, то они подчиняются природе души, требуют объяснения, при помощи целесообразности, т.е "конечные" (целевые) причины.

Понятие развития у Лейбница очень широко. В природе все находится в развитии. Развитие есть лишь изменение первонач. форм путем бесконечно малых изменений (нет ни происхождения, ни уничтожения). Отрицает возможность скачков или разрывов непрерывности в развитии.

Движения сила развития. В монаде происходит непрерывное изменение, вытекающее из ее внутреннего принципа. Бесконечное разнообразие моментов, раскрывающихся в развитии монады, таится в ней не материально, а лишь идеально, т.е. как представление.

Таким образом сила, лежащая в основе развития всех монад есть сила представления - перцепции. Представление не отождествляется с сознанием. Сознание присуще лишь существу, наделенному способностью самосознания - апперцепции - человеку.

Т.к. способность представления присуща всем монадам, Лейбниц делает вывод о том, что природа одушевлена. Монада Лейбница не только подобие атома, но и подобие микроорганизма - это "сжатая вселенная".

В теории развития Лейбница дает схему перехода неорганического мира в органический. Монады представляют различные ступени развития, определяемые различиями в способности представления. На низшей ступени стоят монады, обладающие темным представлением (не отличает представляемого ни от себя, ни от всего остального) - монады жизни(неорганическая природа). Затем монады с смутным представлением (отличают от всего остального, но не от себя) - монады души (животные). Высшая ступень - отчетливое представление - монада духа (человек).

Центр понятие теории Лейбница - понятие о "малых перцепциях", т.е. о бесконечно малых разностях между ступенями развив сознания. Отсюда Лейбниц выводит, что всякое настоящее состоящая монада всегда:

1. чревато будущим

2. обременено всем ее прошлым.

Будущее монады заключено только в ней самой, и развитие может состоять только в последовательном развертывании ее начального состояния.

Создавал формально-логическую систему наподобие аристотелевской. Пытался ввести язык, на котором все сформулированные предложения есть правильные теоремы. Источником знаний может быть сам разум (развитие учения о врожденных идеях).