Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины, задания для контрольных работ и рекомендации по их выполнению для учащихся заочной формы обучения III (стр. 7 из 59)

Признание двух субстанций, лежащих в основе мира – ДУАЛИЗМ; дуализм свойственен его пониманию природы человека. В человеке самостоятельны и независимы тело и душа. Однако определенное влияние имеется и проявляется в наличие страстей: тело обладает потребностями, желаниями – страсти (неразумные). Человек не может ликвидировать страсти, ибо они происходят с естественной природой. Но часто они сталкиваются с принципами разума – столкновение души и тела.

Свобода воли человека – способность умерить страсти человека, т.е. руководить ими посредством разума, воли, опираясь на знание о себе => достижение равновесия души и тела. Это рационалистическая установка (св. ставится в зависимости от разума).

С учением Спинозы о субстанции тесно связано его учение о человеке и его свободе. Спиноза признает единство мира, в основе которого лежит единая и единственная субстанция – Бог и которое реализуется динамически благодаря всеобщему движению, универсальной закономерности и необходимости (монизм). Сообразно этому – человек единое, целостное существо, для которого характерно единство души и тела, которые пронизывают друг друга. Как и Декарт, Спиноза развивает учение о страстях (влечение, желание, радость и печаль – 4 основных).

Наиболее сложна – программа свободы, т.к. трудно согласовать природу с признанием жесткой организации мира.

Свобода есть то, что вытекает из собственной необходимой природы вещи. То, что не навязано извне. Свобода противопоставляется извне. Полной свободой обладает Бог, ибо все закономерности – его внутренняя природа, нет источника для принуждения.

Спиноза отрицает свободу воли человека, ибо полагал, что воля – мышление посредством неясных, неотчетливых идей, и то, что мы навязываем свою волю – результат нашего недостаточного знания (чисто рационалистический подход): когда мы не знаем причины нашего поступка, не отдаем себе отчет в причинах выбора. Но если мы анализируем наш выбор, то рано или поздно найдем причину его.

Монады – духовно бестелесные сущности. Они выступают как сгустки духовной энергии, проявляются как сила. Сущностью каждой предметной отдельной вещи является соответствующая монада соответствующие идеи Лейбница в понимании человека:

индивидуальность человека как личности (монады неповторимы);

духовная, активно деятельная сущность человека;

рационализм в понимании человека: существенным качеством человека выступает разум, знания.

Сответствующее понимание свободы человека: человек тем свободнее в своей деятельности, чем в большей мере он действует со знанием дела и опирается на знания, принимая решения Þ особое внимание образованию, воспитанию, культуре как важным предпосылкам свободы деятельности. Здесь Лейбниц придерживается идеалов 18 века (образование, наука – важнейшие факторы).

Проблемы, поставленные материалистами 17 в. получили дальнейшую разработку у французских материалистов 18 в. они очистили его от различных схоластических терминов, выступили против чисто умозрительного решения философских проблем.

Наиболее известные представители: Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.

Французский материализм того периода – классическая разновидность метафизического материализма в его механической форме. В его пределах французские материалисты разрабатывали учение о природе, человеке, обществе. Они дали наиболее полное толкование вопроса о материи и движении. Они подходили к выработке философского понятия материи как объективной реальности, находящейся вне сознания и действующей на наши органы чувств. Самым существенным атрибутом материи они считали движение. Наиболее полно учение о материи и движении дано в работе Гольбаха «Система природы».

Идея неразрывной связи материи и движения представляет собой элемент диалектики, не укладывающийся строго в механистическое понимание природы.

Отмечая внутреннюю активность материи, неразрывность ее с движением, они не сумели подняться до понимания многообразия и качественного различия форм движения.

Однако наиболее полно, логическое завершение идеи выражены в учении Гольбаха «Система природы».

Основные черты:

Последовательный материализм, a сочетается с сенсуализмом в понимании познания и активной аналитической позицией, aя проявляется в критике религии. Последующий материализм проявляется в следующих идеях:

Признание единой и единственной материальной субстанции – природы.

Идея самодвижения природы Þ Бог не только как творец, но и перводвигатель исключается.

Следование атомистической идее в организации природы.

Признание материального единства мира Þ природа – система причинно взаимосвязанных вещей и явлений.

Определяя созерцать в понимании процесса познания мира человека: познание рассматривалось как пассивное зеркальное отражение, воспроизведение природных веществ, воздействующих на органы человека абсолютизируется объективный момент в познании и недооценивается активная роль субъекта в процессе познания Þ для французских материалистов 18 века не существовало проблемы первичных и вторичных качеств.

Метафизический характер (антидиалектический) материализма 18 века, что проявлялось в ряде моментов:

Сведение движения, развития к механическому движению, т.е. только к количественным пространственным изменениям (т.е. механицизм).

Натуралистическое понимание общества, морали, т.е. не выявлялось качественное своеобразие процессов, а всё сводилось к естественной природе человека, к его естественным потребностям и т.д.

Абсолютизация природной необходимости, отождествляя её с жестокой однозначной причинной связью и соответствие понимания свободы человека.

Материалисты все сводили к механическому движению. По их мнению даже человек есть физическое существо, отличающееся от других тем, что он способен мыслить. Дидро уподоблял человека инструменту, наделенному чувствительностью и памятью, Ламетри проводил аналогию между человеком и машиной.

Механистически понимая взаимосвязь необходимости и случайности, распространив это понимание на поведение человека в обществе, материалисты считали, что человек не может быть свободен в своих поступках и действиях ибо во всем царит только необходимость, что он беспомощен пред силами природы и ее законами. Такой вывод приводил их к фаталистическому истолкованию необходимости. Не уяснив диалектического взаимодействия необходимости и свободы, французские материалисты пришли к выводу о том, что никакой свободы нет и быть не может, т.к. в мире господствует только необходимость.

Понимание познание, как отражение внешнего мира в мозгу человека они считали человека пассивным созерцателем.

Они исходили из понятий человеческой природы и естественный человек, основой жизнедеятельности которого являются потребности и интересы. Первичные потребности – еда, одежда, жилище и т.д. Вторичные – гордость, зависть, честолюбие. Стремление к счастью лежит в основе нравственных побуждений человека. По мнению Гельвеция, личный интерес – главная причина человеческого поведения. Чтобы изменить человека, нужно изменить окружающую среду.

Создание марксистской философии. Возникновение марксистской философии в первой половине XIX в. было подготовлено всем предшествующим развитием материаль­ной и духовной жизни общества. Среди этих предпосылок:

1) социально-экономические (крушение феодализма как доминирующего типа европейского общественного устрой­ства, развитие капиталистического способа производства с присущими ему антагонизмами и пр.);

2) общественно-пол­итические (усиление политического господства буржуазии, обострение классовой борьбы и т.д.);

3) идейно-теоретиче­ские и идеологические (передовые достижения обществознания, в особенности английской политической экономии, французского утопического социализма);

4) философские (достижения предшествовавших философских течений, в особенности немецкой классической философии);

5) есте­ственнонаучные.

К.Маркс (1818 - 1883) и Ф.Энгельс (1820 - 1895) поставили цель преодоления отчуждения человека, осво­бождения труда. Их идеалом был универсально развитый человек. Необходимым условием осуществления этого они считали уничтожение частной собственности. Для поиска реальных средств, обеспечивающих достижение идеала, и потребовалось новое философское мировоззрение.

Создание марксистской философии было подлинной философской революцией: создание материалистической диалектики, разработка диалектико-материалистического понимания общества, понимание общественной практики в качестве основы познания и критерия истины, соединение передовой философии с наукой и пролетарским движением.

Многие положения марксистской философии подлежат уточнению, да и сами основоположники не считали свое учение догмой. Не становясь на позиции бездумной аполо­гетики или очернительства, стоит задуматься над свидетель­ством К.Поппера, одного из самых энергичных критиков марксизма: "Все современные исследователи проблем соци­альной философии обязаны К.Марксу, даже если они этого не осознают".

Особенности развития отечественной философии. Раз­витие философии на территории нашей страны в целом отставало от других регионов земного шара и шло весьма неравномерно.

Качественно новый этап формирования национальных философских культур связан с образованием многонацио­нального Российского государства. Интегрирующим фак­тором культуры стала русская философия. Древнерусская богословская и философская мысль формировалась под влиянием византийской философии.

Реформаторская деятельность Петра I, нацеленная на европеизацию России, открыла доступ к западной фило­софской культуре. Разностороннюю научную, литератур­ную и философскую деятельность вел М.В.Ломоносов (1711 — 1765). Бродячий религиозный философ и поэт Г. Сковорода (1722 — 1794) сосредоточился на проблеме смысла и цели жизни. "Господь Бог сделал трудное ненуж­ным, а ненужное — трудным", — считал он. В трактате А.Н.Радищева (1749 — 1802) "О человеке, его смерти и бессмертии" приводились доводы в пользу атеизма и смер­тности души, а затем в пользу бессмертия.