Москва быстро меняется. Всё меньше остаётся таких заповедных уголков, где можно соприкоснуться со стариной, почувствовать связь времён. Город превращается в нечто безликое, стандартное. Ю. Нагибин горько на это сетует, указывая, что истинное богатство Москвы заключено всё-таки в старой её части. Действительно, человеку, даже никогда не видевшему столицу, всё равно знакомы московские улицы благодаря произведениям В. Высоцкого, М. Булгакова, Б. Окуджавы.
Старая Москва- достояние нации, её необходимо беречь и охранять.
Учителя русского языка
МОУ Кулешовская ООШ
С2.1
Если говорить о роли устаревших и книжных слов в публицистической и художественной речи, то прежде всего необходимо понимать их роль и предназначение, знать причины, по которым происходит функциональное разграничение.
Каждый стиль имеет свои особенности и свой лексикон. Так книжные слова найдут применение в публицистическом стиле, а устаревшие слова, относясь к пассивному запасу, уместны в художественной речи, особенно, если автор воссоздает картины далёкого исторического прошлого. Такие слова помогут читателю проникнуть в изображаемую эпоху, максимально представить быт, нравы людей, живущих в ней. Всего этого, вероятно, Люба не знает, поэтому и не понимает , зачем А.С.Пушкин в «Капитанской дочке» использует такие непонятные слова.
Текст Ю. Нагибина относится к публицистическому стилю, и это сразу оправдывает употребление такого количества книжных слов одной лексической группы с достаточно точной семантикой в предложении 4. Слова: микрорайон, кино, парикмахерская, библиотека обозначают названия строений современного города. А вот слова: деяния, лики, исполниться придают тексту возвышенность, поэтичность.(Предложения 14, 15) Кроме этого устаревшие слова: Юсуповы палаты, Новодевичий монастырь создают образ старой Москвы.(Предложение 16)
Как жаль, что Люба, не зная всего этого, не поймёт, что так мы можем сохранить свою культуру, историю, самобытность и неповторимость.
Учителя русского языка
МОУ Кулешовская ООШ
С2.2
На первый взгляд, автор рассуждает на тему простую, даже банальную, всем известную – историческое прошлое нашей малой родины, любовь к большой Родине. Но в наше непростое время эта проблема очень актуальна.
Ведь каждый человек должен знать и любить историю своего Отечества, своих родных мест, должен помнить о предках. Без памяти мы потеряемся в потоке времени, утратим свои корни.
Ю. Нагибин утверждает, что дивные творения русских зодчих, мастеров и художников доносят до нас из прошлых эпох мечту русского народа о любви, согласии, красоте.(Предложение 16) Москва объединила вокруг себя русские земли и уделы в могучее государство Россию. Наши предки защищали её от врагов, заботились о её величии и процветании. А современные ребята, чьё детство «проходит в новостроечных районах Москвы», часто не знают да и не всегда задумываются, об истории своего родного города.
Трудно не согласиться с автором в том, что, «как бы не выглядели» современные микрорайоны, именно в старой Москве заключается «нетленная красота»(Предложение 14) и связь с прошлым.(Предложение 12)
Вариант 4
Текст
(1)Смотрю по телевизору фильм. (2)Слышится музыка, как всегда, красивая, мелодичная, с одним и тем же преобладающим мотивом, высоко начавшимся будто бы колокольным, протяжным звоном, неотвратимым, гибельным гулом накатывающимся на землю, опадающим па неё. (3)Но на самом исходе звука, мощно подхваченная оркестром, силой земной поддержанная, взмывает ввысь, к небу воскрешающая сила. (4)Крепнет мощь человеческая и земная, распрямляет крылья живая жизнь, и негасимая лампада добра светит, все ещё светит впереди путеводной звездой.
(5)Почему-то решаю, что это музыка Георгия Васильевича Свиридова. (6)Не такой уж большой я знаток творчества этого замечательного нашего музыканта и вообще никакой не меломан, но есть звуки и нити, соединяющие русского человека на русской земле, и они звучат в каждом из нас от рождения, да вот выразить их, донести до моря людского не каждому дано.
(7)Музыка, быть может, самое дивное создание человека. (8)Никто так близко, как музыкант, не соприкоснулся с подсознанием человеческим. (9)Люди плачут, слушая музыку, плачут от соприкосновения с чем-то прекрасным, казалось бы, умолкнувшим, навсегда утраченным, плачут, жалея себя и то чистое, дивное создание в себе, что было задумано природой, по к борьбе за существование человеком же и погублено.
(10)Музыка возвращает человеку всё лучшее, что есть в нём и пребудет на земле. (11 )Я думаю, что музыку человек, может быть, услышал раньше, чем научился говорить. (12)Возникает крамольная мысль, что вначале был шум ветра, плеск волн, пенье птиц, шелест травы и звон опадающей листвы. (13) И только переняв у природы звук, человек сложил из него слово.
(14)Музыка и природа — это самое верное, святое и неизменное, что осталось с человеком и не даёт ему окончательно одичать. (15)Я имею в виду настоящую музыку, а не ту оглушающую вакханалию,.которая закружила человека в бездумной дикой пляске, ввергла его в какое-то инстинктивное подражание воющему и ревущему зверю, которому пришла пора напомнить, откуда мы взялись и чей образ и подобие утратили.
(По В. П. Астафьеву) 288слов
Учителя русского языка
МОУ Прудковская ООШ
С2.
Зачем нужны вводные слова.
Вводные слова играют огромную роль в речи человека.
Они дают собраться с мыслями, сделать речь логичной, последовательной. Их роль в речи может быть неожиданной, например, слова «к счастью» создают радостный настрой для остальной речи и для общения с собеседником. Кроме того, вводные слова показывают другим наше отношение к тому, о чём мы говорим. Они могут даже выручить человека в сложной ситуации.
Вводные слова употребляются как в книжной речи, так и в разговорной. В различных стилях характер их неодинаков, различна и употребляемость их.
В рассуждении (особенность научного и публицистического стилей) употребляются преимущественно вводные слова, выражающие оценку сообщаемого говорящим указанием на степень достоверности ,источник сообщаемого , связь и последовательность мыслей. Для публицистического стиля возможно и употребление вводных слов типа «к счастью». В стиле художественной литературы мы встречаемся с употреблением вводных слов всех семантических групп.
Вводные слова помогают точнее разобраться в написанном ,быстрее понять текст , прочитать его с нужной интонацией. Помогают они и пишущему, более точно передать свои мысли и чувства, сделать высказывание более выразительным и доступным.
Учитель русского языка
Казаринова В.И.
МОУ Прилепская ООШ
С2.2
«Музыка и природа – это самое верное, святое и неизменное, что осталось с человеком и не даёт ему одичать» - эта фраза красной линией пронизывает рассуждение В.П. Астафьева.
Как я понимаю смысл этого предложения? Думаю, прежде всего нужно сказать о том, почему автор ставит рядом эти два слова: «музыка» и «природа». Ведь музыка – это вид искусства, то есть создание рук человеческих или его мысли, а природа – стихия, первозданность, нами до конца не постигнутая. Но разве не она, не природа-матушка, дарит нам первое знакомство с музыкой: птичье пенье, шелест листьев или шум дождя?
Разве не ею одарённый человек может впитать эти звуки с рождения и создать нечто подобное сам? «И только переняв у природы звук, человек сложил из него слово» - утверждает автор.
Я так же, как и В. П. Астафьев, считаю, что «музыка, быть может, самое дивное создание человека». Именно поэтому она не должна вызывать у нас негативных чувств; как и природа, музыка призвана пробуждать в людях чистые и добрые помыслы. Ведь только человек добрых помыслов, действительно, не одичает и не утратит своего истинного назначения на земле.
Учитель русского языка
Коротких О.П..
МОУ Прилепская ООШ
С2.1
Зачем нужны вводные слова
Я думаю, что Витя не прав. Вводные слова нужны, так как с помощью вводных слов говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает.
Например, в предложении № 11 автор употребляет вводное слово «может быть». Этим самым он высказывает свои предположения о том, что музыка появилась очень давно. А вот в предложении № 7 автор утверждает, что музыка - это самое дивное создание человека.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что без вводных слов наша речь была бы не такой яркой. Вводные слова придают тексту выразительность, красочность. С помощью вводных слов текст становится понятным и доступным каждому.
Вариант 5
Текст
(1)3има. (2)Из канализационного колодца валит пар. (З)Вокруг оттаявшая земля. (4)Подхожу ближе: земля шевелится. (5)Да это брошенные людьми собаки, и в глазах их — горе и страх.
(6)Я знаю людей, которые выставляли на улицу свою собаку за то, что она не могла больше приносить потомства, а значит — дохода. (7)Что же получается: деньги вместо души?
(8)Почему дефицит милосердия сегодня так велик? (9)Что станет с нашим разумом и нашим сердцем? (10)Не покинет ли нас доброта навсегда? (11)Ведь уже сегодня её недостаёт нам всем!
(12) Горе у товарища — мы не спешим ему на помощь. (13>Ребё-нок с интересом смотрит, как голубь с отрезанными лапками мучается, не может приземлиться, — мы снова проходим мимо.