1. Создается объективная ситуация области познания – художественное прочтение последующих слов в пьесе Лазаря Елизаровича Подхалюзина в адрес Самсона Силыча Большова о его невозможности помочь тестю деньгами, чтобы вызволить отца Липы из «долговой ямы». «Свои люди – сочтемся!» – говорит Подхалюзин. Задается вопрос классу: «Почему так жестоко поступил Подхалюзин?»
2. Второй вопрос в связи с первым еще более важен: «Кто виноват в том, что молодые так безнравственно поступают со старшими?» Это и будет та проблема, которую ребята должны решить.
3. Выдвигаются три гипотезы:
– Безнравственность старшего поколения порождает еще большую бездуховность в своих детях.
– Отсутствие позитивных примеров в обществе, достойных противостоять безнравственности.
– Виновато социальное устройство, т. е. государственная система в целом.
4. Каждой группой ребят, которые объединены по трактовке одной из гипотез, выбираются методы исследования.
1,2 группы – выбрали наблюдение, сравнение, анализ и синтез.
3 группа – эксперимент и метод визуализации.
Первая и вторая группы доказывали вторую и третью гипотезы. Они выписывали ключевые цитаты, сравнивали их и анализировали интерпретировали, приходя к выводам, третья группа решила методом эксперимента озвучить все ключевые реплики С. С. Большова, сказанные им в пьесе, которые отображали его безнравственную сущность, а Подхалюзин все это слушал. Были выбраны два ученика для выполнения этой задачи. Реплики произносились в соответствии с ремарками автора и гиперболизировано, с точки зрения актерского прочтения. Подхалюзин, ученик 10А класса, после пятой реплики сам захотел высказать что-то подобное в адрес Большова. Эксперимент удался: реакция Подхалюзина – результат безнравственности тестя.
5. Третьей группой была доказана более убедительно первая гипотеза.
6. «Как решить данную проблему в обществе середины XIX века в России?» – предмет исследования следующего урока.
Завершающим и наиболее важным в рамках подготовки выполнения
задания С является описание итогов исследования: этим результатом
может стать описание хода исследования текста «Свои люди – сочтемся!»
или размышление о праве каждой выдвинутой гипотезы на существова-
ние, а также сочинение - эссе об авторской концепции мира.
Моделирование художественного текста
Модель мира, на мой взгляд, это емкое и целостное представление ученика о системе координат, представленных автором в художественном тексте. Смоделировать можно все:
Форма окружности – это и есть зрительное выражение целостности представления поэтики художественного текса и его архитектоники. Окружность – это модель обобщения, завершенности увиденных наблюдений, а также возможности выстроить свои знания в ассоциативную и подтекстовую цепочку. Вот каким образом можно представить один из вариантов моделирования текста главы поэмы В.Маяковского «Облако в штанах»
Окружность – это внутреннее и внешнее пространство текста, вне ее – внетекстовая архитектоника художественного произведения, т.е. биографический, исторический, культурологический, литературоведческий контексты прочтения. Зрительно это обозначается совершенно явно.
Модель мира может строиться по принципу антитетичности: Я – Они, т. е. личность – мир, например, в поэме В. В. Маяковского «Облако в штанах», первой ее части «Долой вашу любовь!», это выглядит так:
Поэт о себе в первом лице – бесконечно много напоминаний о «Я», а она представлена одной репликой. Любви больше нет, для Маяковского это катастрофа мирового масштаба, для нее – обыденность. Явно выделен внешний конфликт главы, сюжетная организация текста и фабульное его выражение. Внутренний конфликт лирического героя также можно счтать с данной модели.
Мы на уроках моделируем эпизод художественного произведения, показывая внешнюю и внутреннюю архитектонику эпизода. Проследим, каким образом строятся две данные модели в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия».
Первая модель романа М. Булгакова «Белая гвардия» отображает экзистенциальный взгляд автора на события, происходившие 14 декабря в Александровской гимназии Киева, на роль интеллигенции в этом историческом событии, на расстановку основных сил противоположных сторон драматических столкновений в России. Выделен философский подтекст прочтения эпизода, соотнесены исторические лица и вехи России с социальным потрясением декабря 1918 года на Украине. Выделены художественные детали, подчеркивающие катастрофу, но определены общечеловеческие ценности, которые сохранила белая гвардия. Таким образом, выявлено авторское отношение к изображаемому и определена способность автора, как создателя, в нахождении онтологической будущности России.
Вторая модель – это проявление умения учащихся вписать эпизод в контекст всего романа, определить его границы и установить эстетические, композиционные, идейные связи. Выявлен тот факт в процессе моделирования внешней архитектоники эпизода, что данный фрагмент романа является кульминационным в развитии сюжета. Как нити связывают художественные детали этого эпизода все произведение в целом.
«Модель конфликта поэтического текста «Она сидела на полу» Ф. И. Тютчева»
Цель проекта:
1. Определить роль конфликта в архитектонике стихотворения.
2. Сформулировать основной конфликт Художественного текста, опираясь на образно-ассоциативную лексику.
Задачи проекта:
1. Отработать умения выделять лирический сюжет.
2. Закрепить умение – обозначение составляющих образа лирического «Я».
3. Акцентировать внимание на значении ассоциации в создании представления о конфликте.
План работы
1шаг Определить основной конфликт
лирическое я – лирический герой
субъективное начало – объективное начало
Внутренние конфликты
героиня | он |
героиня | мир |
автор | героиня |
2 шаг Классифицировать семантические единицы (лексику), несущие
1. онтологическое начало во взгляде поэта (+)
2. экзистенциальное представление о мире (-)
3 шаг Соотнести с данными конкретными лексическими единицами ассоциации и мотивы, ими вызванные.
4 шаг Сделать письменный или устный вывод о конфликте.
– принимается без обсуждения | |
– хочется подумать над этим | |
– я этого не знал и не думал над этим | |
– я с этим не согласен |
На этом этапе осмысления обучаемый вступает в контакт с новой информацией или новыми идеями. В данной практической ситуации он находит возможность увидеть выводы не только о стихотворениях, ранее изученных, но и совсем ему незнакомых. На этапе рефлексии происходит возврат к результатам групповой мозговой атаки, сравнение первоначальных знаний со знаниями после прочтения статьи. Этот вид деятельности предполагает сопоставление с уже записанными на листе ватмана замечаниями новых «инсертных» (карандашных) знаний из статьи, прочитывание их, обсуждение. Появляются дискуссии, споры, цитирование статьи. На последней стадии рефлексии мы выясняем, что у нас получилось, какие новые знания мы приняли. Почему важно было рассматривать философскую лирику Пушкина в контексте современности. Какие философские стихи Пушкина выучу или из каких выпишу цитаты.