Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по итогам работы проблемной группы в рамках гмо по теме «Текстопорождение: опыт, проблемы, перспективы» (стр. 3 из 4)

Создание кластера по заданной теме

Работа с кластерами – это пробуждение интереса к художественному тексту путем графических изображений рефлексии над текстовым и внетекстовым материалом. Рисунок кластера («гроздья») – это модель, где есть центр, т. е. тема размышлений, наблюдений, занятий, и есть крупные смысловые единицы, которые соотносятся по форме и соединены прямой линией с центром. Каждая смысловая единица, в свою очередь, имеет свои уровни и подуровни размышления.

Прежде чем мы на уровне начинаем создавать кластер, мы разбиваем предмет обсуждения на элементы. Ребята часто меняют структуру гроздьев, чтобы избежать однообразия. Чтобы установить причинно-следственные связи между смысловыми единицами, мы рисуем стрелочки в местах их соединения.

Работа над созданием кластера по определенной теме может начаться с разработки самого кластера исследования или даже хода урока. Здесь интегрированы различные методы научной деятельности: систематизация и обобщение материала, расположение его в определенной соотнесенности, т. е. классификация, выделение главного, установление причинно-следственных связей смысловых единиц художественного текста.

Хорошо, если ребята делают презентации своих работ, при этом используя для создании кластера карандаши разных цветов. Во время обсуждения созданной модели рассуждения нужно попросить ученика, представляющего ее, показать степень значимости толстых и тонких линий, больших и меньших окружностей, т. е. показать, как он устанавливал связи между смысловыми единицами полученной схемы. Учащимся 10 класса предложено создать кластер «Печорин в оценке персонажей романа и самого автора».

В своей педагогической практике я использую уже созданные мною кластеры: «Лингвистический анализ текста», «Анализ поэтического текста», «Роль автора в художественном тексте» и так далее. Эти алгоритмы деятельности и схемы представления художественного текста ребята используют с большим интересом и желанием. Работа с кластером активизирует мыслительную деятельность, заставляет детей строить модели, а значит, решать проблемы таким способом. Поисковая деятельность становится органичной составляющей как на уроке, так и при выполнении домашних заданий.

Эйдос-конспект

Эйдос-конспект – это проект, отображающий глубину читательского восприятия. Работа по созданию эйдос-конспектов очень важна на первом этапе филологического исследования, так как здесь решаются задачи воспроизведения читательского спектра эмоций и наблюдение над внутренним миром литературного героя, будь то эпический, драматический или лирический тип сознания автора и его героя.

В первой части конспекта визуализируются цветом, графикой, схемами, рисунками, композиционным построением восприятия и настроения, полученные учеником при прочтении.

На втором этапе работы ребята выписывают ключевые цитаты или ключевые слова из художественного произведения, которые отображают философскую, эстетическую, социальную позиции автора.

Третий этап работы – завершающий: пишется резюме о ходе выполненной работы и полученных размышлениях от такого рода деятельности.

При озвучивании эйдос-конспекта, что должно быть непременным событием учебного процесса, ребята проговаривают значение каждого знака, выбор цвета, фигуры, объясняют значимость ключевых цитат. При написании резюме я чаще всего подбрасываю ученикам интересные начала рассуждений, например: «Я не согласен с мнением других о том , что …»

В дальнейшем, если возникает проблема, а их, как правило, бывает несколько, в модульном распространении изучаемой темы есть место выдвижению гипотез, а значит, и цепи новых доказательств. Часто восприятие читателя совпадает с результатами филологического исследования. Этот вывод необходимо облечь в рамки рефлексии, дать ребятам выговориться.

Проект эйдос - конспекта на основе изучения текста стихотворения Ф. И. Тютчева «Она сидела на полу»

Цель:

1. Создать обобщённое представление о лирическом образе стихотворения на основе восприятия, анализа и размышления по заданной схеме ответа.

2. Сформировать открытие смысла стихотворения и раскрыть авторский замысел.

Задачи:

1. Научиться выражать читательское восприятие через цвет, рисунок, композицию;

2. Уметь сопоставлять позицию автора и лирического героя;

3. Уметь закончить начатое предложение, выражающее выводы (резюме) по предложенной схеме ответа;

4. Научиться выписывать ключевые фразы.

Этапы:

1 шаг – Читаю, высказываю эмоции, делюсь восприятием.

2 шаг – Рисую – изображаю – обозначаю – фиксирую.

3 шаг – Выписываю ключевые фразы.

4 шаг – Интерпретирую ключевые фразы.

5 шаг – Пишу размышление о проделанной работе:

1. Мы не поняли до конца, как, почему, для чего… .

2. Мы хотим спросить автора о… .

3. Мы относимся к лирическому образу стихотворения с чувством..

4. Мы были удивлены, когда вдумывались в фразу… .

5. У нас возник вопрос… .

6. Мы вдруг поняли, что стихотворный текст - это… .

7. Нам понравилось работать над эйдос - конспектом, потому что… .

8. Работая над проектом мы выяснили… .

9. До работы над анализом этого стихотворения Тютчев для меня был… .

10. Мы чувствуем, что мы… .

Проект «Реклама»

Этот вид деятельности очень нравится ребятам всех возрастных уровней. В начале урока необходимо создать и прокомментировать ситуацию, которая может стать моделью лично значимых затруднений учащихся в решении поставленной задачи, т. е. описать риски.

Затем учащиеся формулируют проблему необходимости рекламирования, например, одной из глав поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» или частиц, как служебных частей речи. Рекламировать на уроке можно все, что касается филологии. В дальнейшем определяется цель проекта рекламы. Все цели прописываются на доске и на рекламных листах.

Следующий этап работы – определение основных шагов действий, включающий описание ресурсов (как и что будет использовано на каждом этапе разворачивания деятельности).

Образ результата выполненного проекта должен быть представлен с проговариванием и описанием затруднений (рисков) и выяснения его практической значимости проецирования на литературное образование в конкретном классе.

Здесь мы представляем проект рекламы «Глава поэмы «Мертвые души»», который ребята выполняли в творческих группах на сдвоенном уроке, дидактической целью которого являлось формирование компетенций систематизации, обобщения, классификации, проектирования, анализа, коммуникативных умений.

Проект «Создание теста»

Текст может быть создан самими учащимися как для уроков русского языка, так и литературы. Ребята создавали интересные тесты по фонетике, лексике, словообразованию, а также тесты на знание и понимание художественного текста.

Представляем проект теста «Как я знаю биографию писателя?», где одноклассники в урочном пространстве могут проверить свои знания и осведомленность в области биографии автора изучаемого произведения.

Описание ситуации значимости проекта

1. Изучение биографии автора художественного текста – важный этап в понимании идейного замысла произведения в целом.

2. Традиционные приемы доклада или сообщения не пробуждают потребности учащихся в глубоком знакомстве с биографией автора.

3. Создание собственного теста – возможность проверить начитанность одноклассников и продемонстрировать свое понимание по данной теме.

Проблема заключается в пробуждении личной мотивации учащихся в отношении творческого пути писателя.

Цель проекта

1. Выделять важные факты биографии автора и соотносить их с эпохой.

2. Выстроить причинно-следственные связи литературно-творческого процесса автора и литературных традиций русской литературы.

3. Создать стройную концепцию этапов творчества писателя.

План действий

1. Читаю биографические заметки, справочную литературу во время домашних занятий.

2. Выписываю основные 15 – 20 фактов из биографии автора в тетрадь.

3. Определяю, какие 5 фактов важнее всего отобрать для того, чтобы не только проверить знания одноклассников, но и познакомить их с яркими и определяющими вехами жизни автора художественного произведения.

4. К каждому вопросу подбираю четыре варианта ответа, один из которых верен.

Риски

1. Ребята не поймут при знакомстве со справочными материалами лексическое значение некоторых понятий.

2. Не все отвечающие на вопросы теста знакомы с данной трактовкой биографии, тогда лучше подбирать ответы с явным намеком на правильный выбор.

3. Ребята должны отбирать материал не только семейно-бытового аспекта.

Представление результата: лист теста или мини-книжечка, вопросы из которых будут зачитаны в классе самим создателем с целью проверки знаний творческого пути писателя, сдают на проверку учителю. Учитель комментирует каждую оценку, выставленную за выполнение проекта: эстетика оформления, композиционное решение, глубина фактического материала, соотнесенность правильных ответов с неправильными. Тесты могут быть оценены путем взаимопроверки. Оценки выставляются в журнал.

Таким же образом создаются проекты тестов на знание художественного текста, на знание филологических терминов, на понимание лингвистического аспекта художественного текста (значение архаизмов, историзмов, тропов, других стилистических фигур в идейном замысле автора).

Особого внимания заслуживает проект «Письмо литературному герою», так как в нем должны быть отражены глубокие подтекстовые, биографические знания. Работа по созданию данного проекта строится по основной схеме, в этом случае результат наиболее интересен, значим и эстетически выдержан в рамках эпистолярного жанра.