Учитель читает повторно условия задачи. Дети выходят к доске и ставят картинки с соответствующими животными к каждому домику.
«Одень куклу»
Перед детьми плоскостные куклы и контурные изображения одежды. Дети закрывают фишками названные предметы одежды.
- Подберите кукле самое короткое платье, самое длинное платье, самый широкий шарф, самую высокую шляпу.
Дети должны рассказать, во что оделась кукла.
4.5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЦВЕТЕ, ФОРМЕ, ВЕЛИЧИНЕ ПРЕДМЕТОВ
«Сложи узор»
Заготавливаются полосы с контурными изображениями геометрических фигур и комплект фигур из цветного картона. Ребёнок складывает узор, предварительно назвав фигуры и их цвета.
«Соблюдай порядок»
Дети должны найти и разложить все фигуры (треугольники, прямоугольники) в следующем порядке: 4 фигуры одного цвета, 5 фигур одинаковой формы, 6 фигур одинакового размера.
«Что бывает таким?»
Педагог предлагает назвать предметы, которые обладают определённым признаком.
Педагог передаёт по кругу мячик со словами, например:
- Длинный.
Дети продолжают:
- Дорога.
- Платье и т.д.
Педагог продолжает называть признаки: высокий, низкий, узкий, красный, круглый и т.д.
«Отвечай быстро»
Педагог называет цвет и бросает кому-либо из детей мяч. Этот ребёнок называет предмет такого цвета, называет другой цвет и перебрасывает мяч другому игроку. Игра продолжается.
Затем педагог вводит в игру слова, обозначающие форму, размер предметов.
«Сложи узор из форм»
Заготавливаются полосы с узором из геометрических фигур разного цвета. Ребёнку даётся комплект таких же фигур, но их цвет не совпадает с образцом. Ребёнок должен на чистой полосе выложить фигурки в той же последовательности, что и на образце, при этом ориентироваться только на форму (или на цвет).
Загадки, содержащие признаки цвета, формы и размера предметов
Маленький рост, длинный хвост,
Серая шубка, острые зубки.
(мышка)
Золотая голова велика, тяжела.
Золотая голова отдохнуть прилегла,
Голова велика, только шея тонка.
(тыква)
Каждый ребёнок выбирает себе какой-то предмет и рассказывает о нём, не называя, по данному плану.
- Форма
- Цвет
- Размер
- Материал
- Какие части есть у предмета, их форма, цвет, размер
- Какой на ощупь?
- Издаёт ли звуки? Какие?
- Для чего нужен?
«На обувной фабрике»
Учитель рассказывает, что на обувной фабрике шьют тапочки. Все игроки – упаковщики. Ребята должны подобрать пары тапок, одинаковых по размеру, цвету, орнаменту. Нужно проверить соответствие обуви правой и левой ноге, скрепить пары и сложить в коробку. Один из игроков – контролёр, который проверяет правильность выполнения задания.
«Помогите малышам»
Учитель сообщает детям, что в детский сад забежал шаловливый щенок и разбросал все варежки. Игроки должны помочь малышам подобрать варежки по цвету, размеру, узору, отыскать правую и левую варежки и отдать «воспитателю», роль которого выполняет один из игроков. «Воспитатель» проверяет правильность выполнения задания.
«Магазин спортивной одежды»
Дети подбирают комплекты, состоящие из шапок, шарфов и варежек, по цвету, орнаменту, размеру. Контролёр проверяет готовые комплекты.
«Разнеси письма»
На доске прикрепляются изображения разных домиков – это улица. Дети должны разнести письма по инструкции педагога. Учитель описывает дом адресата: «Письмо ждут в домике с красной крышей, в два этажа и с голубой дверью» и т.п.
4.6. Р А З В И Т И Е С Л У Х О В О Г О В О С П Р И Я Т И Я
«Медведь»
Играющие, взявшись за руки, стоят в кругу. В середину круга выходит медведь, большой колпак надвинут ему на глаза. Все поют первый куплет.
Медведь, медведь,
Мы к тебе пришли,
Мы к тебе пришли,
Медку принесли.
Идут по кругу. На последних словах протягивают к медведю руки.
Медведь: «Дайте попробовать»
Играющие подходят к медведю, делая восемь шагов; отходят спиной назад, произнося при этом:
Медведь, медведь,
Получай-ка мёд,
Получай-ка мёд,
Угадай, кто зовёт.
По сигналу педагога «медведя» зовёт кто-либо из играющих, голос можно изменить. Если «медведь» угадает, кто позвал, тот становится водящим. Если после трёх раз «медведь» не угадает, кто его позвал, он должен сплясать, ему дают в руки платочек.
Ну-ка, мишка, попляши
И платочком помаши.
Ну-ка, мишенька, вприсядку,
А теперь пляши на пятках.
Действия по слуховому сигналу.
«Это я, узнай меня»
Дети сидят на ковре. Водящий поворачивается спиной к остальным участникам игры. Дети по очереди ласково поглаживают его по спине ладошкой и говорят: «Это я, узнай меня».
Водящий должен отгадать, кто до него дотронулся.
(В роли водящего должен побывать каждый ребёнок).
«Жмурки с голосом»
Водящему завязывают глаза. Он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети тихо переходят с места на место или перебегают с одного места на другое, издавая звуки (лают, кричат петухом, кукуют и т.д.) Если водящий кого0нибудь поймает, тот должен издать условленный звук. Водящий угадывает, кого он поймал.
«Лягушка»
Дети стоят по кругу. Водящий стоит внутри круга и говорит:
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки,
Увидала комара,
Закричала…
Тот, на кого он указал, говорит: «Ква-ква-ква». По голосу водящий должен определить, кто лягушка.
«Воробушки и автомобиль»
В комнате выделена игровая зона. Дети сидят в стороне от неё. Педагог говорит:
- Я буду автомобилем. Автомобиль гудит: «У-у-у». Вы – воробушки. Послушайте, что вы будете делать.
Воробей с берёзы
На дорогу – прыг!
Больше нет мороза,
Чик – чирик!
- Когда скажу слов «прыг», вы встаёте со стульчиков и тихонько прыгаете на носочках по дороге (к игровой зоне). Все вместе будете говорить: «Прыг-прыг-прыг!» Когда я скажу «чик-чирик», вы полетите в разные стороны, будете махать крылышками и чирикать: «Чик-чирик!» А как услышите сигнал автомобиля «у-у-у», летите в свои гнёздышки (на свои стульчики).
«Мыши»
Выбираются «мыши». Они будут бегать по кругу, выбегать из круга, снова вбегать в него. Остальные игроки – «мышеловка». Они стоят в кругу и держат соединённые руки поднятыми вверх. Круг двигается со словами:
Ах, как мыши надоели!
Всё погрызли, всё поели.
Всюду лезут – вот напасть!
Доберёмся мы до вас.
Берегитесь вы, плутовки!
Как поставим мышеловки,
Переловим всех сейчас!
На сигнал педагога «хлоп», дети опускаю руки, не выпуская мышек из круга. Кто остался внутри, считается пойманным и становится в общий круг.
«Тихо – громко»
Педагог стучит в бубен тихо – дети идут на носочках, громко – топают ногами, очень громко – бегут.
«Ветер и птицы»
Дети делятся на две группы – «ветер», «птички». Под громкую музыку группа детей, изображающих ветер, свободно, но не шумно бегают по комнате, а другая (птички) прячется в свои гнёздышки (стульчики). Ветер утихает (музыка звучит тихо) – дети, изображающие ветер, садятся на стульчики, а «птички» вылетают из гнёзд и порхают по комнате.
«Мы охотимся на льва»
Дети выполняют движения в соответствии с текстом, упражняются в звукоподражании. По окончании игры отвечают на вопросы:
Какие звуки издавали при ходьбе?
Как чавкало под ногами болото?
Как плескалась под ногами вода в море?
Как шуршала трава на тропинке под нашими ногами?
Мы охотимся на льва
Не боимся мы его.
У нас длинное ружье.
И подзорная труба.
Ой, а что - это?
А это – поле: топ – топ.
Ой, а что это?
А это болото: чав – чав – чав.
Ой, а что это?
А это – море: буль – буль – буль.
Ой, а что это?
А это тропинка: шур – шур – шур
Под ней не проползти
Над ней не пролететь.
Её не обойти, а дорожка напрямик.
Вышли на полянку.
Кто это здесь, лежит? Давайте его потрогаем.
Да это же лев! Ой, мамочки! Побежали домой.
По тропинке: шур – шур – шур
По морю: буль – буль – буль.
По болоту: чав – чав – чав.
По полю: топ – топ – топ.
Прибежали домой.
Дверь закрыли.
Ух! (на выдохе). Устали.
«Кто это?»
Дети вытаскивают картинки с изображениями животных по очереди. Ребёнок, рассматривает картинку так, чтобы не увидели остальные. Затем подражает крику животного. Остальные должны угадать, кто это. Побеждает самый догадливый.
«Продавец и покупатель»
Ребёнок-продавец предлагает покупателям коробочки с крупой, сахаром, солью, горохом, фасолью. Коробочки все одинаковые. Продавец показывает содержимое каждой коробочки, называет его, даёт послушать, какие звуки издаёт крупа при встряхивании. Коробочки перемешиваются. Покупатель подходит к продавцу и называет, что он хочет купить. Продавец предлагает покупателю найти нужный товар. Покупатель по слуху должен определить, где лежит названный им продукт.
«Повтори – не ошибись»
На слух предлагается запомнить несколько слов. Затем воспроизвести их.
«Не зевай – запоминай»
Дети по кругу называют слова, относящиеся к одному классу. Каждый повторяет сначала слова, которые назвали предыдущие игроки, и дополняет своё слово.
«Бабушка, купим курочку!» [27]
Дети поют песенку с движениями, запоминают последовательность движений, названий и звукоподражаний.
Бабушка, бабушка, купим курочку,
Бабушка, бабушка, купим курочку,
Курочка по зёрнышку: кудах-тах-тах (показывают пальцами, как курочка клюёт).
Бабушка, бабушка, купим уточку,
Бабушка, бабушка, купим уточку.
Уточка: кря-кря (показывают пальцами открывание и закрывание клюва 2 раза)
Курочка по зёрнышку: кудах-тах-тах ( повтор движения).
Бабушка, бабушка, купим индюшонка,
Бабушка, бабушка, купим индюшонка,
Индюшонок: туки-туки (удары кулачок о кулачок) и т.д.