Смекни!
smekni.com

«Методические рекомендации по проведению коррекционно-развивающих занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов учащихся 1-4 классов скши VIII вида» (стр. 14 из 23)

Далее игра продолжается с постепенным увеличением числа действующих лиц и с повтором всех движений.

Бабушка, бабушка, купим поросёнка.

Бабушка, бабушка, купим поросёнка.

Поросёнок: хрюки-хрюки (круговые движения у «пятачка») и т.д.

Бабушка, бабушка, купим мы коровку,

Бабушка, бабушка, купим коровку.

Коровёнка: муки-муки (показать рожки у головы) и т.д.

Бабушка, бабушка, купим кошечку,

Бабушка, бабушка, купим кошечку,

Кошечка: мурлы-мурлы (умывает лапкой мордочку) и т.д.

«Ехали – ехали» [27]

Дети сопровождают слова ритмичным похлопыванием ладоней по коленям. После педагог просит вспомнить, на ком по порядку ехали дети. Можно использовать картинки, изображающие животных, или предложить детям схематично их зарисовывать по ходу чтения потешки.


На собаке ехали,

До будки доехали –

Тяв, тяв, тяв.

На корове ехали,

До хлева доехали –

Му-му-му.

На овечке ехали,

До ворот доехали –

Ме-ме-ме.

На козочке ехали,

До луга доехали –

Тупы, тупы, тупы.

На олене ехали,

До кочки доехали –

Динь, динь, динь.

На лошади ехали,

До двора доехали –

Цок, цок, цок.


Тпру! Приехали!

«Овощи»

Дети поют песенку вместе с учителем, сопровождая её движениями и опираясь на зрительный ряд. Потом рисуют овощи, о которых идёт речь, напевая эту песенку.

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свёклу.

Ох!..

Вот овощи спор завели на столе –

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка?

Капуста?

Морковка?

Горох?

Петрушка и свёкла?

Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свёклу.

Ох!..

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка,

Капуста,

Морковка,

Горох,

Петрушка и свёкла.

Ох!..

И суп овощной оказался не плох.

(Ю. Тувим)

«Курочка и цыплятки»

Один из детей – курочка, остальные – цыплята. Все вместе говорят:

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки –

Жёлтые цыплятки».

Курочка: Ко-ко-ко-ко, ко-ко-ко-ко,

Не ходите далеко.

(Т. Волгина)

Курочка «клюёт» (стучит карандашом по столу) несколько раз, а цыплята откликаются – пищать столько раз и в таком ритме, как стучала курочка.

«Слушай, рисуй, запоминай!»

Что растёт на нашей грядке?


Что растёт на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий,

Помидоры и укроп

Для приправы и для проб.

Есть редиска и салат –

Наша грядка просто клад.

Но арбузы не растут тут.

Если слушал ты внимательно,

Запомнил обязательно.

Отвечай-ка по порядку:


Что растёт на нашей грядке?


(В. Коркин)

«Слушай, подбирай картинки (представляй картинки), запоминай!»


На ёлочке нашей

Смешные игрушки:

Смешные ежи

И смешные лягушки,

Смешные медведи,

Смешные олени,

Смешные моржи

И смешные тюлени!


(Ю.Капотов)

«Что шуршит?»

- Послушайте стихотворение и запомните, что издаёт шуршащие звуки. Чтобы было легче запоминать, быстро нарисуйте эти предметы.


Шуршащая песенка


Шуршат осенние кусты.

Шуршат на дереве листы.

Шуршит камыш.

И дождь шуршит.

И мышь, шурша,

В нору спешит.

А там тихонечко шуршат

Шесть шустрых маленьких мышат.

Но все вокруг возмущены:

- Как расшуршались шалуны!


(А. Усачёв)

«Откуда и чей голос?»

Один из играющих становится спиной к классу. Он должен узнать, откуда слышится голос: сзади, слева или справа от него, а затем сказать, чей это голос. Учитель молча рукой показывает, кто должен громко, не спеша произнести какой-либо звук, слово, предложение.

«Пароль» [10]

Играющие делятся на две команды, строятся в две шеренги на расстоянии 5 метров одна от другой. Учитель загадывает фразу из трёх слов каждой команде, сообщает её первому игроку. Фраза-пароль передаётся по шеренге шёпотом. Если противоположная команда услышала чужой пароль, то команда, допустившая неосторожность, признаётся проигравшей. Выигрывает команда, последний игрок которой правильно воспроизвёл пароль.

«Не теряйте связь в темноте» [10]

Играющие делятся на две команды. Каждая команда выбирает командира и договаривается об условном звуке, с помощью которого командир будет собирать свой отряд. Остальным игрокам завязываются глаза. Руководитель игры расставляет командиров. Они начинают подавать условные звуки. Игроки с завязанными глазами должны подойти к своему командиру и коснуться его рукой.

«Слушай одновременно двух» [10]

1) Один игрок выходит из класса. Ребята делятся на две группы, загадывают два слова, предложение из двух слов, двустишие, четверостишие. Первая группа хором произносить первую часть, вторая – вторую. Когда водящий входит в класс, обе группы по команде учителя громко произносят своё задание. Водящий должен услышать то, что говорят обе команды.

2) Двое читают по одной фразе из двух разных рассказов, по одной строчке из двух четверостиший. Слушатели должны воспроизвести содержание каждого рассказа, четверостишия отдельно.

Глава 5. РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ

Недостаточность пространственного восприятия «напрямую влияет на уровень актуального интеллектуального развития ребёнка, феноменологически проявляется в нарушениях графической деятельности, чтения, письма, владения математическими операциями, различными видами мышления (особенно абстрактно-логического), которые являются составляющими всех интеллектуальных операций» [46, с. 28].

Несформированность пространственных представлений проявляется:

- при обучении математике – в ошибочном написании цифр, перестановке разрядных единиц при записи многозначных чисел, в трудностях усвоения числового ряда и взаимоотношений чисел в ряду, глазомерных ошибках при измерении, неумении расположить симметрично записи примеров в тетради;

- при обучении письму - в зеркальном письме букв, смешении верхних и нижних элементов букв, в трудностях построении фразы, подборе слов при высказывании;

- при обучении чтению – в сужении объёма различимого пространства строчек, что является одной из причин замедленного перехода к беглому чтению, в ошибках при различении сходных по форме букв, трудностях понимания логико-грамматических конструкций;

- при обучении рисованию – в неумении расположить рисунок в пространстве листа, трудностях овладения пропорциями в рисунке;

- при выполнении двигательных упражнений – в трудностях выбора направления движения при перестроении под команду (правая – левая ориентировка, верх-низ), трудностях переключения с одного направления движения на другое.

Пространственно-временные представления проходят сложный процесс развития от мышечного чувства до индивидуального когнитивного стиля личности. Предпосылками развития пространственного восприятия является полимодальный перцептивный образ телесного и опто-мануального («глаз-рука») взаимовлияния с объектами внешнего пространства [2]. Следовательно, начало пространственного восприятия начинается с телесного самовосприятия, развития зрительно-моторной координации и совершенствования двигательных программ и зрительного восприятия.

В начале ребёнок овладевает пространством своего тела, начинает реагировать на различные телесные ощущения: кинестетические, тактильные, соматические и пр. Формируются представления о собственном теле, его границах. Затем ребёнок начинает определять, где находится тот или иной предмет: направляет руки к предмету, захватывает его, постепенно развивается «единое» поле зрения и действия, глаз направляет движение руки, движения руки становятся всё более и более точными.

Появляются координатные представления, связанные с прослеживанием предметов в пространстве, которые позднее обозначаются словами: верх, них, сбоку и т.д. Постепенно развиваются и метрические представления, насколько далеко находится предмет, под каким углом. Все представления совершенствуются в предметно-практической и двигательной деятельности.

Пространственные представления совершенствуются в процессе онтогенеза, ребёнок овладевает вербальными обозначениями пространственных представлений сначала в импрессивной, затем экспрессиной речи. Сначала в речи появляются топологические обозначения (там, тут), затем координатные (верх, низ, в, над, под, за, перед) и метрические (ближе, дальше).

Н.Я.Семаго и М.М. Семаго выделяют 4 основных уровня овладения детьми пространственными представлениями:

- уровень пространства собственного тела;

- уровень расположения объектов по отношению к собственному телу;

- взаимоотношения внешних объектов между собой;

- лингвистическое пространство (квазипространственные представления).

При нормально протекающем онтогенезе процесс становления пространственного восприятия, пространственных представлений заканчивается к 10 - 13 годам. К 6 годам дети складывают разрезанные на 4-6 частей картинки, владеют право-левой ориентировкой, словами, обозначающими пространственные отношения [32].

Сначала осуществляется работа по формированию представлений о собственном лице, теле. Работа начинается с усвоения схемы тела и её словесного обозначения. Для этого используются тактильно-двигательные упражнения, игры с куклами с называнием частей тела, лица, дорисовывание недостающих частей лица, тела, складывание фигуры человека из частей.

Затем проводится работа на объектах, расположенных по отношению к телу с точки зрения «вертикальной организации», пространства тела (его вертикальной оси). Ведется работа по параметрам: верх - низ, выше всего, ниже всего, выше чем, ниже чем. Так же вводятся предлоги и слова, обозначающие взаиморасположение частей: над, под, между. Осуществляется отработка расположения объектов во внешнем пространстве по отношению к собственному телу по вертикальной оси.