Смекни!
smekni.com

«Методические рекомендации по проведению коррекционно-развивающих занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов учащихся 1-4 классов скши VIII вида» (стр. 17 из 23)

Затем раскрасить или заштриховать мячи в указанный цвет.

Развитию ритмической организации письма помогают задания такого рода: ставить точки и чертить палочки под счёт, закрутить и раскрутить спирали, рисовать росчерки, писать элементы букв в определённой Полезно изображение росчерков, схематически изображающих предметы окружающей действительности, сопровождать ритмичной речью, содержание которой соответствуют выполняемым движениям и изображаемому предмету.

Например [48]:

1) Ушки, ушки

У зайца на макушке.


2) Морда, лапы у кота.

Уши, нос, усы у рта.

Глазки открываются,

Коготки цепляются.

3) Тут лошадка у ворот,

Уши, глазки, грива, рот.

При формировании графо-моторных навыков нужно следить за движениями руки, захватом карандаша (ручки, фломастера). Сначала при рисовании допускается движение всей руки, затем только пальцев и кисти. При письме точкой опоры рабочей руки служит ногтевая фаланга мизинца, нижняя часть ладони. При этом ладонь будет частью обращена к поверхности стола. Ручка кладётся на средний палец, верхнюю ногтевую фалангу. Ногтевая фаланга большого пальца придерживает ручку, указательный палец легко кладётся сверху ручки на расстоянии 1,5 – 2 сантиметров от кончика стержня и управляет движением ручки. Нужно научить ребёнка удерживать карандаш большим, указательным и средним пальцами.

Для совершенствования мелкой моторики руки полезно выполнять специальные упражнения. Например, дети совершают круговые движения с участием запястья, Обводя мысленно большие окружности, без участия запястья – окружность диаметром не более 1 сантиметра. Чтобы дети поняли, как выполнять задание можно сначала каждому дать цветной кружок соответствующего размера и попросить обвести его в воздухе.

Для укрепления мышц пальцев можно использовать специальные упражнения:

- Попросите ребёнка вытянуть руки, растопырить пальцы и дотронуться одновременно каждым пальчиком ведущей руки до большого пальца. Можно изменять порядок соприкосновений пальцев с большим по словесной инструкции или по показу учителя.

- Ладошки лежат на столе. Дети поднимают пальцы по одному сначала одной руки, затем другой.

- Ладошки лежат на столе. Дети поднимают пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.

- На столе лежат 5 – 10 карандашей (палочек). Одной рукой ребёнок собирает в кулак все палочки, затем по одной выкладывает на стол.

- Учащиеся берут в руки ручку и постукивают ногтевой фалангой указательного пальца по ручке, затем с помощью только указательного пальца продвигают ручку вперёд и назад, изображая движения «гусеницы».

- Дети зажимают ручку вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делают «шаги» по поверхности стола.

При работе за столом необходимо приучить ребёнка соблюдать правильную позу при письме. Ребёнок должен сидеть прямо, опираться спиной на спинку стула, не опираться грудью на стол, ноги держать прямо, стопы на полу или на подставке, туловище, голову, плечи держать ровно, рабочая рука опирается о край стола, локоть выступают за край стола, другая рука на столе и снизу придерживает лист. Тетрадь, лист бумаги должны быть наклонены влево у правшей, вправо у левшей. Нижний угол тетради (листа) смотрит в середину груди.

Можно использовать словесные организующие моменты перед графическими упражнениями:

Буквы печатные

Очень аккуратные.

Буквы для письма

Я пишу сама.

Очень весело пишется ручке:

Буквы держат друг дружку за ручки.

(В. Берестов)

Для развития глазомера, зрительно-моторной координации полезны такие упражнения:

- «Попади в круг» На листе нелинованной бумаги нарисована окружность диаметром 10 см. Ребёнок берёт в руки карандаш, ставит руку на локоть и по счёту «раз-два-три», не отрывая локоть от стола, ставит в центре круга три точки.

- Проводит прямые линии от точки до крестика. Направление движения обозначено стрелкой (вектором).

- Прохождение «лабиринта» от точки до точки, не касаясь линий и не отрывая руки.

- Поставить точки на линии, соблюдая одинаковое расстояние.

- Поставить точки на верхней и нижней линии, соблюдая интервал.

Для совершенствования зрительно-пространственной ориентировки и пространственной организации движений на строке требуются дополнительные упражнения. Начало движения можно обозначать точкой, направление – стрелкой, например:


Важно научить детей объяснять свои действия, указывая направление движения: сначала вверх, потом вправо, потом вниз, вправо и снова вверх.

- Соединить точки по образцу. Сопровождение речью: «Вниз, наискосок, вниз, наискосок.

● ● ● ● ● ● ●

● ● ● ● ● ● ●

Очень полезно в подготовительной работе к обучению навыкам письма включать в графические упражнения точки, линии и элементы букв: вертикальные, горизонтальные, наклонные линии, параллельные линии в разных направлениях, кривые линии разной конфигурации, с ритмическим повторением периодов кривой, полуовалы, круги, овалы, треугольники, квадраты, зигзаги, петли, черта с закруглением внизу, черта с закруглением вверху, овалы, правый и левый полуовалы, петли от себя и к себе, прямая черта с закруглением влево, вправо, прямая горизонтальная черта с закруглением вниз справа, слева.

Глава 7. ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Временные представления у детей с умственной отсталостью формируются с большим опозданием, часть детей даже после целенаправленного обучения не знает последовательность и продолжительность месяцев году, не умеет определять время по циферблатным часам, не могут оценить давность и последовательность исторических событий.

В существующем времени события следуют одно за другим, поэтому восприятие времени сукцессивно, т.е. отражает последовательность явлений, событий, действий, порядок их следования.

У нормально развивающихся детей дошкольной возраста события чаще располагаются не во временной последовательности, а по степени эмоциональной значимости для ребёнка. Постепенно эмоциональная значимость заменяется смысловой. В осмысленном материале последовательность отдельных моментов совпадает с причинно-следственными отношениями между ними.

Объективное время – направленная величина. Определение времени предполагает отправную точку отсчёта времени. От неё начинается цепь расчленённых звеньев, которые занимают определённое место во времени.

Для выработки восприятия временных последовательностей можно использовать такие методы: разложить сюжетные картинки в порядке следования в соответствии с временными представлениями: части суток, времена года, - определить возраст людей и разложить, начиная с младшего, определить последовательность выполнения аппликации (конструирования предмета) по схематическим изображениям, разложить серию сюжетных картинок, объединённую причинно-следственными отношениями.

Детей нужно целенаправленно учить вычленению, установлению и восстановлению временной последовательности. В ходе такой работы дети усваивают понятия «сначала», «потом», «раньше», «позже». Сначала ведётся работа над последовательностью из 2, затем 3 элементов с постепенным увеличением количества элементов.

Можно вести работу с сериями сюжетных картинок и готовыми текстами. Задача учащихся – соотнести содержание текста и картинки, рассказать о последовательности событий

«Последовательность событий: сначала - потом» (приложение №9, Корнев А.Н., Старосельская Н.Е., [24])


1) В начале бабочка летит.

Мишка весело глядит.

В лапах у него сачок.

Мишка делает скачок.

Оступился впопыхах.

Оказался в яме – ах!

В небе бабочка летит.

Грустно мишенька глядит.


(рис. 8.1., 8.2.)


2) Цап-Царапыч в мастерской,

Холст натянут на подрамник.

Перед ним сидит Косой

И, волнуясь, смотрит прямо:

«Чувствует мою он душу?»

На холсте пока лишь уши.

Цап-Царапыч наш хитёр:

Зайцу плащ рисует, шпагу

И с пером большую шляпу.

Ну не заяц – мушкетёр!

Заяц продолжает маяться

И тревожно улыбается.


Цап-Царапыч, сняв берет,

Сел на стул совсем без сил.

Заяц, глядя на портрет,

Даже ухо опустил.

Как он горд, он крутит ус:

«Значит, вовсе я не трус?»

(рис. 9.1., 9.2., 9.3.)


3) Пьёт Илюша из рожка.

Тяжело, дрожит рука.

Опустил Илья рожок,

Начал стягивать носок.

А котёнок влез в кровать,

Нос к бутылке – и сосать.

Снял носок, устал Илюша,

Снова захотел покушать.

Взял рожок – совсем легко.

- Ой, а где же молоко?

Это знает котик,

Кругленький животик.


(рис. 10.1., 10.2., 10.3., 10.4.)

«Сначала – потом – наконец»

1) Дети повторяют за учителем цепочку действий. Например: «Саша встал, умылся, позавтракал, взял портфель и пошёл в школу», «Дима взял мяч, подошёл к забору и кинул его через забор». Затем отвечают на вопросы.

- Что сделал Саша сначала? А потом? Чтобы было после этого? А потом? Что Саша сделал в конце? (Куда Саша пошёл?)

2) Дети слушают предложение и отвечают на вопрос учителя?

- Саша почистил зубы, и вытер лицо полотенцем, а потом выпил кефир. Что Саша сделал сначала?