Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по коррекции тревожности у детей с зпр, воспитывающихся в условиях депривации 32 Психологические рекомендации воспитателям и педагогам, работающим с детьми с зпр 32 (стр. 2 из 8)

Далее остановимся подробнее на характеристике тревоги и проявлениях тревожных расстройств.

Тревога - это эмоция, направленная в будущее, связанная с прогнозированием, предвосхищением, ожиданием возможных неудач, с формированием соответствующих отношений и установок [7]. Как правило, эмоция тревоги возникает в ситуациях неопределенности и ожидания, обусловленных дефицитом информации и труднопрогнозируемым исходом. Легкая степень тревоги (беспокойство) - обычная реакция на неопределенность, сигнализирующая о возможной опасности и выполняющая в этом случав адаптивную функцию. Мобилизация под воздействием эмоции тревоги адаптивных, компенсаторных и защитных механизмов позволяет более эффективно противостоять возможной опасности. Однако интенсивная степень эмоции тревоги (страх, паника, ужас) выполняет по отношению к познавательной деятельности дезорганизующую, разрушающую функцию, парализуя продуктивную работу психических процессов. Интенсивная тревога мешает адекватно оценить ситуацию, определить возможные варианты ее развития и выбрать наиболее правильное при данных обстоятельствах решение.

Как отмечают многие исследователи, тревожность тесно связана с физиологическими процессами [21].

Выделяют следующие общие симптомы тревожных расстройств:

- вегетативные симптомы (усиленное сердцебиение, потливость, тремор или дрожь, сухость во рту);

- симптомы, относящиеся к груди и животу (затруднение в дыхании, чувство удушья, боль или дискомфорт в груди, тошнота или абдоминальный стресс);

- симптомы, относящиеся к психическому состоянию (чувство головокружения, неустойчивости или обморочности; чувство, что предметы нереальны или что собственное Я отдалилось или «по-настоящему находится не здесь»; страх потери контроля, сумасшествия или наступающей смерти);

- общие симптомы (приливы жара или озноб);

- симптомы напряжения (мышечное напряжение при боли; беспокойство и неспособность к релаксации; чувство нервозности, «на взводе» или психического напряжения; ощущения комкав горле или затруднения при глотании).

К прочим неспецифическим симптомам относят:

- усиленное реагирование на неожиданности или испуг;

- затруднение в сосредоточении внимания или «пустота в голове» из-за тревоги или беспокойства;

- постоянная раздражительность;

- затрудненное засыпание из-за беспокойства.

- Вырезано.

- Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

- при нервно-психических заболеваниях и тяжелых соматических;

- у здоровых людей, переживших последствия психологической травмы;

- у многих групп людей с отклоняющимся поведением.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций.

1.2. Проявление тревожности у детей с ЗПР, воспитывающихся в условиях родительской депривации

На фоне изучения детей, которые испытывают трудности в социальном, ителлектуальном, межличностом развитиии выделяются группы детей, у которых причины личностных и ителлектуальных проблем вызываются депривационными условиями воспитания и развития.

Термин «депривация» сегодня широко используется в психологии, дефектологии и медицине. В обиходной речи термин означает лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей. К факторам, влияющим на возникновение ряда психологических проблем у детей относятся лишения и потери [26].

Лишение — отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворение потребностей. Различают внешние и внутренние лишения. Мир маленького ребенка- это мама, папа, то есть близкий человек, который удовлетворяет все его биологические и психологические потребности. Только через общение и отношение со взрослым ребенок приобретает свои собственный, субъективный мир. Нежность, чуткость, заботливость матери рождают в младенце чувство базового доверия к миру, которое становится основой дальнейшего развития. Отсутствие этих необходимых для младенца отношений порождает чувство недоверия, которое накладывает отпечаток на следующие этапы развития.

В последнее время в американской и европейской психологии появляется все больше исследований, в которых показываются и доказывается решающее влияние привязанности ребенка к матери, возникающее в раннем детстве на самые разные аспекты его дальнейшей жизни: успехи в школе, решение социальных и познавательных проблем, отношения с ровесникам, успешность адаптации к социальной среде и прочее [55].

К социальным факторам формирования депривации относятся социально - стрессовые условия (жесткая атмосфера в семье, негармоничная семья, утрата близкого человека, резкое снижение материального состояния в семье).

Психические факторы формирования депривации – это условия микросоциальной среды, тип воспитания, хронические психогении, школьные проблемы с проявлением школьной дезаптации.

Таким образом, дети лишенные нормального родительского внимания и заботы, как правило, имеют массу проблем, которые и формируют депривационное развитие.

В. Брутман, В. Каган, Г.Скобло рассматривали следующие варианты депривации: 1)Эмоционально-социальная депривация – результат недостатка общения, эмоционального тепла, социальной изолированности. 2)Материнская и семейная депривация – недостаток материнского тепла и эмоционального резонанса в общении с ребенком, отсутствие семьи при живых родителях (социальное сиротство), длительный отрыв от семьи [26].

Дети, пережившие депривацию в раннем возрасте, приспосабливаются к жизни в особых условиях , так как у них интенсивно формируются некоторые принципиально иные механизмы, которые заменяют ему личность.Несоответствие этих механизмов социальным нормам, предъявляемые реальным обществом, часто приводят к отклонениям в поведении детей.

Таким образом, неудовлетворение потребностей детей, которое происходит в результате отделения ребенка от необходимых источников их удовлетворения имеет пагубные последствия Симптоматика психической депривации может охватывать весь спектр возможных нарушений: от легких странностей, не выходящих за рамки нормальной эмоциальной картины, до очень грубых поражений развития интеллекта и личности.

Необходимо отметить, что при инертности внешних воздействий, их отсутствии или недостаточности (качественной или количественной) наблюдается искажение и торможение психогонеза в разных вариантах, влекущие за собой вторичные функциональные деформации на уровне мозга. Доказано, что на ранних этапах онтогенеза социальная депривация приводит к дистрофии мозга на нейронном уровне. Причем, в первой половине первого года жизни (по сравнению с благополучными детьми) имеет место когнитивное отставание, а во второй на первый план выступает искажение и недоразвитие аффективных систем.

Итак, задержки развития могут быть вызваны разными причинами: негрубым внутриутробным поражением ЦНС, нетяжелыми родовыми травмами, недоношенностью, близнецовостью, инфекционными и хроническими соматическими заболеваниями. Этиология ЗПР связана не только с биологическими, но и с неблагоприятными социальными факторами. Прежде всего, это ранняя социальная депривация и влияние длительных психотравмирующих ситуаций.

В клиническом аспекте, понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы - органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств.

Большинство экспериментально-психологических исследований детей с задержкой психического развития направлены в большей степени на рассмотрение особенностей их познавательной деятельности, тогда как данные об особенностях эмоциональной сферы данной категории детей вообще, и о специфики проявления у них тревожности, в частности, в литературе немногочисленны.

Так как тревожность многие исследователи относят к эмоциональным явлениям, следует рассмотреть особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР [2, 17, 24].

При задержке психического развития конституционального генеза эмоциональная сфера детей во многом напоминает нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста, хотя при этом отмечается качественное своеобразие эмоциональных черт личности: преобладание эмоциональных реакций в поведении, игровые интересы, повышенный фон настроения, непосредственность, поверхностность, нестойкость переживаний, внушаемость, недостаточная самостоятельность. Эти особенности эмоциональной сферы в условиях школьного обучения затрудняют социальную адаптацию, и, как указывает ряд исследователей (Т.Е. Сухарева, 1974; В.В. Ковалев, 1979; К.С. Лебединская, 1980), неблагоприятные условия жизни могут способствовать патологическому формированию личности по неустойчивому типу. Исходя из вышеперечисленных особенностей, можно предположить, что дети с ЗПР конституционального генеза не склонны к проявлению тревожности, или, точнее говоря, у данной группы детей нет обусловленных структурой дефекта предпосылок для формирования тревожности как личностного качества.