Смекни!
smekni.com

Методические указания для студентов, изучающих курс философии Методические указания по организации учебной работы на лекциях и в рамках самостоятельной работы (стр. 2 из 5)

Движение – это всякое взаимодействие объектов, их изменение как таковое.

Дедукция – (от лат. deductio – выведение) движение мысли от общего к частному.

Деизм – религиозно-философское воззрение, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий.

Действительность – философская категория, включающая в себя следующие основные аспекты: 1) совокупность всех реализованных возможностей – конкретный предмет, существующий в определенном пространстве и времени (диалектическая пара “возможность-действительность”); 2) весь объективно существующий мир в многообразии своих проявлений; 3) объективная реальность как актуальное наличное бытие, реализующие объективные исторические возможности; целостное единство таких сфер, как природа, общество, сознание в их взаимодействии; 4) подлинное бытие в отличие от видимости.

Диалектика – первоначально искусство вести беседу, спор. Согласно Гегелю, диалектика – метод познания действительных процессов в их развитии, исходя из противоположных тенденций и в их всеобщей взаимосвязи.

Дискурсивный – рассудочный, опосредованный, логический, демонстративный (в отличие от чувственного, непосредственного, созерцательного, интуитивного).

Дуализм (от лат. dualis – двойственный) – философское учение, признающее равноправными два начала (две субстанции):духовное и материальное.

Идеал – образ, определяющий способ мышления и деятельности человека; понятие, выражающее совершенную, высшую цель стремлений и желаний человека, прообраз действительности, которая всегда должна уподобляться идеалу, но не в состоянии его достичь в полной мере.

Идеализация – мыслительная процедура, связанная с образованием идеализированных объектов, принципиально не осуществимых в действительности (“точка”, “идеальный газ” и т.п.). Эти объекты представляют собой некоторые предельные случаи реальных процессов, служат средством их анализа.

Идеализм – философское направление, признающее первичность идеи, духа, сознания и обусловленность ими материального, объективного мира.

Интуиция (от лат. intuitio – пристально смотрю) – способность постижения истины путем прямого усмотрения без основания с помощью доказательств.

Интенциональность (от лат. intentio - намерение. тенденция, стремление) – первичная устремленность сознания на предмет, мир.

Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, почитание) – система внебиологически выработанных механизмов, которые программируют деятельность человека; специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Материя (от лат. materia – вещество) – философская категория, обозначающая объективную реальность, данную человеку в ощущениях и существующую вне человеческого сознания.

Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Опредмечивание - это процесс, при котором человеческие способности переходят в предмет и воплощаются в нем, благодаря чему предмет становится социально-культурным, или “человеческим предметом”.

Опыт – основанное на практике чувственно-эмпирическое познание действительности.

Основание – достаточное условие для чего-либо.

Панентеизм – философское учение, согласно которому мир пребывает в Боге, но Бог не растворяется в мире.

Пантеизм – философское учение, отождествляющее Бога и мир.

Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека.

Свобода – философская категория, обозначающая способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения.

Синергетика – общенаучная теория самоорганизации, ориентированная на поиск законов эволюции открытых неравновесных систем.

Универсалии – предельно общие понятия.

Хаос – неупорядоченная первопотенция мира (в этом положительный смысл термина); в отрицательном значении под хаосом подразумевается жизнь из которой изъят смысл, логос.

Цель – представление о состоянии, к которому стремится данная система и ради чего она существует

Ценность – характеристика объектов и процессов мира, имеющих положительное или отрицательное значение для жизни человека.

Язык – система знаков, служащая средством общения, мышления, выражения, накопления и передачи опыта, норм, традиций.

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И ФИЛОСОФСКИХ СОЧИНЕНИЙ

Раздел I. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ

Философия и миф в культуре древних цивилизаций.

Философия и искусство.

Философия и наука: общее и особенной в духовном освоении действительности.

Философия как жизненный выбор и личная судьба.

Философы о философии: классические и постклассические интерпретации.

Раздел II. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

От мифа к логосу: становление философского мышления в древней Греции.

Рационально-этическая концепция Сократа, ее роль в развитии античной философии, человеческой культуре.

«Благородные истины» буддизма и их философское обоснование.

Онтологические идеи ортодоксальных и неортодоксальных школ древнеиндийской философии.

Дилемма разума и веры в средневековой философии.

Гуманистические идеалы философской мысли Ренессанса и феномен индивидуализма.

Нравственные императивы практической философии И. Канта.

Антиномии человеческого существования в философии экзистенциализма.

Современная философия в ситуации постмодерна.

Раздел III. ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ

Бытие как проблема философии.

Категория бытия в культурной традиции Востока.

Пространство и время как категории философии.

Диалектика как философская теория и метод мышления.

Философия человека в культурных традициях Запада и Востока.

Проблема философского определения человека и исторические версии ее решения.

Сознание и самосознание. Проблема «Я».

Соблазны и границы человеческого разума.

Наука и вненаучое знание в современной культуре.

Марксизм об обществе как системе отношений.

Концепция культурно-исторических типов Н. Данилевского.

Философская концепция истории Р. Бердяева.

Феномен информационной цивилизации: основные понятия и характеристики.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ТЕСТИРОВАНИЮ

ТЕМА 1. Философия: смысл и значение.

1. Как переводится слово «философия»

2. Что такое философия

3. Предмет философии (философского познания)

4. Философия как форма духовной деятельности и философия как учение.

5. Особенности (специфика) философствования

6. Составные части философии

7. Функции (назначение) философии, главный вопрос, на который она отвечает.

8. Что такое мировоззрение

9. Мировоззренческая функция философии.

10. Взаимосвязь философии с мифологией, религией, искусством, наукой.

ТЕМА 2. Основные направления и школы древней восточной философии.

1. Что выступало в качестве культурных источников древнекитайской философии?

2. На какие вопросы пытались найти ответ древнекитайские философы (проблемы древнекитайской философии)?

3. Название основных школ и учений древнекитайской философии, их основатели.

4. Основные понятия древнекитайской философии

5. Способы решения проблем философии, предлагаемые основными школами и учениями древнекитайской философии.

6. Что выступало в качестве культурных источников древнеиндийской философии?

7. На какие вопросы пытались найти ответ древнеиндийской философы (проблемы древнеиндийской философии)?

8. Название основных школ и учений древнеиндийской философии, их основатели.

9. Основные понятия древнеиндийской философии

10. Способы решения проблем философии, предлагаемые основными школами и учениями древнеиндийской философии.

ТЕМА 3. Основные проблемы античной философии.

1. Характеристика основных периодов развития античной философии: их названия, время, основные философские школы и персоналии.

2. Определение понятий космос, космоцентризм, космология, космогония, космогенез.

3. Особенности космологии и космогонии в философских воззрениях философов Милетской, Эфесской и Пифогориской школ, Эмпедокла, Анаксагора, Демокрита, Платона, Аристотеля, стоиков.

4. Особенности понимания бытия и его первоосновы в философских воззрениях Парменида, Зенона, Эмпедокла, Анаксагора, Атомистов Левкиппа и Демокрита, Платона, Аристотеля, эпикурейцев, неоплотоников и Плотина).

5. Представления о познаваемости мира, о средствах и способах познания, о процессе познания, о знании и истине, о законах мышления (логике) в философских трудах Ксенофана, Парменида, Эмпедокла, Анаксагора, Демокрита, софистов, Сократа, Платона, Аристотеля, скептиков, стоиков, неоплотоников и Плотина).

6. Аспекты и проблемы жизни человека и общества, рассматриваемые пифогорейцами, Демокритом, софистами, Сократом, Платоном, Аристотелем, стоиками, эпикурейцами, киниками. Их взгляды на эту жизнь,