Смекни!
smekni.com

Окончание предварительного следствия: основания и порядок (стр. 4 из 7)

Следственная практика свидетельствует о том, что иногда по групповым и многоэпизодным уголовным делам следователь составляет еще одну справку – о расположении материалов уголовного дела по томам, иначе суду будет трудно ориентироваться в его материалах при судебном разбирательстве[19].

8. Рассмотрение прокурором обвинительного заключения, принятие решения.

В соответствии ч.1 ст.221 УПК прокурор изучает дело и в течение 10 суток принимает по нему одно из следующих решений: 1) об утверждении обвинительного заключения и о направлении уголовного дела в суд; 2) о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями; 3) о направлении уголовного дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду. В каждом случае, предусмотренных пп.2 и 3, прокурор выносит мотивированное постановление.

При установлении нарушений требования ч.5 ст.109 УПК, а предельный срок содержания обвиняемого под стражей истек, прокурор отменяет данную меру пресечения (ч.2 ст.221 УПК).

В ч.4 ст.221 УПК закреплено право следователя с согласия руководителя следственного органа обжаловать решение прокурора вышестоящему прокурору. Вышестоящий прокурор в течение 72 часов с момента поступления соответствующих материалов выносит одно из следующих постановлений: 1) об отказе в удовлетворении ходатайства следователя; 2) об отмене постановления нижестоящего прокурора. В этом случае вышестоящий прокурор утверждает обвинительное заключение и направляет уголовное дело в суд.

Обжалование решения прокурора в порядке, установленном ч.4 ст.221 УПК, приостанавливает его исполнение (ч.5 ст.221 УПК).

После утверждения обвинительного заключения прокурор направляет уголовное дело в суд. Об этом он уведомляет всех заинтересованных лиц и разъясняет им право заявлять ходатайство о проведении предварительного слушания в порядке, установленном гл.15 УПК (ч.1 ст.222УПК).

Копии обвинительного заключения со всеми приложениями вручается прокурором обвиняемому и по соответствующему ходатайству защитнику и потерпевшему (ч.2 ст.222 УПК).

Если обвиняемый содержится под стражей, копия обвинительного заключения вручается ему администрацией места содержания под стражей под расписку, которая представляется в суд с указанием даты и времени вручения. Если обвиняемый отказался от получения копии обвинительного заключения либо не явился по вызову или иным образом уклонился от получения копии обвинительного заключения, то прокурор направляет уголовное дело в суд с указанием причин, по которым копия обвинительного заключения не была вручена обвиняемому (ч. 4 ст. 222 УПК).


Глава 3. Прекращение уголовного дела и уголовного преследования

3.1 Понятие и основания прекращения уголовного дела

Прекращение уголовного дела – одна из форм окончания предварительного расследования (ч.1 ст. 158 УПК) и означает фактическое разрешение уголовного дела следователем без последующей передачи в суд. Окончание предварительного следствия прекращением дела может иметь место в любой момент расследования уголовного дела (преследования) органом предварительного расследования, достаточно лишь установление наличия обстоятельств, с которыми закон связывает прекращение уголовного дела. Из содержания ч.3 ст.24 и ч.1 ст.212 УПК вытекает, что прекращение уголовного дела влечет за собой одновременно прекращение уголовного преследования. Это подтверждается смыслом ст. 239, 254 УПК. Между тем прекращение уголовного преследования не всегда влечет за собой прекращение уголовного дела[20].

Свойства прекращения уголовного дела (преследования) органом предварительного расследования как института следственного досудебного производства по уголовному делу: основания и порядок прекращения уголовного дела строго регламентированы законом; прекращение уголовного дела хотя и основывается на оценке существа дела, но разрешает вопрос лишь о вероятности вины или невиновности обвиняемого; порядок возобновления производства по делу, прекращенному на предварительном расследовании, является упрощенным по сравнению с процедурой возобновления уголовного дела, по которому состоялось судебное решение; решение о прекращении уголовного дела прекращает уголовное преследование и исключает наступление уголовно-правовых последствий, но в случае прекращения дела по нереабилитирующим основаниям оно сопряжено с некоторыми ограничениями прав и интересов лица, в отношении которого вынесено; постановление о прекращении уголовного дела (преследования) должно оцениваться по критериям законности, обоснованности и мотивированности (ч.4 ст.7 УПК); постановление о прекращении уголовного дела подлежит проверки как со стороны руководства следственных органов, так и со стороны органов судебного контроля.

УПК РФ предусмотрел исчерпывающий перечень оснований к прекращению уголовного дела и уголовного преследования. Причем данные основания четко разграничиваются: 1) основания отказа в возбуждении уголовного дела и его прекращения (ст.ст. 24-26); 2) основания прекращения уголовного преследования (ст.ст. 27-28).

Все перечисленные в законе основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования принято подразделять на: 1) материально-правовые основания и 2) процессуальные[21].

Первую группу составляют те основания, которые содержаться в нормах уголовного законодательства. Эти нормы изначально содержат предпосылки, устраняющие возможность привлечения кого-либо к уголовной ответственности, а, следовательно, необходимость прекращения уголовного дела и уголовного преследования. К таким основаниям УПК РФ относятся: 1) отсутствие самого события преступления (п. 1 ч.1 ст. 24); 2) отсутствие в деянии определенного лица состава преступления (п.2 ч.1 ст. 24); 3) истечение сроков давности привлечения к уголовной ответственности (п. 3 ч.1 ст. 24); 4) смерть подозреваемого или обвиняемого, совершившего преступление (п. 4 ч.1 ст. 24); 5) примирение потерпевшего с подозреваемым, обвиняемым, в случаях, предусмотренных ст. 76 УК РФ (ст. 25); 6) недостижение виновным возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также отставание несовершеннолетнего в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не мог в полной мере осознавать фактический характер своих действий (бездействий) и руководить ими (ч. 3 ст. 27); 7) наличие акта амнистии (п. 3 ч.1 ст. 27); 8) деятельное раскаяние подозреваемого, обвиняемого в случаях, предусмотренных ст. 75 УК РФ (ст. 28).

Вторую группу оснований прекращения уголовного дела и уголовного преследования составляют процессуальные основания.

При определении таких оснований речь не может идти лишь об установлении факта наличия либо отсутствия преступного деяния, виновности либо невиновности в его совершении определенного лица (лиц) и других обстоятельств, с которыми уголовных закон связывает основания и необходимость привлечения виновных к уголовной ответственности. В данном случае, несмотря на наличие факта преступного деяния, известности лиц, причастных к преступным деяниям (бездействием), в силу специального указания уголовно-процессуального закона, либо вообще исключается возможность возбуждения уголовного дела против определенной категории лиц ввиду отсутствия для этого процессуальных условий, либо при возбуждении уголовного дела исключается возможность осуществления по нему уголовного их преследования. Это может быть даже при установлении, в процессе предварительного следствия, факта их прямой причастности к совершению деяний, предусмотренных Уголовным кодексом РФ[22]. К числу таких процессуальных оснований прекращения уголовного дела и уголовного преследования следует, в частности отнести: 1) установление при расследовании непричастности подозреваемого, обвиняемого к совершению преступления (п. 1 ч. 1 ст. 27); 2) отсутствие заявления потерпевшего по делам частно и частно-публичного обвинения (п. 5 ч. 1 ст. 24), за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК РФ; 3) отсутствие заключения соответствующего суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в пунктах 1, 3-5, 9 и 10 ч. 1 ст. 448 УПК; 4) наличие в отношении подозреваемого, обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда, постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению (п. 4 ч. 1 ст. 27), а также наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого неотмененного постановления органа дознания, следователя или прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела (п. 5 ч. 1 ст. 27); 5) отказ Государственной Думы Федерального собрания РФ в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий и (или) отказ Совета Федерации в лишении неприкосновенности данного лица (п. 6 ч. 1 ст. 27).

К этому виду оснований следует относить и основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования, предусмотренные федеральными законами и международными договорами, закрепляющими, так называемый, процессуальный иммунитет некоторых категорий лиц[23].

Кроме того, все основания можно разделить на реабилитирующие - когда в отношении подозреваемого, обвиняемого не могут быть применены (а если и были применены, то отменяются) меры процессуального принуждения. Их перечень определен законом.

В свою очередь, нереабилитирующими основаниями считаются те основания к прекращению уголовного дела и уголовного преследования, при которых факты совершения преступлений и наказуемость преступного поведения определенных лиц имеются (установлены событие преступления, наличие в деянии состава преступления, доказана причастность подозреваемого, обвиняемого к совершению преступления), однако, в силу специального указания процессуального и уголовного закона исключается возможность привлечения их к уголовной ответственности. К таким относится истечение сроков давности уголовного преследования, деятельное раскаяние подозреваемого, обвиняемого, примирение потерпевшего с подозреваемым, обвиняемым и некоторые другие основания, которые не исключают виновности лица в совершении преступления (например, освобождение вследствие акта амнистии (п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК).