Лексический уровень опирается на морфологический и сам является опорой синтаксического. Морфемы, единицы морфологического уровня, являются средствами оформления слова, а слова - средствами оформления предложений - единиц вышележащего уровня. И, напротив - слово выполняет всю полноту своих функций только в предложении, как морфема - только в составе слова. Отсюда и возможность трехстороннего подхода к слову: как к единице лексического уровня, как к комплексу морфем и как к составной части предложения. Семема объективируется либо синтаксически (расчлененно), либо лексически - одним словом.
Для понимания феномена лексической лакунарности необходимо рассматривать слово в коммуникативном аспекте как самостоятельную единицу, несущую определенную информацию, т.к. язык есть универсальная знаковая система, служащая для передачи мысли (информации) с помощью специфических материальных форм. “Отношения манифестации, связывающие элементы плана содержания с элементами плана выражения, имеют в его структуре исключительно важное значение. Эти отношения в словах, представляющих собой знаки языка в наиболее полном, классическом виде, реализованы в связях внешней материальной формы слова - лексемы, с его внутренней, идеальной стороной - семемой” /161, c. 10/.
При этом мы придерживаемся взглядов таких видных семасиологов как Д.Ричардс, С.Огден, С.Ульманн, Э.Бенвенист, В.А.Звегинцев, А.И. Смирницкий, З.Д.Попова и др., которые обсуждают проблему знака только по отношению к слову, имеющему все четыре вида отношений, необходимых для знаковой ситуации. “Подход со стороны знаковой ситуации показывает, - пишет З.Д.Попова, - что знаками мыслительных образов в языке являются только лексемы” /232, с. 72/. Отсюда, как мы уже указывали, лакуна с точки зрения семиотики - это означаемое при отсутствии означающего в виде однословного наименования; в аспекте семасиологии - это не материализованный фонетически и графически некий конструкт (концепт), набор сем, лишенный до поры до времени своего форматива (лексемы); в ракурсе семиотики - означаемое, способное существовать, а в большинстве случаев реально бытующее в языке как бы в ожидании своего означающего, что обусловлено асимметрией языкового знака.
Исследователи разных поколений отмечают борьбу противоположностей, которая определяет саморазвитие языка. Эти противоположности принято называть языковыми антиномиями. Они порождают все новые столкновения, новые противоречия в языке, а значит, являются постоянным стимулом внутреннего развития языка. Таким образом, антиномии рассматриваются как противоречия, присущие самому объекту /166, с. 24/.
Мы считаем, что все антиномии в той или иной степени обусловливают и, следовательно, объясняют феномен лексической лакунарности, являясь причиной и следствием существования этого уникального явления, в ракурсе которого мы далее анализируем основные антиномии: асимметрии языкового знака; узуса и возможностей языковой системы; говорящего и слушающего; кода и текста; двух функций языка - информационной и экспрессивной. Изложим вкратце суть каждой из них, экстраполируя их последствия на проблему лакунарности.
Асимметричность языкового знака заключается в том, что в структуре языкового знака означающее и означаемое находятся в состоянии перманентного конфликта: означающее стремится к приобретению новых значений, означаемое - к приобретению новых средств своего выражения /166, с. 27/. Эта антиномия, стимулирующая развитие любого яруса языковой системы, имеет особенно большое значение для развития грамматики. Грамматический строй наиболее последовательно складывается из бинарных (двучленных) корреляций, в значительной части которых соотношение отдельных членов отличается асимметричностью, выступающей в двух основных разновидностях.
1. Два означающих относятся к одному и тому же означаемому, причем одно из них указывает на какой-либо признак означаемого, а другое не содержит подобного указания. Так, и учительница, и учитель могут служить названиями женщины, занимающейся преподаванием, но первое название указывает на пол, а второе - нет. Следовательно, во втором члене анализируемой корреляции наблюдается грамматическая лакуна (отсутствие указания на принадлежность к полу).
2. Одно означающее может относиться к двум означаемым, причем в одном случае оно не характеризует означаемого по определенному признаку, а в другом случае отрицает наличие этого признака. Так, теленок в отличие от телка может обозначать либо детеныша коровы без указания на пол, либо только самца /там же/.
Соотношения между планом выражения и планом содержания языкового знака организуют систему конкретного языка. Эти соотношения, как показано лингвистами, являются асимметричными, т.е. один знак может нести несколько означаемых, а одно означаемое - выражаться несколькими знаками. Принцип асимметрии языкового знака и означаемого сформулировал один из членов Пражского лингвистического кружка С.Карцевский. Этот принцип может быть представлен абстрактной схемой соотношения элементов плана выражения и плана содержания (рис. 5).
Означаемые (план содержания)
Означающие (план выражения)
Рис. 5
Изучение этих соотношений показывает, что элементов плана содержания гораздо больше, чем знаков, т.е. лакун гораздо больше, чем лексем: в процессе речевого общения нередко бывает нужно обозначить такие предметы и явления, для которых в лексике литературного языка нет однословных обозначений. Говорящие, “натыкаясь” на такие пустоты в лексической системе языка, вынуждены прибегать либо к словам, которые не признаны литературной нормой (узусом), либо к созвучию новых слов, составным наименованиям, либо к описательным оборотам, отдельные из которых в свою очередь отвергаются носителями языка как не соответствующие норме (например, составные наименования вроде торговые точки, транспортные средства и т.п.). Развитие лексики литературного языка во многом определяется этим конфликтом между потребностью назвать ту или иную реалию и отсутствием в рамках традиционной нормы подходящего наименования.
Как, каким образом ограниченное число знаков способно передавать неограниченное число сообщений?
Некоторые зарубежные лингвисты исходили из математической теории перестановок: ограниченное количество знаков создает неограниченное число сочетаний любой степени сложности путем перестановок. Возражая против этой идеи, Р.В.Пазухин показывает, что как бы ни был велик набор знаков и как бы много перестановок ни получалось, их количество все же будет ограниченным и исчислимым. Следовательно, противоречие между конечностью знаков и бесконечностью смыслов будет сохраняться, это одно из фундаментальных свойств языка. Суть этого свойства заключена в особенностях взаимосвязи языка и мышления, а именно в том, что постоянное опережающее развитие мысли вызывает необходимость использовать уже имеющиеся знаки для новых значений. Однако широко распространенная в языке многозначность слов и интенсивное создание все новых и новых знаков не снимает остроты проблемы: знаков всегда будет меньше, чем значений, выражаемых с помощью языка.
Следует признать, что план содержания неизмеримо богаче плана выражения - линейной организации знаков, для развертывания которых в устной форме необходимо время, а в письменной - пространство. Отсюда проистекают несоответствия плана содержания и плана выражения, все попытки вместить в план выражения больше единиц смысла при меньшем числе знаков языка.
Языковые знаки не имеют жесткой связи с планом содержания, смещаются относительно означаемых. Крайним выражением такого смещения являются нулевые означаемые, семемы без формативов, т.е. лакуны.
Фактически в языке как иерархии систем любому системному, упорядоченному явлению противостоят указанные асистемные тенденции. Лексика - особенно благоприятная среда для их проявления. Словарный состав языка постоянно ощущает воздействие импульсов, идущих от реальной действительности, в частности от общественной деятельности, а она сложна и находится в состоянии непрекращающегося развития. Это в первую очередь определяет динамизм лексической системы, ее открытый характер и постоянную изменчивость под воздействием как системных, так и асистемных тенденций.
“Сам “мир”, - пишет Е.Д.Смирнова, - характеризуется не просто совокупностью фактов, но и указанием “миров”, достижимых из данного” /259, с. 112/, т.е. то, что содержит в себе возможности будущих состояний. Экстраполируя эту фундаментальную идею на лексическую семантику, А.А.Кретов приходит к выводу, что критерием лингвистического существования единицы является не просто представленность ее в речи, а выводимость ее из системы данного языка, соответствие этой системе. Язык как семиотическое образование предоставляет обществу бесконечные возможности, так как бесконечно количество “пустых ниш” системы/154, с. 25/, т.е. внутриязыковых лакун. Этот автор придерживается позитивистской концепции “вхождения” слова в язык через речь. Он считает, что именно таким образом осуществляется количественное накопление единиц нового качества, которое при превышении последними меры "взрывает" старую систему и приводит к появлению в языке нового качества.