Смекни!
smekni.com

Теоретические проблемы личностно-ориентированного образования (стр. 19 из 45)

общи ряду ситуаций и поэтому в принципе не являются уникальными.

Оказывается, таким образом, что собственно педагогичес­кое проектирование в работах педагогов-новаторов рассмат­ривается как индивидуальная (мы бы сказали - авторская) деятельность педагога по «подбору» («выбору», адаптации и т.п.) относительно унифицированной части учебно-воспита­тельного процесса к уникальным особенностям субъектов учения.

Характерной чертой всех упомянутых выше разработок по организации педагогической деятельности является то, что в них практически не разрабатывалась методология педаго­гического проектирования. Само проектирование было как бы вплетено в ткань организации учебно-воспитательного процес­са и выступало :<ак необходимое его звено (планирование учебно-воспитательного процесса) , но само по себе не обсуж­далось. Это имело свои плюсы и минусы. Плюсы в том, что отсутствие рефлексии позволяло «не терять из виду» специфику педагогического проектирования. Но это же и обедняло теорию и практику проектирования, не позволяя ей заимствовать некоторые общие положения из других

88

областей знания и прежде всего из области теории социаль­ного проектирования. Кроме того, в этот период начинает мощно развиваться системно-структурная методология анализа деятельности, в том числе и проектировочной деятельности, что также остается вне поля зрения педагогики.

На современном этапе развития педагогики появились работы, в которых обсуждается методология педагогического проектирования (24; 36; 37; 103; 129; 134 и др.).

Общее направление разработок в данной области идет в аналоговом варианте относительно проектной деятельности вообще и социального проектирования, в частности. Однако практика социального проектирования в отечественной науке еще не достаточно развита (первые «неидеологизированные» разработки по проблемам регионального развития, программы по экологии и т.п.), а обращение к проектной деятельности вообще в лучшем случае позволяло наметить принципиальные этапы организации проектировочной деятельности.

Обращение к общим вопросам проектирования заставило педагогов более точно и глубоко говорить о специфике проектирования педагогической деятельности, поскольку именно в таком контексте возрастают требования к его категориальному статусу.

Категориальный статус любого понятия придают ему методологические функции. Рассмотрение «педагогического проектирования» в качестве категории дидактики предполагает четкое определение области ее «действия» и состава деятельности (структура, этапы и т.д.), обеспечивающие ее реализацию.

Если общество требует от образования подготовки нужных ему функционеров, то педагогическое проектирование может осуществляться на основе системотехнической парадигмы проектировочного мышления. В этом случае названные функ­ции педагогического проектирования сводятся к определению однозначного конечного результата и унифицированных способов и методов его достижения.

Если общество ориентировано на личность и в ее развитии видит залог собственного прогрессивного движения,

89

то методологической основой педагогического проектирования становится теоретико-деятельностная парадигма в том ее зна­чении, о котором речь шла выше. Реализация всех функций педагогического проектирования кардинально меняется. Ориентировочная функция осуществляется как тонкая оценка «материала» с целью определения возможных траекторий его естественного развития. Целеполагание реализуется как вероятностное прогнозирование. Вместе с тем это не озна­чает «полную зависимость» построения вероятностной модели желаемого будущего от «материала». Целеполагание осуще­ствляется с ориентацией на потребности общества, чей «заказ» корректирует выбор предпочитаемой модели изменения «материала». Управление строится как гибкая система, основывающаяся на выборе адекватных объекту средств, способов и методов его изменения. Обратная связь является органической частью всего процесса проектирования. И в этом смысле проектирование перестает быть отдельным и закончен­ным этапом педагогической деятельности, а становится перманентным процессом. С методологической точки зрения, процесс изменения личности в учебном процессе может рассматриваться как естественно-искусственный.

В первом случае педагогическое проектирование - часть и этап управления изменением объекта. Во втором случае - педагогическое проектирование становится способом (фор­мой) управления.

Если речь идет о личности ученика, то в первом случае проект «социальных преобразований» существует «до» его реализации, во втором - «внутри» реализации. В теоретическом плане проект изменения личности в педагогической деятель­ности во втором случае может быть представлен и «до» его реализации в виде, например, модели выпускника или стандарта образования. Однако назначение этих норма­тивных описаний иное (не «директивно-эталонное»): они призваны выступать в качестве ориентиров минимума развитости личности для адекватного «вписывания» в общество и для возможности продолжать образование. Для педагога

90

эти нормативы определяют возможный характер детерминант организации учебно-воспитательного процесса. :

На других уровнях педагогического проектирования (не личностном) теоретико-деятельностная парадигма проектиро­вочного мышления подразумевает описание целей, средств, методов, способов, форм и т.д. педагогической деятельности как пространства возможных действий педагога. Альтерна­тивность, вариативность, дополнительность - все эти характе­ристики современного отечественного образования могут служить подтверждением данного тезиса.

Педагогическое проектирование как деятельность осущест­вляется поэтапно, Характер вычленения этапов диктуется уровнем методологической проработки проблемы, который определяется либо ориентацией исследователей на рефлек­сивно-схематическое отображение практики, либо на общие закономерности проектирования как такового и теорети­ческую разработку оснований проектирования.

В контексте теоретических разработок обращает на себя внимание работа В. И. Гинецинского (1992), который выделяет следующие этапы педагогического проектирования:

Он считает, что наиболее адекватным методом педагогики, выражающим природу образовательно-воспитательного

91

процесса в обществе, сегодня является гипотетико-модельный метод. (Выше мы использовали термин «вероятностное прогнозирование»). «Педагогическое знание, - пишет он, -одновременно является и дескриптивным, и нормативным, кроме того оно требует экспериментального подтверждения ... Педагогическое знание должно быть внутренне согласованным и имеющим «внешние» оправдания со стороны педагогической практики» (36, 24-25).

Осуществление гипотетико-модельного обоснования педа­гогического знания и, соответственно, базирующейся на нем деятельности методологически связано с системным подходом. «Одна из версий данного подхода, - отмечает В. И. Гинецинский, - трактует предмет педагогики как ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ВНЕДРЕНИЕ и АНАЛИЗ (выделено мною - Н. А.) функциони­рования систем специального назначения. Педагогическая система при этом рассматривается как частный случай специфической социальной системы, эксперимент понимается как эмпирически контролируемое изменение реально функ­ционирующей педагогической системы, нормативы - как эталонные образцы ее функционирования, удовлетворяющие в данных конкретных условиях сформулированным критериям, а априорно разрабатываемая модель - как схема предстоящего эмпирического обследования» (36, 25).

Приведенные соображения уточняют схему в одном существенном моменте для педагогического проектирования:

в них указывается рядоположенность собственно проекти­рования, внедрения и анализа результатов. На схеме это можно было бы отразить введением между V и VI этапами этапа внедрения, опробования практикой теоретической моде­ли. Это обеспечивает именно ту «зацикленность», «перма­нентность « социального проектирования в целом и педагоги­ческого, в частности, о которой мы говорили в первом параграфе настоящей главы.

Е В. Краевский, решая в свое время проблемы научного обоснования обучения, намечал такую последовательность шагов, которые можно рассматривать, на наш взгляд, как схему проектирования обучения: «...(1) описание педагоги-

92

ческой действительности; (2) описание обучения на уровне явлений; (3) описание обучения на уровне сущности;

(4) описание обучения школьников предмету на уровне явле­ний и (5) на уровне сущности; (6) модель обучения в плане должного (модель проекта обучения); (7) проект-модель обуче­ния конкретному учебному предмету; (8) конечный проект (курс обучения), а также непосредственная деятельность учителя на уровне педагогической действительности» (63, 230).

Как видно из цитаты, здесь автор постоянно подчеркивает взаимосвязь проектирования на уровне сущности и ее прояв­ления. Однако у В. В. Краевского выпала из схемы экспортно-контрольная функция проектирования.