Смекни!
smekni.com

Теоретические проблемы личностно-ориентированного образования (стр. 27 из 45)

Таким образом, для педагогики конституирующие начала личности лежали ... вне личности. И как это ни парадоксально, в этом кроется глубокий философский смысл. Г. П. Щедровицкий в свое время задался вопросом: а развивается ли личность? Рассуждая по этому поводу, он говорил, что развитие -это всегда саморазвитие, поскольку оно бази­руется на внутренних противоречиях. Но для развития лич­ности нужны «другие», которые должны быть по первому определению вынесены за скобки! Вот тут-то и оказывается, что личность как бы «растворена» в значимых других, а на Уровне субъекта они представлены в форме предпочтений. И если социальный заказ формирует «значимую матрицу» поведения (пусть даже с точки зрения определенной идеологии), которая должна быть усвоена, то он формирует личность. И дальше следовал расклад условий, средств, методов, форм и т.д., которые достаточно целенаправленно

131

были сориентированы на формирование нюансов поведения. Не всех их и не всегда можно было объединить в одну сис­тему, но, по крайне мере, в две системы (обучение и воспита­ние) они собирались достаточно неплохо. Кроме того, на стыке этих двух систем велись поиски таких условий, которые обес­печивали бы формирование неких обобщенных характеристик личности, которые оказывали бы влияние как на интеллек­туальное развитие, так и на поведение в социальной сфере.

Говоря о диагностике личности в целом и связывая ее с учебной деятельностью, исследователи рассматривали прежде всего ее:

- мотивацию (М. М. Махмутов (78), Г. И. Щукина (131), Т. И. Шамова (124), В. С. Цетлин (121), А. К. Маркова (76) и др.);

- обучаемость (С. Ф. Жуйков (47), 3. И. Калмыкова (56; 57) и др.);

- активность, самостоятельность в учебной деятельности (М. А. Данилов (45), М. В. Скаткин (105), П. И. Пидкасистый (91)идр);

- удовлетворенность учащихся учебным процессом (Г. И. Щукина (131), А. К. Маркова (76; 77), В. И. Мурачковский (83) и др.).

Понятно, что большинство исследователей отдавало себе отчет в том, что выбранная ими характеристика личности учащегося отражает лишь определенный аспект рассмотрения проблемы и не претендует на абсолютную монополию в суждении о специфике целостного отношения учащегося к учебе. Более того, отдельные исследователи предлагают учитывать их все вместе и сразу. Так, А. А. Орлов, например, пишет: «Целостное представление о личности школьника можно получить, если организовать обследование-наблюдение по следующим направлениям... Изучение реальных учебных возможностей учащихся... Изучение качества знаний по рус­скому и математике... Установление дидактических причин слабой успеваемости... Выявление степени удовлетворенности учащихся образовательным процессом... Изучение характера внутришкольных коммуникаций... Анализ дидактических

132

средств, используемых учителем... Рациональность режима функционирования школы... Характеристика педагогического мастерства учителя...» (87, 10-11). Хотя в этих случаях, как правило, не дается алгоритм или правила соотнесения столь разрозненных показателей, однако, общая идея достаточно понятна и определена.

Чаще других в качестве интегрального показателя разви­тости личности (причем, иногда без дифференцировки харак­теристик «естественной» развитости и развитости как продукта обучения) фигурирует «обучаемость». Данный показатель подробно анализировался и изучался в работах 3. И. Кал­мыковой, писавшей, что «... под обучаемостью мы понимаем совокупность (ансамбль) интеллектуальных свойств человека, от которых - при наличии и относительном равенстве других необходимых условий (исходного минимума знаний, положи­тельного отношения к учению и т.д.) - зависит продуктивность учебной деятельности. Такими свойствами являются:

1. Обобщенность мыслительной деятельности - ее направ­ленность на абстрагирование и обобщение существенного в материале.

2. Осознанность мышления, определяемая соотношением его практической и словесно-логической сторон.

3. Гибкость мыслительной деятельности.

4. Устойчивость мыслительной деятельности.

5. Самостоятельность мышления, его восприимчивость к помощи» (56, 17).

ОБОБЩЕННОСТЬ характеризуется через минимальное коли­чество фактов, которое необходимо для обобщения или - через количество возвратов к тексту - для уяснения его содержания.

ОСОЗНАННОСТЬ приблизительно равна рефлексии, но в странной интерпретации: если преобладает практическое нахождение решения, то осознание низко и наоборот. Дру­гими словами, осознанность интерпретируется как видение соотношения содержания материала и знаковой формы его выражения.

ГИБКОСТЬ это:

- способность к перестройке усвоенных действий;

133

- оригинальность подхода к анализу действительности;

- способность к самостоятельному повышению уровня обобщенности;

- возможность перехода от прямых связей к обратным;

- легкость приспособления к изменяющимся условиям.

УСТОЙЧИВОСТЬ раскрывается через возможность целесо­образного по длительности (хотя от длительности 3. И. Кал­мыкова несколько отмежевывается) удержания в уме сущест­венных признаков ситуации + возможность схватывания большого количества признаков.Внешне напрямую связана с работоспособностью.

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ характеризуется через меру помо­щи, которая необходима учащемуся для решения проблемы.

«Человек,- отмечала автор, - обладающий этими качест­вами, отличается высокой «экономичностью» мышления; внеш­не эта «экономичность» выражается в количестве конкретного материала, на основе анализа которого достигается решение проблемы, в количестве «шагов» к самостоятельному решению или «порций» помощи при невозможности самостоятельного решения задачи, наконец, во времени, затраченном на поиски новых знаний, на их «открытие»... Этот показатель тождест­венен по содержанию другому -»темпу продвижения», но в нем нет прямой ориентации на время... Имеется определенная связь между экономичностью мышления и легкой сверты­ваемостью операций при формировании интеллектуальных навыков, о которых, как о компоненте математических способностей, говорит В. А. Крутецкий» (56, 23).

Обратим внимание на то, что в расшифровке сущности тех или иных параметров обучаемости присутствуют не только собственно интеллектуальные характеристики, на что первона­чально делает заявку автор, но и более общие («деятельностные») личностные характеристики. Подобное «отождест­вление» личностных характеристик в целом и характеристик собственно интеллектуальной сферы связано с тем, что в обу­чении интеллект остается «главным» показателем развитости, который к тому же легко фиксируем и измеряем.

134

Еще одной (кроме обучаемости) характеристикой разви­тости личности является мотивация учебной деятельности. Правда, если об обучаемости можно говорить в сравнительных степенях (больше-меньше), то мотивация характеризуется определенным типом (учебная, игровая, позиционная и т.д.). Считается, что обучение должно формировать познавательную мотивацию, которая впоследствии становится основой самостоятельного постижения мира. Причем это не означает, что другие типы мотивации не несут в себе учебного «заряда». Однако, все они являются «второстепенными» по отношению к формированию собственно познавательного интереса.

Познавательный интерес, учебная мотивация составляют основу и комфортного учения, и его успешности, и возмож­ности волевых усилий. Особенно отчетливо это обнаружи­вается в исследованиях причин неуспеваемости учащихся (83;

121 и др.). В нашем исследовании (2; 3) «мотивационного балла» абитуриентов Тюменского государственного универси­тета также была показана прямая зависимость между сте­пенью выраженности у них познавательной мотивации и успешностью обучения в вузе. Изучение мотивации абиту­риентов осуществлялось на основании оригинальной анкеты, с помощью которой «замерялось» пять параметров мотивации:

иерархия, устойчивость, структурность и т.д., на основании которых высчитывался общий «мотивационный балл». Анкета была самооценочной для абитуриентов, но содержала в себе много вариантов «перепроверки» вероятной возможности «выдачи» ими социально желаемых ответов. Затем на протяже­нии трех первых курсов отслеживалась успешность учебы поступивших в вуз. Корреляция между уровнем вступительной познавательной мотивации и успешностью учения в среднем (по шести факультетам университета) равнялась 68.9%. С успешностью же учения тесно связаны статус студента, его комфортность, удовлетворенность сложившейся ситуацией, что способствует его самоутверждению и самореализации.

Подчеркивая значимость для личности удовлетворенности ее положением, мы практически указываем на эмоционально-волевую сферу как на еще один показатель личностных

135

изменений. Большинство исследователей также считают изменения в данной сфере показателем личностного роста.

Однако именно в этой сфере даже для психологии остается много неясного.

Во-первых, считать ли состояние полной удовлетворен­ности, ощущение полного комфорта оптимальным личност­ным состоянием, свидетельствующим о внутренней гармонии? В познавательной ситуации, в широком смысле ее понимания, наоборот, необходима определенная степень «рассогласова­ния», неудовлетворенности достигнутым, что и детерминирует поиск. Понятно, что эта степень не должна быть фрустрационной, но и полный покой - это «остановка» в развитии личности.

Во-вторых, на роль «эмоционального показателя» личност­ного развития иногда предлагается широта диапазона эмоций человека. Действительно, богатство эмоциональной сферы может характеризовать личность, но здесь опять возникает проблема дифференциации нормы от патологии, с одной сто­роны, а с другой - проблема средств его измерения.