Смекни!
smekni.com

Теоретические проблемы личностно-ориентированного образования (стр. 4 из 45)

14

На наш взгляд, подход В. А. Конева дает возможность иного, более конструктивного, чем представленные выше, подхода к осмыслению возможных оснований организации педагогической практики. Сам автор подчеркивает: «...фило­софский анализ affirmo показывает пути разработки ... мето­дологии деятельности человека в культуре.

... Этот аспект методологии - методология культурного действия - философией вообще не разработан. А между тем именно в ней ощущается сегодня огромная потребность, что видно хотя бы на примере вхождения человека в культуру, организации педагогической деятельности. Вся сфера совре­менной педагогической деятельности есть сфера поиска ее новых принципов организации, а эти принципы должны быть связаны со структурой и логикой современной культуры так, как господствовавшие в течение столетий принципы педаго­гической деятельности, осмысленные Я. А. Коменским (поуроч­ная и поклассная структура педагогического процесса), были связаны с некогда возникшей структурой культуры нового времени (отраслевая и дискурсивная структуры)» (61, 28).

Несмотря на неразработанность парадигмы «affirmo» в философии, нам представляется возможным использовать ее общие идеи и положения для методологического осмыс­ления новых принципов организации образования.

Первое, что характеризует культурное действие - особая «творческая логика» его осуществления.

Психологические аспекты этой «особости» зафиксированы в многочисленных описаниях творчества. Неотъемлемой чертой этих описаний является апеллирование к интуиции в тех случаях, когда исчерпаны ... аргументы логики, т.е. возможности структурно-логического моделирования твор­ческого процесса.

Философия «affirmo» пытается, во-первых, зафиксировать тот факт, что в культурном действии речь не должна идти об Аристотелевой логике. Во-вторых, ею намечаются конструктивные шаги разработки «логики творчества». Как отмечает В. А. Конев, «... мышление о культурных явлениях Допускает негативные дефиниции» (61, 24).

15

Для педагогики это утверждение чрезвычайно важно. Сохранение ориентации на личность и необходимость следо­вать в образовании определенным нормативам удачно прими­ряется в формулировании целевых установок образования через негативные дефиниции, очерчивающие границы недо­пустимого, но внутри допустимого оставляя свободу выбора и траектории движения к созданию позитивной модели мира и себя в нем. Не в этом ли сила христианских «Не убий!», «Не прелюбодействуй!» и т.д. и ориентированного на них образования?

Здесь, правда, возникает вопрос о формулировании целе­вых установок по освоению учащимися позитивного знания. «Переведенное» на уровень средств в личностно-ориентированном обучении позитивное знание (и соответствующие способы деятельности) выступает не в роли «прокрустова ложа» для реализации личности, а в роли эксперта, оцени­вающего не столько точность, сколько особенность движения в нем учащегося, с одной стороны, а с другой - за счет отнесения к уровню развития позитивного знания в культуре общества может быть задан минимально необходимый объем знаний, не столько в абсолютном его исчислении (как его определить?), сколько в плане связи ступеней обучения между собой и соответствующего их обеспечения. Именно такой аспект рассуждений можно обнаружить в работах некоторых исследователей при обсуждении проблемы стандартов.

Таковы в общих чертах философско-социологические попытки осмыслить парадигмы образования. А что же, собст­венно, дидактика, укладывается ли ее развитие в выделенные парадигмы?

1.2. Краткий экскурс в историю «личностной компоненты» образования в отечественной педагогике

История российского образования содержательно связана с идеей человека в ее философско-религиозном истолковании. Именно на этой почве уже в конце XIX - начале XX веков (мы не касаемся более ранних дней, поскольку работа не носит собственно историографического характера) в России полу­чили определенное распространение идеи свободного

16

воспитания - «первого варианта индивидуально-ориентирован­ной педагогики (термины «индивидуальная», «субъектная», «личностная» педагогика здесь используются как синонимы;

ниже будет специально оговорено их содержание в контексте всей работы). У истоков российского варианта школы свободного воспитания, как известно, стоял Л. Н. Толстой.

Несмотря на отсутствие в России сколько-нибудь развитой к этому времени традиции индивидуальной свободы, российский вариант школы свободного воспитания изначально был субъектно-ориентированным в полном смысле этого слова, т.е. по содержанию связан с идеей самоопределения человека во всех областях жизни, включая и религиозную. Именно последнее привлекало и, казалось бы, позволяло в отличие, например, от традиционно относимых к представителям школ свободного воспитания М. Монтессори и Р. Штейнера, преодолевать их определенную односторонность, которая была связана с ограничениями «идеологического идеала» каждой из школ. В первом случае - католицизм, во втором -антропософия. Тем не менее, справедливости ради, следует не забывать о том, что «теоретическим основанием» российской педагогики того времени выступала христианская антропо­логия, «помноженная» на философию «русского экзистен­циализма» (Вл. Соловьев, В. Розанов, Н. Бердяев, Н. Лосский, П. Флоренский, С. Франк, К. Вентцель, В. Зеньковский и др.), которая во многом определяла лицо практической педагогики и в такой же мере «ограничивала» реализацию в «чистом» виде императивов свободного воспитания. Таким образом, будучи провозглашенной и обозначенной, частично даже опробован­ной, идея школы свободного воспитания не получила широ­кого распространения в России начала века.

В советской дидактике проблемы «личностно-ориентированного обучения» ставились и решались по-разному на уров­не теории и практики. Декларативные установки на учет личностного фактора в идеологии и теории сопровождались рассмотрением личности учащегося как средства формиро­вания в практике обучения определенного «винтика» системы.

17

Начиналось все с тезиса о воспитании сознательных строителей социализма (В. И. Ленин, Н. К. Крупская, А. В. Лу­начарский, М. Н. Покровский и др.). Причем, суть «созна­тельности» трактовалась как осознанное усвоение марксист­ского мировоззрения и совокупности знаний, соответст­вующих требованиям социального заказа. «Расшифровка» содержания целевых установок на уровне педагогической технологии их реализации и указания результата соответст­вующего обучения в «терминах субъекта учения» выглядела следующим образом : «...научить самостоятельно мыслить, действовать коллективно, организованно, отдавая себе отчет в результатах своих действий, развивая максимум инициативы, самодеятельности» (Н. К. Крупская; цит. по 30).

Первоначальный этап создания советской школы связан не только с попыткой определения новых целей обучения, но и с соответствующими рефлексивными попытками осмысления «дидактической модели учебного процесса» , которые со всей очевидностью можно рассматривать как варианты дидакти­ческого проектирования.

Под «дидактическим проектированием» мы понимаем деятельность, связанную с выбором целевых установок обуче­ния, отбором содержания обучения, разработкой его методи­ческого оснащения, ориентированного на характер развития учащихся, личность учителя и особенности предметного содер­жания учебного знания, использующую социокультурные механизмы конструирования и реконструирования учебной деятельности.

Не вдаваясь в детализацию различий в трактовках, напри­мер, категориальной основы проектирования, толкования сущности отдельных категорий, особенностей взаимосвязи между ними и т.п. (см. Р. Б. Вендровская, 1982), остановимся исключительно на вопросах, связанных с темой настоящего исследования.

Название одного из сборников 20-х годов - «Методы инди­видуализирующего труда...» - носит весьма симптоматичный характер в двух отношениях: во-первых, в нем просматри­вается четкая установка на индивидуально-ориентированное

18

обучение, а, во-вторых, имплицитно в нем присутствует указание на наличие особой технологии осуществления этого обучения. С позиций сегодняшнего дня сопоставление этих позиций с общей установкой на формирование «сознательной личности» обнаруживает внутреннее противоречие и невоз­можность практической организации обучения на этой основе. Методологически это может быть осмыслено в альтернативе: или развитие личности, или получение «социалистического эталона». Своеобразно это проявилось в обсуждении места и роли исследовательского метода в советской школе, который рассматривался в качестве ведущего в педагогике того времени. Противники и сторонники метода конкретизировали сформулированную выше альтернативу до операционального уровня или формирование общих навыков работы, мышления и т п. и на этой основе формирование способности к самообу­чению, самостоятельности, или формирование прочных и конкретных ЗУНов.

С позиций сегодняшнего дня можно определенно утвер­ждать, что экономическое, политическое положение страны, ее идеология достаточно быстро и однозначно «подтолкнули» педагогику к выбору в пользу ЗУНов.

Были и некоторые факторы, связанные с собственно проектированием учебного процесса, которые сыграли роль своеобразного катализатора этого выбора. В частности, это касается кризиса идеи комплексного построения учебных программ. Переход к предметной организации обучения определеннее очерчивал и требования к ЗУНам по предметам, с одной стороны, а с другой - на первом этапе такого перехода ввиду отсутствия отрефлексированной системы дидакти­ческого проектирования трудно было осмыслить роль и значе­ние отдельных сторон организации учебного процесса для развития личности (например, уровня теоретичности учебного материала, методов и форм его оспособления, интегриро­ванных знаний, специфики и роли организации межпредметных связей), казалось (и это действительно оправдано), что развивать можно и внутри предмета (но это требует Социального и достаточного сложного проектирования