Смекни!
smekni.com

Опека и попечительство над детьми (стр. 4 из 5)

Права опекуна и попечителя (как и родительские права) не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. При осуществлении предоставленных им законом прав опекуны и попечители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Если опекун (попечитель) будет злоупотреблять своими правами, осуществлять их в противоречии с интересами подопечного ребенка, то орган опеки и попечительства должен вынести решение об отстранении опекуна или попечителя от исполнения этих обязанностей (п. 3 ст. 39 ГК).

Обязанности по опеке и попечительству исполняются опекунами (попечителями) безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом (п. 1 ст. 36 ГК).

Права и обязанности опекуна (попечителя) прекращаются по достижении подопечным ребенком возраста восемнадцати лет, при вступлении его в брак, а также в случае эмансипации несовершеннолетнего подопечного (ст. 40 ГК). Основанием для прекращения прав и обязанностей опекуна (попечителя) может стать его освобождение или отстранение от исполнения обязанностей органом опеки и попечительства (ст. 39 ГК).

Как и родителям, СК предоставляет опекунам и Попечителям право самостоятельно определять способы воспитания подопечных детей, но с учетом мнения детей и рекомендаций органов опеки и попечительства (п. 1 ст. 150 СК). Эти способы должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Опекун (попечитель) имеет право выбора образовательного учреждения и форм обучения подопечного ребенка с учетом мнения ребенка. При этом опекун (попечитель) должен исходить из необходимости получения подопечным основного общего образования. Аналогичное требование Кодексом предъявляется и к родителям, что основано на положениях федерального законодательства (ст. 63. СК; п. 1 ст. 10, п. 3 ст. 50 и п. 3 ст. 52 Закона об образовании).

Опекуны и попечители несовершеннолетних детей обязаны проживать совместно со своими подопечными (п. 2 ст. 36 ГК). В свою очередь, подопечные дети согласно п. 1 ст. 148 СК имеют право проживать вместе со своим опекуном (попечителем). В этой связи они беспрепятственно регистрируются органами внутренних дел на жилую площадь опекунов и попечителей (и наоборот) по решению органа местного самоуправления об установлении опеки и попечительства с указанием в нем места конкретного жительства.

Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного. Обязанностью опекунов и попечителей является извещение органов опеки и попечительства о перемене места жительства (п. 2 ст. 36 ГК).

Важно, что на опекунов (попечителей) возложена защита прав и интересов несовершеннолетних детей, находящихся под их опекой (попечительством), не только на территории РФ, но и за ее пределами.

Права и обязанности опекунов (попечителей) в гражданско-правовой сфере регулируются ГК (ст. 37—38 ГК). Как законные представители, опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия (п. 2 ст. 31 ГК).

Опекуны малолетних (несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет) совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия и необходимые гражданско-правовые сделки, которые подопечные не вправе совершать самостоятельно, поскольку не обладают полной гражданской дееспособностью (ст. 28, п. 2 ст. 32 ГК).

Малолетние подопечные в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать весьма ограниченный круг сделок: мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с его согласия третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения (п. 2 ст. 28 ГК). Имущественную ответственность по всем сделкам малолетнего (даже тем, которые он вправе совершать) несут опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Они также отвечают за вред, причиненный малолетними подопечными, если не докажут, что вред возник не по их вине. Обязанность опекуна по возмещению вреда, причиненного малолетним, не прекращается с достижением подопечным совершеннолетия или получением им имущества, достаточного для возмещения вреда (п. 3 ст. 28 и п. 1 и 4 ст. 1073 ГК).

Попечители над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет дают согласие на совершение ими тех сделок, которые подопечные не вправе совершать самостоятельно (п. 1 ст. 26 ГК; п. 2 ст. 33 ГК). Перечень сделок, которые несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе совершать самостоятельно, то есть лично, шире круга сделок, совершаемых малолетними. В дополнение к сделкам, которые малолетние подопечные в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе совершать самостоятельно, несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет предоставлено право без согласия попечителей распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами; осуществлять права автора произведений науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; в соответствии с законодательством вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; по достижении шестнадцати лет несовершеннолетние также вправе быть членами кооперативов (производственных или потребительских) в соответствии с законами о кооперативах (п. 2 ст. 26 ГК). На совершение любых иных сделок (то есть не перечисленных в п. 2 ст. 26 ГК) несовершеннолетним подопечным требуется письменное согласие (или последующее письменное одобрение) попечителей (п. 1 ст. 26 ГК). Кроме того, попечители должны оказывать подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охранять их от злоупотреблений со стороны третьих лиц (п. 2 ст. 33 ГК).

В отличие от опекунов попечители не несут ответственности по сделкам, совершенным их подопечными, в том числе с письменного согласия попечителей. Ответственность по сделкам, которые несовершеннолетние, достигшие возраста четырнадцати лет, могут совершать самостоятельно, а также по сделкам, совершенным с письменного согласия попечителей, несут сами несовершеннолетние подопечные (п. 3 ст. 26 ГК).

Несовершеннолетние подопечные в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет отвечают за причиненный вред на общих основаниях, самостоятельно. Однако, если у подопечного нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части попечителем, если он не докажет, что вред возник не по его вине (п. 1—2 ст. 1074 ГК). Обязанность попечителей по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним подопечным в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, прекращается с достижением причинившим вред совершеннолетия или получением им доходов, имущества, достаточных для возмещения вреда, либо когда он до достижения совершеннолетия приобрел дееспособность в полном объеме (п. 3 ст. 1074 ГК).

Под виной опекунов (попечителей), влекущей ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними подопечными, следует понимать как неосуществление должного надзора за несовершеннолетними, так и безответственное отношение к их воспитанию или неправомерное использование своих прав по отношению к детям, результатом которого явилось неправильное поведение детей, повлекшее вред (попустительство, поощрение озорства, хулиганских действий, безнадзорность детей, отсутствие к ним внимания ит. п.).

Закон возлагает на опекунов и попечителей обязанность заботиться о содержании своих подопечных (п. 3 ст. 36 ГК) и в этих целях предоставляет им право расходовать полученные подопечными доходы (пенсия, пособия, алименты и т. п.), кроме случаев, когда подопечные вправе распоряжаться ими самостоятельно. При этом ст. 37 ГК устанавливает условия распоряжения опекунами (попечителями) доходами несовершеннолетних подопечных: исключительно в интересах подопечного (на удовлетворение его потребностей и с наибольшей выгодой для него) и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Без разрешения органа опеки и попечительства опекун или попечитель вправе производить лишь необходимые для содержания подопечного расходы на повседневные нужды (продукты питания, одежда, книги и т. п.) за счет сумм, причитающихся подопечному в качестве его дохода (п. 1 ст. 37 ГК). В остальных случаях опекуну (попечителю) нужно получать согласие органа опеки и попечительства, который определяет — каким, образом следует расходовать доходы, причитающиеся подопечному. Поэтому опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель — давать согласие подопечному на совершение сделок по отчуждению, в том числе по обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного (п. 2 ст. 37 ГК). Опекунами (попечителями) не может быть самостоятельно осуществлен отказ от участия несовершеннолетних подопечных в приватизации жилья. Разрешение органа опеки и попечительства на совершение перечисленных сделок на практике выдается в письменной форме для исключения возможных споров, хотя закон прямо не устанавливает конкретную форму такого разрешения. При совершении сделки без получения необходимого согласия органа опеки и попечительства он вправе требовать в судебном порядке признания ее недействительной как несоответствующей требованиям закона (ст. 166, 168 ГК).