5. Христианская антропология рассматривает человека как созданного Богом по Его образу и подобию, цель жизни которого не исчерпывается земным существованием и продолжается за его пределами. От самого человека, от «качества» его земной жизни, от состояния его души зависит, где будет он после смерти, с Богом или без Бога. Поэтому столь велико значение воспитания и образования, которые должны быть направлены, прежде всего, на жизнь вечную, на спасение души.
6. Основная задача нравственного воспитания — воспитание сердца, которое нужно очистить от страстей, чтобы научиться различать добро и зло и чтобы можно было, с помощью молитвы и доброделания, зажечь в нем огонь Божественной любви. Согласно святоотеческому учению, подтвержденному последними данными ряда наук, именно сердце, являясь «чувствилищем» души, является и главным органом познания, влияющим и подчиняющим себе ум, чувства, волю человека. Таким образом, должная забота о воспитании сердца является не только условием спасения души, но и условием постановки и решения важнейшей дидактической задачи — научить детей «чувством познавать жизнь» (А. Дауге).
7. Поскольку «жизнь сердца есть любовь» (Еп. Феофан Затворник), нравственное воспитание предполагает не только «зажигание» сердца, но и научение детей «мере» любви, научение тому, как любить.
8. Любовь как важнейшая эмоция сердца, как главное человеческое чувство включает в себя различные чувствования, может по-разному проявить себя. Согласно классификации В. С. Соловьева, три из них характеризуют основную сферу отношений людей: благоговение (страх Божий) — отношение к тому, что выше человека, т. е. отношение к божеству; понимание (сострадание, жалость) — отношение к тому, что ему равно, т. е. отношение к другим людям; стыд — отношение к тому, что ниже его, т. е. его отношения к природе вообще и своей физической природе в частности.
9. Любовь к Богу и сострадание к человеку является основой отношений человека ко всему сущему, ко всем другим людям, а также к вещам, предметам и явлениям действительности. Поэтому основное внимание необходимо уделить воспитанию у детей благоговения перед святыней, «тренировке» в доброделании, воздержанию по отношению к собственным потребностям.
10. С пробуждением у ребенка самосознания наряду с нравственным воспитанием возрастает роль нравственного образования, поэтому большое внимание следует уделить формированию у детей правильных духовно-нравственных понятий. Задача педагогической науки — отобрать «понятийное ядро» в соответствии с возрастом учащихся.
11. Основные духовно-нравственные понятия необходимо отразить в школьных учебных планах, программах, учебниках, методических разработках как специального, этического, так и общеобразовательного характера.
12. Активизация нравственного воспитания на практике предполагает:
— усиление нравственного аспекта в учебном материале;
— создание специальных факультативных курсов по христианской (православной) этике для разных возрастных групп;
— подготовку пробного учебника (учебного пособия) для учащихся, методических рекомендаций для учителей, отражающих этическую проблематику;
— отражение существа наиболее важных положений по духовно-нравственному воспитанию в программах педвузов и институтов повышения квалификации педагогических кадров, учебниках и учебных пособиях по педагогике.
***
В заключении необходимо еще раз подчеркнуть, что современная постановка проблемы нравственного воспитания невозможна без обращения к его духовным основам. При этом учет положительной роли православной Церкви в отечественной истории вообще и истории педагогики в частности, а также возможностей ее существенного влияния на человека в процессе формирования нового общества принесет безусловную пользу как педагогической науке, так и школьной практике.
БИБЛИОГРАФИЯ
Научные статьи, диссертации, монографии
Антонов М. Ф. Проблема русского нравственного идеала в трудах И. В. Киреевского. Новосибирск, 1990.
Арсеньев А. М., Королев Ф. Ф. Методологические проблемы марксистско-ленинской педагогики: (Доклад на научном совещании руководителей научно-педагогических центров и видных ученых-педагогов социалистических стран). М., 1971.
Базаров Иоанн, прот. Нравственность и жизнь. Странник. СПб, 1878. С. 187—195.
Его же. Нравственность человека вообще и нравственность христианская. — Странник. СПб., 1878. С.86—95.
Его же. Христианская нравственность. — Странник. СПб., 1878. С. 320—331.
Бергсон А. Опыт о непосредственных данных познания. — Собрание сочинений. Том 1. М., 1992.
Библер В. С. Нравственность. Культура. Современность. М., 1990.
Бим-Бад Б. М. Антропологическое основание важнейших течений в мировой педагогике (первая половина XX в.). Диссертация на соискание ученой степени доктора пед. наук. М., 1994.
Бондаревская Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. (Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях). Ростов/Д., 1995.
Бруднов А. К. «Есть только один идеал совершенства — представленный христианством». Сборник: Становление нравственной личности. М., 1996.
Булгаков С. Н. История социальных учений в XIX веке: Лекции, читанные в Московском Коммерческом институте. 2-е изд. М., 1913.
Войно-Ясенецкий В. Ф. (Архиепископ Лука). Дух, душа и тело. М., 1997.
Гусев А. Религиозность как основа нравственности: Против автономистов. Изд. 2-е. Казань, 1894.
Дауге А. Искусство и творчество в воспитании: Сборник статей. М., 1911.
Дробницкий О. Г. Проблемы нравственности. М., 1977.
Ильин И. А. О воспитании в грядущей России. — Собрание сочинений. В 10 томах. Т. 2. Кн. 2. М., 1993. С.178—192.
Его же. Основы христианской культуры. — Собрание сочинений. В 10 томах. Т. 1. М., 1993. С. 300— 307.
Его же. Путь к очевидности. — Собрание сочинений. В 10 томах. Т. 3. М., 1994. С. 381—560.
Его же. Русскому народу необходимо духовное обновление. — Собрание сочинений. В 10 томах. Т. 2. Кн. 2. М., 1993. С. 37—41.
Караковский В. А., Новикова Л. А., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем. М.,1996.
Караковский В. А. Стать человеком. М., 1993. Кедров М., свящ. Нравственное расслабление современного общества: Слово в неделю о расслабленном. — Странник. СПб, 1878. С. 315—319.
Коменский Я. А. Материнская школа. М., 1992. Кирилюк Л. Г. Диагностика эффективности процесса нравственного воспитания подростков. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата пед. наук. М., 1986.
Коростелова А. А. Формирование духовных ценностей старшеклассников. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата пед. наук. М., 1992.
Кураев А., диакон. Все ли равно, как верить? Сборник статей по сравнительному богословию. Клин,1994.
Линицкий П. И. Христианская нравственность. — Труды Киевской Духовной академии. Книга VI. Киев, 1905. С. 234—252.
Лодыженский М. В. Свет незримый. М., 1992.
Лосский В. Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие. М., 1991.
Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. Изд. 2-е. М., 1992.
Мартенсен Г. Христианское учение о нравственности. В двух томах. Петроград, 1915.
Марьенко И. С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. М., 1980.
Моносзон Э. И. Теоретические основы коммунистического воспитания школьников. М., 1983.
Новикова Л. И. Коллектив и личность как педагогическая проблема. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора пед. наук. Л., 1978.
Песталоции И. Г. Письмо другу о пребывании в Станце. — Избранные педагогические сочинения. В 2-х томах. Т. 2. М., 1981. С. 49—73.
Питирим, митрополит. Тело, душа, совесть. (Учение о человеке в христианской традиции и современное общество). — Малая Церковь: Настольная книга прихожанина. М., 1992. С. 202—213.
Платон (Игумнов), архимандрит. Православное нравственное богословие. — Св.-Троицкая Сергиева Лавра,1994.
Руткевич М. Н., Потапов В. П. После школы: Опыт социологического исследования. М., 1995.
Соловьев В. С. Оправдание добра. Нравственная философия. — Сочинения в 2-х томах. 2-е издание. Том 1. М., 1990. С. 47—548.
Стоюнин В. Я. Избранные педагогические сочинения. М.,1954.
Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Издание 4-е. Киев, 1973.
Его же. Методика воспитания коллектива. М., 1981.
Его же. Как воспитать настоящего человека. (Этика коммунистического воспитания). М., 1990.
Тейар де Шарден. Феномен человека. М., 1965. Трубецкой С. Н. Этика и догматика. — Вопросы философии и психологии. М., 1895, сентябрь. С. 484— 517.
Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании. — Избранные произведения. М.— Л, 1946. С. 148—195.
Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. — Собрание сочинений. Т. 5, 6. — М., 1990.
Федотов Г. П. В защиту этики. — Страницы истории отечественной философской мысли. М., 1991. С. 46—53.
Филарет, митрополит. О духовном облике Иисуса Христа по Евангелию. — О вере и нравственности по учению православной церкви. М., 1991. С. 130—141.
Его же. Нравственность христианина. М., 1991.
Франк С. Л. Душа человека: опыт введения в философскую психологию. М., 1917.
Его же. Религия и наука. — Малая Церковь: Настольная книга прихожанина. М., 1992. С. 41—70.
Фромм Э. Душа человека. М., 1992. Чичагов Л. М. Что служит основанием всякой науки? М., 1996.
Шилова М. И. Теория и практика совершенствования процесса воспитания идейно-нравственных качеств личности подростка. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата пед. наук. Л., 1985.
Шубинский В. С. Педагогические основы философско-мировоззренческой подготовки учащихся средней школы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора пед. наук. М., 1987.
Щуркова Н. Е. Диагностика воспитанности. М., 1992.
Щуркова Н. Ю. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры (для директоров и заместителей директоров школ по учебно-воспитательной работе). М., 1997.
Яки, Стэнли Л. Спаситель науки. М., 1992.
Сборники