РГ | Андрей Петрович, жительница Старого Арбата Ольга Белова интересуется: "Каковы перспективы перехода нашего бесплатного здравоохранения на платное?"
Сельцовский | Мне бы не хотелось об этом думать. Никаких официальных документов на этот счет нет. Как нет и социальных условий для этого. У нас же платить-то некому. У нас с ЖКХ - проблема, с троллейбусами разобраться не можем. Коммерческое здравоохранение есть. Но если раньше мы могли контролировать качество работы коммерческой медицины, то теперь они, так сказать, в свободном плавании. Поэтому наряду с очень достойными частными лечебницами немало таких, в которые лучше не обращаться. Государственные и частные медицинские учреждения имеют право на существование. Это бесспорно, это факт нашей жизни. Но нельзя загонять тех же льготников в коммерческие лечебницы - у них для этого денег нет.
Игра в семейного доктора
РГ | Несколько читателей задают вопросы о семейном докторе. Татьяна Логунова из Бескудникова, Павел Николаевич, живущий в Сеченовском переулке, спрашивают, нужен ли он Москве?
Сельцовский | Это кому-то захотелось иметь в Москве семейного врача. Забыв о том, что для него нужно создать определенные условия, его нужно серьезно подготовить. Вот, скажем, отличный кардиолог. Но если я дам ему ультразвук, многоканальный электрокардиограф, дам трубку, чтобы слушать пузико у беременной... Что этот кардиолог станет делать? Разве можно за полгода подготовить гинеколога или лор-специалиста? Эту шляпку семейного врача мы позаимствовали у Америки, которая ввалила безумное количество денег для создания этой системы и создавала ее пятнадцать лет, а теперь тихо расстается с ней. А мы стараемся ее насаждать. Дурь голубая! К тому же забываем, что у нас такие врачи давно есть на селе. Вот им бы помочь, их по-настоящему вооружить. Он-то и есть семейный врач. Был как-то в одном месте в километрах за сто от Костромы. Там маленькая больница, в которой работают два врача - муж и жена. Тяжело им там. Но в деревне они точно короли. С его женой прошел от дома к больнице. Был с нами еще один известный в России человек. Никто на него внимания не обращал, а с ней все здороваются, кланяются в пояс. Она с мужем там уже 12 лет. С трудом представляю, как они там работают вдвоем. Но выживают же, и лечат всех. Вот им бы, таким, как они, помочь, им бы платить достойную зарплату. А сколько у нас заброшенных гарнизонов, в которых вообще нет настоящей медицинской службы. А в Москве... Есть участковые врачи, есть, слава богу, узкие специалисты. Все и вся реформировать? Во имя чего?
РГ | Как вам кажется: в результате всех реформ, которые предлагаются, россиянам станет легче получить квалифицированную медицинскую помощь?
Сельцовский | Я не могу ответить, так как не знаю, что будет. Дайте документы, и тогда я смогу что-то сказать. И то очень предположительно. Знаю одно: должна быть стройная система, при которой любой россиянин, независимо от места жительства, мог бы получить самую лучшую медицинскую помощь в своей стране. Такая система у нас была, и ее нужно возродить. Хотя бы на уровне регионов, федеральных округов.
Доктор, мы надеемся и ждём!
(«Парламентская газета» 20.04.2005)
Наталья ТРЕФИЛОВА
Считать, что повышение заработной платы врачам поликлиник серьёзно улучшит качество медицинского обслуживания и его доступность, будет большим заблуждением и самообманом. Как и упование только лишь на семейных врачей, которые вряд ли решат все накопившиеся проблемы российского здравоохранения. Однако специалисты утверждают, что введение новой практики оказания первичной медицинской помощи кардинально изменит всю систему здравоохранения.
Первого апреля в Нижегородской области вспомнили о приказе №84, еще в январе подписанном министром Зурабовым, о порядке осуществления деятельности врачей общей практики на территории Российской Федерации. При этом соответствующая должность в штатном расписании государственных и муниципальных медицинских учреждений до сих пор отсутствует, как и размер заработной платы в тарифной сетке. Рабочих мест тоже пока нет. Уж не первоапрельская ли это была шутка?
Но дело, судя по всему, не шуточное. Нижегородская медакадемия 11 апреля нынешнего года уже начала шестимесячный обучающий цикл переподготовки врачей для последующей работы в статусе "семейных докторов". Хотя депутаты Законодательного собрания Нижегородской области еще только собираются рассмотреть предлагаемый им областным министерством здравоохранения проект внедрения новой системы медицинской помощи в регионе. Если депутаты проект одобрят, они начнут свою практику уже в конце нынешнего года. Если нет - останутся работать на прежних рабочих местах, и вступивший в силу приказ министра РФ ничего не изменит в нашей жизни.
Стоит ли удивляться? Во все времена отличительной особенностью российских законов была необязательность их исполнения. Собственно говоря, семейный врач как система оказания первичной медицинской помощи впервые была законодательно введена в России еще в 1993 году статьей 59 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан. Однако руководство территорий, в основном, проигнорировало и данный в Москве старт реформе здравоохранения, и положительные результаты, полученные в тех регионах, которые, несмотря на отчаянное сопротивление скептиков, отважились на нововведения в столь консервативной отрасли, как медицина. Примером является опыт Санкт-Петербурга, обсуждаемый и анализируемый на разных уровнях и в конце концов убедивший даже самых ярых противников в том, что врач общей практики - дело хорошее.
Занесенные в Нижегородский кремль ветрами кадровых перемен питерские специалисты решили распространить и на нижегородской земле позитивный экспериментальный опыт по введению системы врачей общей практики. Татьяна Николаевна Засухина, первый заместитель министра здравоохранения правительства Нижегородской области, как раз из числа таковых, приехала из Санкт-Петербурга в Нижний Новгород заниматься проведением реформы здравоохранения по глубокому убеждению в ее целесообразности и необходимости.
- Несмотря на то что федеральное правительство избрало позицию невмешательства в решения регионов по вопросу введения института врачей общей практики, мы приняли решение развивать это направление в Нижегородской области, - говорит главный идеолог нижегородского проекта внедрения семейной медицины Т.Н. Засухина. - В том случае, конечно, если нас поддержат законодатели и примут региональный закон о развитии этой системы и защите врача общей практики.
Начавшаяся полемика с нижегородскими депутатами, которые настороженно отнеслись к этой затее, построена на том, что, дескать, были в России хорошие поликлиники, хорошая участковая сеть, которая сегодня из-за недофинансирования разваливается, а на ее обломках строится новый институт семейного врача.
Давайте честно зададимся вопросом: а была ли когда-нибудь эта сеть хорошей? Не для того ли мы обращались к участковым врачам, чтобы только получить больничный лист, не ожидая компетентной медицинской помощи, или, если прихватило серьезно, получить направление в больницу? Наверное, где-то кому-то с участковым доктором повезло больше, но это скорее исключение, чем правило.
Сегодня наиболее дефицитна помощь узких специалистов, к которым можно попасть или по блату, или по записи. Очереди в поликлиниках расписаны на несколько дней, а то и недель вперед. Не дай бог, если такой доктор заболеет сам, тогда необходимой консультации придется ждать еще дольше. Что толку, если узких специалистов "достаточно", как утверждают чиновники, но к ним не попасть?
Отсюда вывод: если верить статистике и мировой практике, при развитой системе семейной медицины такого, как сейчас, количества узких специалистов не понадобится.
- Мы убеждены, что необходимые источники финансирования нам нужно искать внутри самой системы здравоохранения, - говорит Татьяна Николаевна. - Во всяком случае, работая над региональным проектом внедрения семейной медицины вместе с теми депутатами городской Думы и Законодательного собрания, которые имеют самое непосредственное отношение к этой сфере деятельности, мы решили, что не выйдем за пределы тех сумм, что были предусмотрены в бюджете министерства здравоохранения области на укрепление материально-технической базы. Мы просим у депутатов не дополнительных средств, а только возможности перераспределения уже имеющихся.
Думаю, что не открою секрета, если скажу, что, как только Правительство РФ решило внедрять семейную медицину, то есть несколько лет тому назад, Нижегородская медицинская академия начала подготовку таких специалистов. С 1996 года переобучение прошли двести докторов, но ни один из них не оказался востребованным. Почему, если это так актуально?
- Все очень просто: специалистов подготовили, а рабочие места - нет! - отвечает первый заместитель министра здравоохранения правительства Нижегородской области. - Сажать семейных докторов в пустые кабинеты, дабы отчитаться о начале реформы здравоохранения в Нижегородской области, слава богу, никто не решился. Потому что это профанация хорошего начинания! Мы, прежде чем запустить "пилотный" проект, получили согласие на участие руководителей здравоохранения в двадцати двух районах Нижегородской области. Затем договорились с Нижегородской медицинской академией, которая за счет федерального бюджета проведет шестимесячную переподготовку врачей. К концу года, я надеюсь, мы утрясем все финансовые вопросы, оснастим первые кабинеты, и семейные доктора начнут свою практику.