Освоение труднодоступных районов Памира и Тянь-Шаня проводилось комплексными научно-спортивными экспедициями. Уже первые из них в 1929 г. изучили обстановку и подходы к пикам Ленина (7134 м) и Хан-Тенгри (6995 м), а в 1931 г. участники украинской экспедиции М. Погребецкий, Ф. Зауберер и Б. Тюрин взошли на Хан-Тенгри. Памирские экспедиции под руководством Н. Крыленко планомерно изучали районы высочайших вершин Советского Союза: пика Коммунизма (7495 м), пика Ленина, пика Корженевской (7105 м). Эти экспедиции включали исследовательские и альпинистские группы. Были уточнены расположение и высоты высочайших вершин. В 1933 г. Е. Абалаков взошел на вершину пика Коммунизма, в 1934 г. участники армейской экспедиции В. Абалаков, И. Лукин и К. Чернуха поднялись на пик Ленина.
Навыки передвижения в горах осваивали командиры и красноармейцы в армейских альпиниадах. В первом походе в 1927 г. по горам Кавказа с восхождением на Казбек участвовали 12 курсантов Тифлисской военной школы. Армейские альпинисты сделали проведение альпиниад регулярным, совмещая походы с восхождениями и наращивая число участников. В альпиниаде 1938 г. на обе вершины Эльбруса поднялись 220 человек. Альпиниады стали общепризнанной формой приобщения молодежи к занятиям горным спортом. Так, в 1935 г. в альпиниадах на Эльбрусе и Казбеке участвовало около 2300 человек. В 1940 г. в массовых альпмероприятиях участвовало более 20 000 юношей и девушек.
Начиная с 1931 г. альпинизм начал раздваиваться на учебный и спортивный. Эти два направления, имея несколько различные цели и методы подготовки, существовали в неразрывной связи, дополняя и обогащая друг друга. Спортивный альпинизм развивался усилиями отдельных команд и энтузиастов, получая поддержку от государства и профсоюзов. К 1940 г. спортивный уровень лучших команд фактически не уступал мировому. Назовем восхождения, ставшие вехами на этом коротком пути: 1931 г.— Дыхтау (5203 м) по северному гребню, Е. и В. Абалаковы, В. Чередова; 1933 г.— Коштантау (5151 м), группа Алексея Малеинова;
1934 г.— Ушба Южная (4710 м), группа А. Джапаридзе; 1935 г.— Ушба Северная, группы В. Кизеля, Ф. Кропфа, Е. Белецкого;
1936 г.— Хан-Тенгри, группы Е. Колокольникова и В. Абалакова;
1937 г.— пик Коммунизма, группа О.Аристова; 1938 г.— Шхельда Центральная (4370 м) по северной стене, группы Ф. Кропфа и Д. Гудкова. В 1938 г. Л. Гутман, А. Сидоренко, Е. Иванов вышли на плечо безымянного массива на Тянь-Шане; как оказалось впоследствии, это была восточная вершина пика Победы. В 1940 г.
в спортивных восхождениях сезона участвовало около 10 000 человек.
В годы Великой Отечественной войны советским альпинистам пришлось воевать на многих фронтах. Наша армия не имела специальных горных частей, поэтому науку воевать в горах пришлось осваивать непосредственно в ходе боев, когда немецкие войска вышли в предгорья и к перевалам Кавказа. Были созданы отдельные горнострелковые отряды для выполнения специальных боевых заданий в горах. В составе этих отрядов воевали многие альпинисты. В 1942—1943 гг. была организована школа военного альпинизма Закфронта, в горной подготовке войск и непосредственно в боевых операциях участвовали Е. Абалаков, Я. Аркин, Н. Гусак, А. Гусев, А. Грязнов, А. Сидоренко, П. Захаров (старший), Б. Хергиани и др. Альпинисты выполняли также задания по эвакуации мирного населения и материальных ценностей через перевалы Кавказа. Зимой 1943 г. две группы военных альпинистов под руководством А. Гусева и Н. Гусака совершили восхождение на вершины Эльбруса и сняли с них остатки фашистских штандартов. Осенью 1943 г. группа под руководством Алеши Джапаридзе взошла на Южную Ушбу; восхождение было посвящено 20-летию Советской власти и освобождению Кавказа. В 1944 г. офицеры-альпинисты М. Ануфриков, Е. Абалаков и В. Коломенский в Домбае совершили траверс ажурной подковы Джугутурлючата.
Поредел в войну отряд альпинистов и инструкторов. Погиб под Киевом Герой Советского Союза Н. Бударин, сгорел в танке под Ленинградом Л. Гутман, не вернулись из боев Л. Надеждин, Б. Голубев. Навеки в нашем строю альпинистов участники Великой Отечественной войны. И те, кто погиб, и те, кто воевал до конца, и после победы вернулся в горы.
В послевоенные годы восстанавливалась система альплагерей и подготовки инструкторов, возродилась традиция проведения альпиниад. В год 30-летия Советской власти был осуществлен траверс Главного Кавказского хребта от Эльбруса до Казбека силами многих спортивных групп. В отдаленные районы снаряжались специальные экспедиции; их участниками были совершены восхождения на пик Патхор (6080 м, Памир), пик Маркса (6726 м, Памир), пик Мраморная стена (6150 м, Тянь-Шань), пик Корженевской (7105 м, Памир). В 1956 г. результатом прекрасно организованной экспедиции стало восхождение на пик Победа.
Активно работала Федерация альпинизма СССР, осуществляя Руководство сложным хозяйством спортивного альпинизма в стране. Ее деятельность связана с именами А. Боровикова, К. Кузьмина, М. Ануфрикова. Совершенствовалась система спортивного альпинизма, стало проводиться официальное первенство страны. В спортивном альпинизме возникает специализация — в чемпионатах вводятся классы технически сложных, высотно-технических, высотных восхождений и траверсов; со временем появились скальный и ледовый классы. Пройдены казавшиеся непреодолимыми, стены Чатына, Крумкола, пика Свободная Корея, Замка, Замин- Кора, Ерыдага. Сложнейшие маршруты проложены по стенам и ребрам пиков Коммунизма, Победы, Энгельса, Революции, Ахмади Дониша, Хан-Тенгри, Военных топографов. Маршруты траверсов протянулись вдоль целых хребтов—от пика Шатер (6636 м) до Хан-Тенгри, от пика Коммунизма до пика Корженевской. Советские альпинисты доказали свой высокий класс и на восхождениях за рубежом. Пройдены скальные экстрастены в Альпах. В 1982 г. 11 советских альпинистов поднялись на Эверест по юго-западной стене — по красивому маршруту мирового класса.
4. СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОГО АЛЬПИНИЗМА
Советская экспедиция «Эверест-82» имеет не только спортивное значение. Она была для наших альпинистов одной из первых попыток комплексного изучения возможностей человеческой личности и коллектива в экстремальных, не имеющих аналога условиях больших высот. Итоги экспедиции, безусловно, определяют перспективу дальнейших исследований в этой области и помогут в организации следующих подобных мероприятий.
Из внутренних процессов на нынешнем этапе наиболее характерно углубление дифференциации. Еще в 60-х годах от альпинизма отпочковалось скалолазание. Чисто соревновательный дух, стремление к самовыражению привлекают к скалолазанию многих молодых людей, к тому же скалолазанием можно заниматься и там, где нет больших гор.
Оставаясь единым, альпинизм имеет внутри себя три вполне определившихся направления: учебное, спортивное и прикладное. Общим для них остается непреходящий интерес к познанию самого себя и человеческих возможностей, к познанию удивительного мира гор.
Учебный альпинизм выполняет задачу приобщения молодежи к горовосхождениям и обучения ее умению безопасно ходить в горах, организационно опираясь на систему альпклубов, секций и учебно-спортивных альпбаз профсоюзов.
В спортивном альпинизме несколько иная цель: освоение тактики и техники прохождения труднейших маршрутов. Приобщение к нему идет через ту же систему альпклубов и альпбаз: основной боевой единицей служит спортивная команда.
Прикладной альпинизм решает задачи альпинистского обеспечения научных и производственных работ, проводимых в горных местностях. Еще одна сторона прикладного альпинизма — горная подготовка войск.
Вместе с тем ясно, что резкого разделения между этими направлениями нет и быть не может. Каждое из них есть только грань единой системы, и в этом единстве—залог дальнейших успехов советского альпинизма.
II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОВЕТСКОГО АЛЬПИНИЗМА
1. ОСОБЕННОСТИ АЛЬПИНИЗМА КАК ВИДА СПОРТА
Альпинизм — восхождение на высокие горы. Так обычно объясняют содержание термина. Но такая формулировка не дает полного представления об этом многообразном социальном явлении. Непосредственное достижение горной вершины — только одна из целей, которые ставит себе человек, проникая высоко в горы и осваивая их.
На традиционный вопрос жителей равнины: «Зачем люди ходят в горы?» — существуют десятки правдивых мнений: самоутверждение и красота, новые формы общения и коллективного преодоления трудностей, стремление к активному взаимодействию с природой, здоровый отдых, поиск новых впечатлений и знаний, наконец, самые разнообразные научные и хозяйственно-прикладные вопросы. Видимо, правильнее определить понятие альпинизм как систему знаний, умений и навыков, позволяющих человеку успешно и безопасно жить и работать в условиях высокогорья.
В СССР альпинизм организационно входит в систему спорта. Несомненен оздоровительный аспект занятий альпинизмом — все горные «стадионы» раскинулись на свежем воздухе. Участие в походах и восхождениях требует разносторонних знаний и физической подготовки. В соревнованиях по альпинизму можно завоевать золотые медали чемпионов Союза. А в дополнение к здоровью, гармоническому физическому развитию и спортивному престижу горовосхождения помогают раскрыться лучшим чертам характера человека.
В альпинизм приходят и удерживаются в нем люди, предрасположенные к активной жизненной позиции. Путешествия в горах способствуют укреплению сознательно-активного отношения к жизни. Альпинизм воспитывает умение анализировать стандартные и нестандартные ситуации, определять свое место и роль в событиях, возводит в принцип доброжелательность в общении. Любой коллектив альпинистов (связка, отделение, отряд, команда) действует в переменчивых условиях — и по настрою людей, и по характеру среды обитания. Такая жизнь вырабатывает умение действовать разумно и четко в любых ситуациях — качество, нужное и самой личности, и обществу, и не только в альпинизме. Альпинизм дает обществу бойцов, организованных, стойких, самостоятельных, умеющих действовать в самых жестких условиях в интересах общей цели, ощущая себя не «винтиком», а личностью. Ценно для общества и непосредственное умение работать или вести боевые действия в специфических условиях горного рельефа.