Смекни!
smekni.com

П. П. Захаров, Т. В. Степенко (стр. 7 из 10)

Одно из самых необходимых качеств альпиниста — желание и умение учиться. Именно учиться, а не просто тренироваться. В альпинизме регламентированная единой программой учеба существует как непрерывно действующий фактор, она сопровождает новичка, значкиста, разрядника, мастера, инструктора все время, пока человек пребывает в горах или готовится к ним.

Любое планируемое восхождение должно соответствовать зна­ниям и умениям участников, но к предстоящему должен быть готов не только каждый отдельный участник, а вся группа в це­лом. Конгломерат хорошо подготовленных спортсменов не всегда образует работоспособную группу; психологический климат, уме­ние принять коллективное решение также должны соответствовать условиям и сложности восхождения. Только в этом случае обес­печивается настоящая безопасность, и участники получают заслу­женные «дивиденды» — моральное удовлетворение от восхождения и документальный зачет восхождения. Учебный процесс строится так, чтобы по завершении очередного этапа обучения участник имел вполне определенный запас знаний и умений.

Конечно, высшие альпинистские достижения требуют огромного, всепоглощающего труда и определенного уровня талантливости. В этом отношении альпинизм ничем не отличается от многих дру­гих видов человеческой деятельности. Но кроме высших дости­жений существуют и просто восхождения, и в ряде маршрутов все возрастающей сложности для каждого человека есть свое выс­шее достижение, А на вершины по маршрутам 1Б категории сложности может идти практически каждый здоровый человек. Он должен лишь иметь представление об особенностях и воз­можных опасностях горной природы и вытекающих отсюда нормах и правилах поведения в горах, овладеть необходимым мини­мумом технических (самых начальных) приемов передвижения и взаимной страховки на различных видах горного рельефа.

Как видно, знать и уметь нужно не так ужи много. Но самостоя­тельно освоить даже этот объем достаточно сложно. В принципе занятия альпинизмом можно начинать либо с участия в альпи­ниаде, либо с поездки по профсоюзной путевке на учебно-спор­тивную альпинистскую базу. Попасть в состав альпиниады можно через организацию, ее проводящую, но предпочтение там отдается членам соответствующих альпсекций или альпклубов. Путевки также распределяются в секциях, поэтому рациональнее всего за­писаться в секцию альпинизма (альпклуб), где занятия строятся по единой программе. Начинать можно осенью, зимой, весной или летом. Лучший возраст для начала занятий—от 16 до 50 лет. Существуют также детские секции спортивного скалолазания.

С момента возникновения советский альпинизм характеризуется общественно-социальной направленностью. За годы своего суще­ствования он прошел большой путь от восхождений отдельных групп энтузиастов до массового явления, пользующегося внима­нием и поддержкой государства и профсоюзов. Через систему экс­педиций, альпиниад, профсоюзных альпбаз и школу инструкторов подготовлены десятки тысяч альпинистов, внесших заметный вклад в завоевание мирового авторитета советского спорта. Весом вклад альпинистов в решение государственных, народнохозяйственных и научных задач, особенно при изучении геологии гор, их энер­гетических ресурсов, охране горных границ и выполнении интер­национального долга, в обеспечение строительства крупных объек­тов в горных местностях.

Летом 1985 г. Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР принял постановление «О состоянии и мерах по дальнейшему развитию альпинизма и скалолазания в СССР». В документе отмечается огромное воспитательное и все возрастающее прикладное значение альпинизма и скалолазания в народнохозяйственном строительстве, подготовке допризывной и призывной молодежи. Основной целью ставится дальнейшее раз­витие массового альпинизма и обеспечение высоких спортивных результатов по альпинизму и скалолазанию на всесоюзном и ми­ровом уровне. Для достижения этих целей предусмотрен ряд ме­роприятий, успешно выполняемых в настоящее время, в том числе: организация круглогодичной учебно-тренировочной работы преимущественно через созданную сеть альпклубов; укрепление мате­риально-технической базы путем создания новых учебно-спортив­ных и спортивно-оздоровительных комплексов; принятие мер по выпуску промышленностью альпинистской обуви, одежды, веревки, страховочного снаряжения; подготовка и повышение квалификации тренерских и инструкторских кадров; совместно с ДОСААФ уве­личение числа занимающихся альпинизмом и скалолазанием среди допризывной и призывной молодежи. На этой основе и развива­ется альпинизм как действенное средство воспитания новых поко­лений советских людей в духе коллективизма и активности. Аль­пинизм нужен обществу, поэтому в стране создана единая система подготовки горовосходителей.

Единая программа подготовки в комплексе с соответствую­щими нормативно-информационными документами обеспечивает систематическую теоретическую, физическую, тактико-техническую, психологическую подготовку альпинистов всех квалификационных уровней, а также необходимый объем знаний смежных научных и технических дисциплин (геоморфология, физика Земли и атмо­сферы, география, физиология, материаловедение).

Каждый вид спорта имеет свои специфические особенности. Альпинизм в этом смысле не исключение. Начнем с того, что альпинисту в его стремлении к вершине противостоит не персо­нифицированный соперник из другой команды (личность или кол­лектив личностей), а совокупность природных препятствий и явле­ний (высота, рельеф, погода). Альпинист способен в той или иной степени прогнозировать эти препятствия, оценивать их возмож­ное влияние на обстановку восхождения, но ни в коей мере не влиять на них.

В альпинизме принципиально невозможна регламентация ус­ловий восхождения, а значит, и однозначные обязательные пра­вила соревнований, существующие в любом другом виде спорта. Это относится к таким понятиям, как единство времени, места, обстановки.

Весьма сложен, а порой проблематичен объективный судейский контроль, так как из-за протяженности альпинистских маршрутов и метеорологических условий осуществление непрерывного и до­стоверного наблюдения за действиями спортсменов (даже с по­мощью оптических приборов) практически исключено. Оператив­ное вмешательство судей исключается полностью, а движение судьи вместе с командой (если таковое и предположить) коренным образом, изменило бы статус судьи, превратив его в участника вос­хождения (команды).

Альпинисты работают на большой высоте, и метеорологические параметры этой среды обитания значительно отличаются от рав­нинных и ставят организм человека в непривычные условия, сни­жают его работоспособность, нарушают психологическое равно­весие и требуют специальной адаптации.

Очевидно также, что длительность многодневных альпинист­ских маршрутов при многочасовом рабочем дне (по 10—12 часов подряд, а порой и более) в сочетании с ограниченными возмож­ностями нормального отдыха и восстановления и в условиях по­вышенной эмоциональной напряженности (возможность срыва и его последствия) также не имеет аналога. Цена ошибки здесь очень высока. Это уже не потеря спортивного результата, тут на карту ставится благополучие всей группы, а порой и жизнь каж­дого из ее участников,

Группа альпинистов на маршруте фактически лишена любой реальной помощи со стороны. Тренерский контроль, даже при «играющем» тренере, значительно затруднен — ведь тренер сам участник и равноправный член группы или команды. Советы тре­нера по радиосвязи, если он остался «дома»— внизу, не всегда адекватны сложившейся обстановке — ведь они базируются не на его наблюдении, а на впечатлении участников восхождения.

Чрезвычайно своеобразна и система оценки квалификации спортсменов. В основу существующих и будущих разрядных норм по альпинизму заложен (и будет сохраняться, пока существуют нормативы) правильный принцип накопления личного опыта. Но в зачет на спортивный разряд идут учебные и тренировочные, учеб­но-спортивные и спортивные восхождения, т. е. те, которые необ­ходимы по рангу соответствующего норматива.

В связи с этим просто невозможно представить легкоатлета или другого спортсмена, любой результат которого, показанный на рядовой тренировке, автоматически зачтется ему в спортивный раз­ряд. Такая особенность выполнения разрядных норм в альпинизме диктуется кратковременностью пребывания альпиниста в горах и тем фактором, что любое восхождение, совершенное под руковод­ством инструктора или самостоятельно, вносит вклад в личный «банк» знаний и опыта.

Именно поэтому все большее значение придается квалифика­ционным уровням подготовки альпинистов как наиболее надеж­ному способу определения его истинной квалификации и подго­товленности к очередным ступеням спортивного роста.

В современном спорте особую значимость приобретает так на­зываемая зрелищная функция спортивных состязаний. Наличие видимого зрителем спортсмена и показываемый им результат — непременный атрибут соревнований. В альпинизме этот элемент полностью отсутствует.

Кроме перечисленных особенностей альпинизму свойственна резко выраженная сезонность мероприятий и тем более — сорев­нований. Большинство занимающихся им в Советском Союзе жи­вет и работает в равнинных республиках и районах. Время обще­ния с горами, т. е. занятий непосредственно восхождениями на вершины, ограничивается, как правило, сроком путевки на альпбазу (20—30 дней) и лишь в отдельных случаях (экспедиции в отдаленные горные районы) достигает 1—2 месяцев кряду.