Сорокин в своих теоретических построениях опирался на бихевиоризм. Благодаря акценту на механический характер связи между стимулом и реакцией и методологическому упору на «наблюдаемое» поведение бихевиоризм особенно подходил для предлагаемых им всевозможных классификаций, придавал конструкциям вид «точной», «объективной» науки. Сорокин выдвигает следующие принципы классификации взаимодействий:
1) чисто формальный критерий, согласно которому явления выбираются в зависимости от количества взаимодействующих индивидов (односторонняя или двусторонняя связь, длительность контактов и т.п.);
2) «неформальный» критерий, позволяющий выделять взаимодействие в зависимости от характеристик индивидов (расовых, половых, возрастных, семейных, профессиональных и т.п.), от их психологической мотивировки и ориентации в акте взаимодействия.
Наибольший интерес в его книге представляет очерк «организованных» форм поведения. Там, где взаимодействие индивидов не кратковременно, а постоянно и длительно, полагает Сорокин, там оно «кристаллизуется», стандартизируется и организуется. В основе этого процесса лежат социальные реакции на биопсихические стимулы (симпатия, стадность, самозащита, внушение, верование и т.п.). Реакция на эти стимулы, повторяясь, рождает привычку, которая оформляется, социализируется неосознанно (обычай), а затем осознанно (закон). Совокупность осознанных форм поведения в определенной сфере (семья, управление, власть, собственность и т.п.) дает нам социальный институт. Система институтов носит название социального порядка или организации. В неорганизованных, нестандартизованных формах поведения (толпа, публика и т.п.) нет постоянных биопсихических стимулов, а действуют стимулы случайные и быстро меняющиеся, отсюда аморфность, неинтегрированность связей.
Сорокин справедливо подчеркивает, что анализ «непосредственно-данного» поведения необходимо должен сочетаться с анализом общественной структуры, в которой складываются в конечном итоге многие компоненты поведения, система личности и символы. Однако это важное требование остается декларативным, ибо он стремится сохранить бихевиористскую формулу «стимул ‑ реакция» в качестве главного объясняющего принципа. Психологическая интерпретация взаимодействия невольно сужала все виды общественных взаимодействий или отношений до весьма упрощенной личной связи между двумя индивидами[20]. Причем этот простейший вид взаимной стимуляции и реакции, взятый уже в системе социальных координат, переходит в понятие «группа»; механическая совокупность групп понималась Сорокиным как «общество».
Таким образом, Питирим Сорокин родился в 1889 году в селе Турья Яренского уезда Вологодской области, назван в честь епископа Питирима, признанного местным святым. Мать была коми, отец - русский.
В годы Первой русской революции (1905-1906 гг.) втянулся в революционную деятельность партии эсеров. Более трех месяцев провел в царской тюрьме. Его становление как социолога прошло в Санкт-Петербурге. Здесь он окончил вечернюю школу (Черняевские курсы), где провел два года. В 1909 г., то есть уже в 20-летнем возрасте) сдал экзамены за гиназический курс. В 1909 г. поступил в Психоневрологический институт в С.-Петербурге, где проучился один год. Стремясь избежать призыва в армию, в 1910 г. поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Будучи студентом третьего курса, опубликовал свою первую книгу «Преступление и кара, подвиг и награда» (1914). В данной работе преступность рассматривается как результат принципиальной разнородности и даже «разорванности» системы социальных отношений, несоответствия «шаблонов поведения» различных социальных групп. В перспективе человечество в состоянии решить проблему преступности, перейдя на качественно иной уровень социальной интеграции и согласия.
Систему своих взглядов этого периода он сам позже охарактеризовал как «разновидность эмпирического неопозитивизма». Параллельно занимался революционной деятельностью и пару недель отсидел за это в тюрьме.
В 1915 году П.Сорокин сдает магистерский экзамен, с 1917 года он - приват-доцент Петербургского университета, а с 1920 - профессор, руководитель кафедры социологии. Он в своих трудах развивает социологические идеи Дюркгейма, с которым ведет активную переписку, вносит собственный существенный вклад в развитие мировой социологической науки.
В 1917 г., после Февральской революции, социология в России приобрела характер официально признанной научной дисциплины. П.Сорокин в 1919-1922 гг. был руководителем межфакультетской кафедры, затем - отделения социологии Петроградского университета. В 1917 г. он принял активное участие в революции на стороне партии эсеров. После Октября 1917 г. встал в оппозицию большевистскому режиму, принимал участие в политической борьбе на Севере. В 1918 г. дважды арестовывался большевиками и находился на грани расстрела. В конце 1918 г. он прекратил активную политическую деятельность и 23 декабря 1918 г. был восстановлен в числе преподавателей юридического факультета Петроградского университета, где начал чтение курса «Уголовной социологии».
Главная теоретическая работа русского периода творчества П.А. Сорокина ‑ «Система социологии» В данной работе П.А. Сорокиным выдвигаются основные принципы, на базе которых он предлагал создать социологию. Он разработал структуру социологии, главные её направления и основные задачи каждого из них.
В сентябре 1922 г. П.Сорокин с группой других ученых, не принимающих марксистскую идеологию и большевистскую политику, был выслан из Советской России.
В историко-социологической литературе традиционно принято, хотя, видимо, не вполне справедливо, разграничивать два периода творчества Сорокина — русский и американский. Конечно же, русский Сорокин и Сорокин-американец довольно не похожи друг на друга и по кругу анализируемых проблем, и по характеру использования матери ала, и по степени зрелости и самостоятельности создаваемых теорий. Однако очевидно, что интегральная сущность всех его работ всегда оставалась неизменной. Более того, и все его мировоззрение было пронизано интегральным синтезом и в политических взглядах, и даже на уровне жизненной философии. В этом смысле принципиальное отличие между ранним и поздним Сорокиным заключается лишь в глобализме его теории: если он начинал довольно традиционно для социальной мысли рубежа веков, то в гарвардский период превратился в могущественного макросоциолога, рассматривающего цивилизацию в качестве атомарной единицы своего анализа.
1. Голосенко И.А. Питирим Сорокин как историк социологии //Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. № 4.
2. Голосенко И.А. Питирим Сорокин: судьба и труды. Сыктывкар, 1991;
3. Голосенко И.А. Социология Питирима Сорокина // История буржуазной социологии первой половины ХХ века. М., 1979.
4. Гофман А.Б. От классика к классику. Дюркгейм и ранний Сорокин // Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени. Материалы к Международному научному симпозиуму, посвященному 110-летию со дня рождения П.А.Сорокина. М.-СПб., 4-6 февраля 1999 г. М.-СПб.: Изд-во СПб ГУП, 1999. С.238-240.
5. Дальняя дорога: Автобиография. М.: ТЕРРА, 1992.
6. Диспут П. А. Сорокина // Экономист. 1922. № 4—5
7. Дойков Ю.В. Питирим Сорокин // США. Экономика. Политика. Идеология. 1992. N 6.
8. Долгий путь: Автобиографический роман. Сыктывкар: «Шинас», 1991.
9. Долгое путешествие // За и против. 1991. № 4, № 5, № 6.
10. Зиглина Т. Кризис современного западного общества в контексте теории социокультурной динамики П.А. Сорокина //Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. 1997. № 1.
11. Ковалевский М. М. Предисловие // Сорокин П. А. Преступление и кара, подвиг и награда. СПб., 1914. С. VII .
12. Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 37.
13. Письмо Э.Дюркгейма к П.Сорокину. // Голосенко И.А. Социология Питирима Сорокина. Русский период деятельности. Самара: Социол.центр “Социо”, 1992.
14. Сорокин П. Дальняя дорога. М.: Терра, 1992.
15. Сорокин П.А. Долгий путь. Сыктывкар, 1991.
16. Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда. СПб., 1914.
17. Сорокин П.А. Система социологии. ТТ.1-2 /Изд. подгот. Липский А.В. и Сапов В.В. М.: Наука, 1993. (I изд. – 1920).
18. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992
19. Сорокин, П.А. Главные тенденции нашего времени. Наука, Москва, 1997.
20. Яковец Ю.В. Великие прозрения Питирима Сорокина // СОЦИС.1999. № 6.
21. Sorokin P. Russian Sociology in Twentieth Century. — American Journal of Sociology, 1927, vol.31, p.58-59.
22. Sorokin P. Social Mobility. N.Y., 1928; Idem. Sociocultural Causality, Space and Time. N.Y., 1947
[1] Голосенко И.А. Питирим Сорокин: судьба и труды. Сыктывкар, 1991
[2] Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992
[3] Ковалевский М. М. Предисловие // Сорокин П. А. Преступление и кара, подвиг и награда. СПб., 1914. С. VII .
[4] Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992
[5] Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992
[6] Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 37.
[7] Диспут П. А. Сорокина // Экономист. 1922. № 4—5
[8] Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда. СПб., 1914.
[9] Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда. СПб., 1914.
[10] Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда. СПб., 1914.
[11] Sorokin P. Russian Sociology in Twentieth Century. — American Journal of Sociology, 1927, vol.31, p.58-59.
[12] Сорокин П.А. Система социологии. ТТ.1-2 / Изд. подгот. Липский А.В. и Сапов В.В. М.: Наука, 1993. (I изд. – 1920).