Смекни!
smekni.com

Процесс международных переговоров (стр. 14 из 63)

Таким образом, ни один из двух подходов к переговорам не может быть абсолютизирован. Примечательно в этом отношении замечание Г.Никольсона в отношении подходов к переговорам "воинов" и "лавочников". Он пишет, что "каждая из вышеуказанных теорий имеет свои опасности и иллюзии, но самая большая опасность заключается в том, что военная школа не может понять искренности штатской, а "лавочники" не понимают, что "военными" руководят совершенно другие представления о способах и целях переговоров. Первые слишком верят в способность силы запугивать, а вторые - в способность кредита порождать доверие... В обеих тенденциях мы видим и идеализм и реализм" [, с.40-41].

1.5. Типы принятия решений на переговорах

Поиски путей согласия, как следствие основной функции переговоров, является главной задачей их участников, именно согласование составляет центральное звено переговорного процесса, их смысл. Независимо от того, с каким типом международных переговоров имеют дело их участники: ведутся ли они в рамках сотрудничества, или стороны находятся в состоянии конфликта, а также какой основной подход на переговорах ими применяется - главный вопрос заключается в поиске договоренностей. Поэтому в обоих случаях на первый план выступает поиск согласования интересов.

Наличие сложных комплексов интересов предполагает возможность нахождения различных вариантов развязок противоречий или типов решений. В настоящее время разработан и продолжает разрабатываться довольно сложный математический аппарат, предполагающий численное определение возможных договоренностей. В наибольшей степени он применим к экономическим, торговым переговорам, предусматривающим числовое выражение результатов переговоров [], в меньшей степени - к политическим и дипломатическим, которые, несмотря на то что могут иметь численное выражение (например, переговоры по сокращению вооруженных сил и вооружений в Европе), сложнее поддаются математическому описанию. Однако, практически на любых переговорах или при любых условиях поиска согласия, как замечает Н.Н.Моисеев, под руководством которого в течение ряда лет в Вычислительном центре Академии наук велись исследования по использованию математических методов описания согласования интересов, "главная трудность в отыскании компромисса состоит не в математике и не в расчетах" [, с. 294]. Основную проблему порождает субъективный фактор, связанный с оценкой каждой стороной своих интересов, возможных издержек, получения преимуществ.

Не вдаваясь в подробность математических расчетов поисков совместных решений, поскольку это является отдельной, самостоятельной задачей, остановимся на их возможной типологии. Вопрос о типах принятия решений на переговорах является практически не разработанным в современной науке, именно с точки зрения типологии. В то же время на основе имеющихся исследований, проведенных различными авторами, явно выделяется три основных типа переговорных решений. Исходным основанием для предлагемой классификации выступают два параметра: 1) степень удовлетворения интересов участников; 2) величина их издержек.

Первый и наиболее частно встречающийся тип решения, а в результате получивший наибольшее отражение в научной литературе - "серединное решение", подразумевающее, что стороны достигают согласия внутри "переговорного пространства", по терминологии Т.Хопманна, на основе сближения позиций путем взаимных уступок. Большинство договоренностей, достигаемых на международных переговорах, являются "серединными решениями". Однако важно подчеркнуть, что в данном случае речь идет примерно о равном удовлетворении интересов и равных потерях участников переговоров. Именно в этом смысле используется понятие "середина", а не с точки зрения середины тех позиций, которые могут быть первоначально заняты участниками переговоров, хотя часто эти характеристики могут совпадать.

"Серединное решение" принимается, как правило, через серию взаимных уступок. Анализ нахождения "серединного решения" породило целое направление исследований, связанное с изучением величины и скорости уступок, влияния этих характеристик на конечный результат переговоров, например, в рамках концепции "уступка - сближение" []. В русле "стратегического" подхода изучается, как влияет на "серединное решение" стратегии ("мягкая" или "жесткая"), применямые участниками []. Особый интерес представляют работы, в которых показано, что, поскольку на переговорых обсуждается обычно несколько вопросов, заинтересованность в которых различна у участников, "серединное решение" (или, как оно обычно называется, "итог переговоров", "конечный результат переговоров"), целесообразно рассматривать по всему их комплексу [], что позволяет избежать ситуации игры с нулевой суммой.

Для определения "серединного решения" обычно используется правило, известное в теории принятия решений как "принцип Парето" (и сам принцип и математический аппарат его осуществления предложен итальянским ученым В.Парето в 1904г.).

Поясним этот принцип с помощью графика (рис. 4). Пусть степень удовлетворения интересов стороны А (в процентном выражнении) откладывается по оси х, стороны В - по оси у. Точка C составляет нижнюю границу для А (т.е. она не может согласиться на решение, которое удовлетворяет ее интересы меньше величины C), точка D - нижнюю границу для В. Тогда сектор MNO представляет собой "переговорное простанстово" для данных участников переговоров.

"Принцип Парето" состоит в том, что выбирать в качестве решения следует только ту точку, которая лежит на кривой MN, поскольку результат переговоров, соответствующий, например, точке P на плоскости ху, не является наилучшим, поскольку теоретически возможно более полное удовлетворение интересов сторон А и В. Принцип Парето не предполагает выделения единственного решения, а лишь сужает множество альтернатив.

x

¦

¦

¦

Сторона А ¦

¦

¦

¦

¦

¦

¦

L---------------------------- y

Сторона B

Рис. 4.

При поиске "серединного" решения стороны могут использовать в качестве доминирующего подхода как торг, так совместный с партнером анализ проблемы. Однако, чем точнее каждая из сторон представит другой всю информацию, т.е. чем в большей степени они будут следовать второму подходу, тем точнее будет определена "середина". В этом смысле, с точки зрения "идеальных" переговоров совместный с партнером анализ проблемы позволяет найти такое решение, которое бы наиболее полно обеспечило реализацию интересов обоих участников. В его поиске могут помочь независимые эксперты (исследователи, представители третьих стран и т.д.) [], которые могут относительно объективно и подробно проанализировать интересы участников. Однако их оценки и предложения носят рекомендательный, а необязательный характер.

Сближение позиций на основе компромисса путем уступок не является единственным типом возможных решений на переговорах. Второй тип решения состоит в том, что участники переговоров разрешают имеющиеся противоречия путем нахождения принципиально нового решения, "снимающего" их. В этом случае стороны получают преимущества, сводя к минимуму потери. Принципиально новое решение получило наибольшую разработку в исследованиях Р.Фишера и У.Юри в связи с "принципиальными переговорами", которые они противопоставили торгу. Принципиально новое рещение может быть найдено двояким способом:

- на основе внимательного анализа соотношения интересов сторон;

- в результате изменения интересов или оценки этих интересов (например, как следствие изменения ценностных систем) участника или участников переговоров.

Первый способ ярко иллюстрируется примером, приводимым Р.Фишером и У.Юри. В 1978 г. на египетско-израильских переговорах первоначальные позиции участников были несовместимы. Египет требовал, чтобы весь Синай, захваченный Израилем, был возвращен. В свою очередь Израиль настаивал на невозможность возврата к ситуации 1967 г. "Серединное" решение было неприемлемо для участников. Подробный анализ интересов участников показал, что главный интерес Израиля заключался в обеспечении безопасности, поэтому он не могли допустить наличия египетских танков на границе со своей территории. В то же время интерес Египта состоял в суверенитете территории, частью которой Синай был с древних времен. В результате "в Кэмп-Девиде президент Садат и премьер-министр Израиля Бегин согласились с планом, по которому Синай вернется под полный суверенитет Египта, а путем демилитаризации его территорий будет гарантирована безопасность Израилю" [, с. 57].

Другой пример, когда выявление истинных интересов и намерений партнеров позволило фактически разрешить конфликт, приводит В.В.Удалов, анализируя ситуацию во время Карибского кризиса 1962 г. "Когда советское руководство выяснило для себя и дало понять американской стороне, что его интерес, вызвавший размещение советских ракет на Кубе, в той конкретной ситуации состоял не столько в создании дополнительной угрозы безопасности США, сколько в защите кубинской революции, а американское руководство, в свою очередь, недвусмысленно подтвердило, что не намерено в тот момент предпринимать прямое военное вмешательство в кубинские дела, проблема довольно быстро получила разрешение" [, с. 21].

Второй способ нахождение проинципиально нового решения связан с изменением интересов и ценностей одного или более участников переговоров. Один из возможных вариантов здесь - включение обсуждаемой проблемы в более широкий контекст. Например, появление глобальных проблем, усиление взаимозависимости мира совсем по-иному поставило перед членами мирового сообщества более частные вопросы их двусторонних отношений. Другой вариант смены ценностных систем может быть связан, например, с внутриполитическими изменениями, ведущими к переориентациям на международной арене.