Смекни!
smekni.com

Процесс международных переговоров (стр. 21 из 63)

Формирование отношений участников переговоров происходит, как на основе имеющихся репутаций, так и при непосредственных контактах, предшествующих переговорам. В.И.Исраэлян выделяет в этих контактах и встречах два типа: с будущем партнером по переговорам и между союзными государствами. Если в первом случае основная задача заключается во взаимном ознакомлении с позициями, то во втором - в их согласовании []. Эти встречи могут играть двоякую роль для последующих переговоров: облегчать процесс их ведения, либо тормозить его. Последнее происходит, например, в результате некомпетентности представителей, проводящих консультации, плохой подготовки встреч и т.д.

Особую роль встречи и консультации приобретают при резком обострении отношений сторон, возникновении предкризисного состояния. Они могут оказаться критическим фактором, способствующим разрешению конфликта мирными средствами, или напротив, привести к использованию силы. Классическим примером здесь является Кубинский кризис, подробно анализируемый в последнее время. Почти все исследователи, а также непосредственные участники принятия решения с той и другой стороны сходятся в том, что очень существенную, если не основную роль в предотвращении военных действий, сыграли консультации и обмен мнениями между руководством СССР и США []. Не случайно, что как результат практических выводов, сделанных обеими сторонами из кризисных событий, стало установление прямой телефонной связи между руководством двух государств.

2.3. Особенности подготовки переговоров в условиях конфликта и кризиса.

В условиях сотрудничества стороны относительно легко прибегают к переговорам как к средству решения проблем. Выгоды, которые они получат от совместных действий и их преимущества по сравнению с односторонними шагами для участников в целом очевидны. По иному обстоят дела в условиях конфликта и кризиса, где стороны склоняются к действиям на односторонней основе.

Международные конфликтные и кризисные ситуации неоднократно исследовались в политологии, истории международных отношений, в том числе и отечественными авторами []. Изучались как конкретные ситуации, так и теоретические аспекты международных конфликтов и кризисов. Однако в проводимом исследовании, объектом которого выступают международные переговоры, анализ конфликтной и кризисной ситуации представляется важным не с точки зрения причин возникновения конфликта и кризиса; стадий их развития; участников, вовлеченных в них, а прежде всего, с точки зрения условий, необходимых для налаживания переговорного процесса, а также фаз урегулирования отношений, которые предшествуют непосредственно переговорам.

В научной литературе понятия "международный конфликт" и "международный кризис" часто используются в качестве синонимов. Такое отождествление понятий затрудняет проведение данного исследования, поэтому важно провести их операциональное разграничение. Исходя из того, что кризис представляет собой перерыв в функционировании какой-либо системы [, с. 148] под "международным кризисом" будем понимать нарушение в отношениях между странами или группой стран, прежде всего, на межгосударственном уровне, выражающееся в резком ухудшении этих отношений. Типичным примером здесь может служить Карибский кризис 1962 года.

Конфликт в общем виде обычно определяется как "столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия" [, с. 142]. Однако в международных отношениях понятие "международный конфликт" используется в двух значениях:

- как конфликтные отношения;

- как конфликтное взаимодействие.

В первом случае конфликт (конфликтные отношения) могут предшествовать кризису. Кризис тогда является наивысшей точкой конфликтных отношений, хотя часто кризис развивается внезапно [, с.148]. Конфликтные отношения не обязательно завершаются кризисом, а могут иметь иные формы разрешения. Так отношения между Востоком и Западом периода "холодной войны" имели конфликтный характер, но не привели к глобальной войне.

Второе значение понятия "конфликта" - конфликтное взаимодействие - связано с силовым способом разрешения конфликтных и кризисных отношений или попыткой такого разрешения. В случае использования силовых методов речь, прежде всего, идет об открытом или вооруженном конфликте. Различного рода войны (мировые, региональные, локальные) являются выражением открытого конфликта.

Из приведенных определений следует, что задачи, связанные с урегулированием отношений путем переговоров в условиях конфликтных отношений, кризиса и открытого конфликта несколько различны. При конфликтных отношениях и кризисе - главное не допустить открытого конфликта. При открытом конфликте - перейти от силовых действий, прежде всего вооруженных, к несиловым. В то же время в прикладном плане общим является недопущение дальнейшей эскалации конфронтационных отношений, а также стимулирование участников к отказу от применения односторонних действий и поиску ими совместных решений.

Выделяется ряд причин, по которым в условиях кризиса или конфликта стороны отдают предпочтения совместным действиях:

- угроза взаимного уничтожения;

- создание взаимных ограничений в реализации односторонних действий;

- недостаток (истощение) ресурсов, необходимых для реализации односторонних действий.

Угроза взаимного уничтожения может быть настолько сильна, что стороны вынуждены отказаться от односторонних, силовых шагов. Классическим примером здесь может служить ядерное противостояние между Востоком и Западом во время "холодной войны". Концепция "ядерного сдерживания", согласно которой наличие ядерного оружия и возможность его ответного применения, является сдерживающим фактором для потенциального агрессора и тем самым ведет к недопущению мировой войны, хорошо отражает ситуацию, при которой стороны, находясь в кризисе, предпочитают переговорные решения. Однако с политической точки зрения подобного рода ситуация взаимозависимости, стимулирующая участников к совместным действиям, является потенциально крайне опасной, поскольку не исключает вероятности действительно взаимного уничтожения сторон в результате случайности или намеренных политических действий.

Вторая причина выбора переговорного пути решения в условиях конфликта или кризиса - наличие взаимных ограничений в односторонних действиях (отсутствие лучшей альтернативы переговорным решениям - БАТНА у участников). Для создания этих ограничений стороны применяют угрозы взаимных наказаний, не доводящие до полного уничтожения друг друга, но наносящие значительный ущерб. В этом случае существует значительная вероятность того, что потери при односторонних действиях превысят полученные преимущества.

Создание подобного рода ограничений довольно широко использовалось в прошлом и используется в настоящее время во многих кризисных и конфликтных ситуациях. Наличие таких ограничений часто приводит к тому, что в конкретной ситуации стороны садятся за стол переговоров. Однако ни один из участников не может быть полностью уверен, что в следующий раз партнер не будет стремиться одержать победу (реванш) посредством односторонних шагов. Это заставляет участников конфликта ставить все более жесткие ограничения друг другу, что в итоге может вести к угрозе взаимного уничтожения с возможными вытекающими отсюда негативными последствиями. Фактически эта тенденция реализовывалась на международной арене после второй мировой войны в военно-политической области. Однако, если при реализации взаимных ограничений участники одновременно разрабатывают стратегию, названную Р.Аксельродом стратегией сотрудничества [], которая ориентированна, прежде всего, не на взаимное наказание, как в первом случае, а на взаимное поощрение (взаимные выгоды), формируют совместные институты и механизмы сотрудничества, конфликтные или кризисные отношения заменяются постепенно партнерскими.

Наконец, еще одна причина, побуждающая стороны к совместным действиям в условиях конфликта или кризиса, заключается в недостатке ресурсов для осуществления односторонних действий. Наиболее часто этот фактор становится реально действующим в условиях длительного открытого конфликта, что связано с истощением ресурсов. Д.Прюитт и Дж.Рубин выделяют три типы ресурсов: 1) энергетические; 2) финансовые; 3) временные (недостаток времени для реализации односторонних действий) []. Участники конфликтных отношений часто специально направляют усилия на истощение ресурсов друг друга (например, при гонке вооружений). В этом случае действует фактор, связанный с наличием взаимных ограничений в односторонних действиях.

Для того, чтобы названные выше причины оказались действенными, а следовательно, чтобы в условиях кризиса или конфликта был выбран переговорный путь решения, стороны должны осознавать их наличие. Однако часто это оказывается довольно сложным, поскольку в конфликтной и кризисной ситуации затруднен процесс принятия рациональных политических решений.

У.Юри и Р.Смоук [] подчеркивают, что в кризисной ситуации на принятие решений оказывают влияние следующие факторы:

- высокие ставки участников;

- недостаток времени;

- высокая степень неопределенности;

- наличие ограниченного числа альтернатив.

Высокие ставки участников означают, что кризисная ситуация затрагивает их жизненно важные, главные интересы, и потери, которые они могут понести окажутся не восполнимыми. Так, согласно У.Юри и Р.Смоук Берлинские кризисы 1958 г. и 1961 г. рассматривались Западом именно как кризисы не столько потому, что они могли привести к потере половины города, а, прежде всего, вследствие угрозы для НАТО [, с.15].