Смекни!
smekni.com

тема: порядок в солнечной системе (стр. 3 из 4)

И далее: «все сферы движутся вокруг Солнца, расположенного как бы (курсив наш. – А.Р.) в середине всего, так что около (курсив наш. – А.Р.) Солнца находится центр мира», «в бесконечной Вселенной существует центр и находится он вблизи (курсив наш. – А.Р.) Солнца» (цит. по 8. С.199). Почему Коперника считают только гелиоцентриком? – из-за предполагаемого наблюдателя движений без эпициклов, располагающегося на Солнце. С тем же основанием его систему мы можем назвать эпицентрической (επι-, др.греч. «рядом», «около»), а самого Коперника – эпицентриком.

Но если Вселенная бесконечна, то какой «центр» может быть у бесконечности?

Отчего принцип Коперника (Бруно) является основой для всей астрономии и космологии Нового времени (8. С.189)? Потому что роль условного наблюдателя позволила применить новые методы вычисления, невозможные в натурфилософии.

В работе «О бесконечности, Вселенной и мирах» Бруно заявляет: «Земля является центром не в большей степени, чем какое-либо другое мировое тело» (цит. по 8. С.201), и «самих Солнц существует бесчисленное множество и поэтому не существует никаких центров мира» (8. С.199-200). Получается, что у Бруно наблюдению доступно всё! Отсюда и его полицентрические представления. Заметим, что миссию своей жизни Бруно полагал именно в пропагандировании системы Коперника, но видел в ней куда большее, чем просто удобную систему расчётов.

Иоганн Кеплер (1571-1623), астроном-гелиоцентрик и честный протестант, пользуясь новой математикой, круговые орбиты Коперника заменил на эллипсы со смещённым солнечным центром. Об эпициклах было забыто. Позже, по таблицам удивительного Тихо де Браге (1546-1601), скандалиста, астролога и эклектика, под началом у которого он работал в Пражской императорской обсерватории, а потом стал его преемником (11. С.57-61), Кеплер вычислил закономерности в обращении планет, отныне называемые «законами Кеплера».

Эти три закона, то есть повторяющиеся и математически выраженные [причинные] связи явлений, относились к орбитам-эллипсам. Их формулировка есть в любом учебнике по астрономии и мы на них останавливаться не будем.

Отметим только, что последняя большая работа Кеплера «Гармония мира» (1619) была посвящена беззвучной космической музыке, воздействующей на души планет и заставляющей их танцевать. Музыка эта доступна только для разума «поэта-математика с сердцем, полным деятельной любовью к Творцу» (8. 272).

Но отцом экспериментальной науки и новой (классической) механики (науки о движении тел, в том числе и о небесных телах) называют Академика[8] Галилея (1564-1642). И не из-за его многочисленных опытов и изобретений, например, телескопа. А из-за формулировки закона инерции материи, почему и стали возможны эксперименты с движением. До Галилея и материя, и движение имели другой смысл. Мы оставим изложение подробностей, поскольку ниже встретимся с переформулировкой этого же закона господином Ньютоном. Нас интересует повод для осуждения Галилея, доказательство вращения Земли.

«Доказать» – значит не «показать», как можно было бы ожидать, а «подумать». Вот слова самого Галилея: «Лучше, стало быть, оставить видимость (курсив наш. – А.Р.), в отношении которой мы все согласны, и постараться посредством рассуждения или подтвердить реальность предположения, или разоблачить его обманчивость» (цит. по 4. С. 203).

Мы не станем разбирать этот почти комический случай с доказательством вращения Земли. Что же вы хотите от оскорблённых инквизиторов, если и до сих пор подобное обоснование требует от слушателя курса физики средней школы? То есть надо знать заранее, что такое закон, что такое материя, и что такое движение.

Дело в том, что то движение камня, которое подтверждает движение Земли, ненаблюдаемо, потому что инерцию видеть нельзя, как нельзя видеть время, пространство и движение. Нельзя видеть даже самый обычный для нас электрический ток.

Закон инерции, как и любые законы, независим от наблюдателя и поэтому ненаблюдаем, видим мы только его проявление, когда проводим эксперименты.

F = f ----------

Однако сочетанием странности и основательности научных изысканий в небесной механике всех превзошёл тоже очень странный человек Исаак Ньютон (1642-1727), экспериментальный философ, богослов, математик, алхимик. Трудно удержаться, чтобы из многочисленных его странностей не упомянуть хотя бы об одной: «Случалось, что пойдёт Ньютон в свою рабочую комнату за вином для гостей, да и забудет, зачем пришёл, забудет и о гостях, примется за работу и преспокойно занимается научными исследованиями до тех пор, покамест гости, недоумевая о причине непомерно долгого отсутствия хозяина, примутся его отыскивать и тем напомнят ему о своём существовании» (Орленко М.И. Исаак Ньютон. Биографический очерк Донецк, 1927. С.48-49).

Характерной и неразрешимой для до-ньютонианской механики была проблема об источнике движения тел. Считалось, что тела движутся от соприкосновения и взаимных толчков. Тогда непрерывное движение легко объяснялось тем, что кто-то (например, Бог) должен просто вначале и один раз толкнуть хотя бы одно тело, и всё придёт в бесконечное движение, как у хорошего механика. Бога так и называли – Верховный Механик. Такая интерпретация исходила из невидимого (или умственного) существования инерции материи, то есть врождённой для материи силы стремления сохранять равномерное прямолинейное движение или состояние покоя (4. С.258).

А как быть с движением несоприкасающихся планет? И почему Луна не падает на Землю, а брошенный камень падает?

Всем сейчас известный «опыт с ведром воды» впервые проделал Ньютон. Суть его в том, что при удалении от оси вращения (вода при вертикальном положении ведра не выливается, а «размазывается» по стенкам) вода движется иначе, чем обычно. По мнению Ньютона, это говорит о существовании абсолютного пространства и абсолютного движения, направленного к Центру Мира.

Но этого было недостаточно. Есть глуповатая легенда о яблоке, упавшем Ньютону на голову, когда тот присел под деревом. Ньютон от неожиданности вскочил и... открыл закон всемирного тяготения, то есть догадался о том, что все тела действуют друг на друга на расстоянии.

Однако в работе «О тяготении» Ньютон путём сложной, в том числе богословской и алхимической аргументации приходит к выводу о существовании тяготения, или гравитации, то есть особой силы, которой тела взаимно притягиваются и отталкиваются, и выразил действие этой силы математически.

А поскольку планеты, а также и Солнце, взаимно тяготеют друг к другу, находятся в постоянном движении, то их центры не могут быть Центром Мира. «Если бы в этом центре помещалось то тело, к которому все тела наиболее тяготеют,... то такое преимущество должно бы предоставить Солнцу. Но так как Солнце само движется, то надо бы избрать такую покоящуюся точку, от которой центр Солнца менее всего отходит...»[9] (4. С.265). И тогда вопрос относительно действия тел на расстоянии и почему Луна не падает на Землю, а брошенный камень падает решался просто – потому что Солнце притягивает как Землю, так и Луну, а камень – только Земля.

«Я изъяснил небесные явления и приливы наших морей на основании силы тяготения, но я не указал причины самого тяготения», -- признавался Ньютон. И причины этой силы тяготения до сих пор неясны! (8. 314)

А вот как он представлял себе эту силу: ...«всё пространство образует чувствилище мыслящего бытия [Sensorium Dei], которое своим непосредственным присутствием воспринимает все вещи в нём... законы движения, возникающие из жизни и воли, могут иметь всеобщее распространение» (цит. по 8. 315) «Существует бесконечный и вездесущий дух, в котором материя движется сообразно математическим законам».

А закон явлений – это их внутренний механизм или порядок, которому они подчиняются, и выражен он может быть только математически. Например, математически закон тяготения выражается такой формулой:

F = f ----------, где f – постоянная тяготения, m и m -- массы двух тел, r – растояние между ними.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Чего в натурфилософии не могло быть, то есть до научной революции XVII века, так это приборов: измерителей, датчиков, счётчиков и так далее. А это не просто телескопы, радиотелескопы, спектральный анализ и прочие, известные специалистам, приборы и методы. Главный же прибор, или даже орган для восприятия научных объектов[10] -- это математика[11], позволяющая физике стать точной наукой, что в натурфилософии было невозможно категорически.

Так, исходя из закона всемирного тяготения по расчётам в отклонении орбиты Сатурна, был открыт Уран Лапласом в 1796 г., а до и независимо от него И. Кантом в1775 г. И только в 1781 г. в свой новый телескоп его увидел (ничего не зная о расчётах) англичанин Вильям Гершель.

Впоследствии по отклонениям Урана был обнаружен Нептун, 1846 г. (Урбен Леверье и Адамс), а по Нептуну -- Плутон, 1930 г. (Клайд Томбо). По тем же возмущениям Плутона предполагается существование уже 10-ой планеты, условно названной Трансплутоном или Прозерпиной.