Смекни!
smekni.com

«Особенности фашистской пропаганды» (стр. 1 из 2)

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Факультет журналистики

Кафедра зарубежной журналистики и литературы

Реферат на тему

«Особенности фашистской пропаганды»

СТУДЕНТ

Москва 2004 г.

Политические партии, организации, нации используют пропаганду, чтобы найти поддержку своим идеалам или действиям.

Пропагандистом может быть человек, который пытается привлечь массы людей под свои знамена посредством манипуляции фактами (которые могут быть или не быть правдивыми) рассчитанной на сильный эмоциональный эффект.

Наиболее эффективную и мощную пропаганду использовали нацисты. В результате они захватили власть в Германии. Нацистская партия использовала пропаганду в различных направлениях и достигла ужасающих результатов. В начале они использовали пропаганду, чтобы получить поддержку немцев и достичь власти, позже - чтобы получить поддержку экспансии, войне и холокосту.

Гитлер осознал важность пропаганды еще перед первой мировой войной в Вене, где развились основные его идеи. Во время первой мировой Гитлер наблюдал эффект пропаганды на немецких людях. Он принес эти идеи с собой в молодую нацистскую партию в Мюнхене в 1913 году.

Вскоре после своего вступления в партию Гитлер стал выступать с речами, организовывать слеты и разного рода политические шоу, используя бумажную пропаганду и даже драки и бунты, чтобы привлечь внимание к нацистской партии.

Сперва, нацисты использовали пропагандистские технологии, чтобы привлечь внимание других политических организаций правого крыла, затем, после отбытия Гитлером тюремного заключения, партия становится лучше организованной и, в конечном счете, пропаганда используется для достижения власти. Достигнув власти, нацисты продолжали использовать пропагандистскую машину уже для других целей. Важность пропаганды для нацистов подтверждает факт создания Министерства общественного просвещения и пропаганды во главе с признанным мастером Йозефом Геббельсом. Геббельс занимался практическим воплощением идей Гитлера посредством слоганов, газет, журналов, плакатов, радио, массовых собраний, выступлений.[1]

Нацистская партия основательно полагалась и использовала пропаганду в достижении власти и поддержки своих идей.

Особенности нацистской пропаганды нельзя рассматривать вне следующих неочевидных аспектов:

- истинных национальных традиций (архетипов, менталитетов) соответствующих территорий и народностей;

- теоретической базы и исторической практики агрессивного фундаментализма (ибо ни один уважающий себя режим Оси не ограничивался чистым национализмом, всегда подводя под него некий умозрительный или "хорошо забытый" концептуальный базис);

- истории public relations в XX веке и, в частности, произошедшего в середине века в области коммерческой рекламы перехода от "продвижения товара" к "продвижению образа" - перехода, объясняющего ту эффективность "раскрутки" сырых и эклектичных идеологий, которую историки-марксисты традиционно объясняли низким культурным уровнем и маргинализированных, и устойчивых средних слоев центрально-европейского общества.

Перед проведением выборов в рейхстаг, на которых немецкий народ в последний раз смог бы воле изъявлять своё мнение вплоть до разгрома фашистов, основной задачей фашистской пропаганды ставилось добиться одобрения действий нацистского режима большей частью немецкого общества или, по меньшей мере, создать видимость такого одобрения. Представив демонтаж республиканского строя и расправу над политическими противниками как акции, совершаемые во благо немецкого народа, нацистская пропаганда должна была свести сопротивление к минимуму, обеспечив тем самым стабилизацию нового режима.

Приход нацистов к власти впервые позволил им задействовать ресурсы государственного аппарата и, таким образом, вывести нацистскую пропаганду на качественную новую ступень развития. С одной стороны, НСДАП, получив доступ к государственным финансам и заслужив доверие крупных промышленников, пожертвовавших, например, 20 февраля 1933 г. 3 миллиона рейхсмарок на проведение предвыборной кампании, смогла расширить применение старых, испытанных форм агитации: через плакатное искусство, проведение собраний, шествий, распространение листовок и т.д. Кроме того, такой эффективный инструмент воздействия на массы, как радиовещание (практически недоступное для НСДАП до 1933 г.), теперь использовался в полном объёме. Так, уже 30 января 1933 г. Ойген Хадамовский, позже возглавивший радиовещание рейха, смог выпустить радиорепортаж о марше и факельном шествии и тем самым ознакомить слушател[2]ей всего рейха с событиями в Берлине, весьма важными с пропагандистской точки зрения.

Эксплуатация радиовещания в целях психологической обработки населения стала одним из главных методов нацистской пропаганды. Только в период избирательной кампании в феврале-начале марта 1933 г. было транслировано 45 предвыборных заявлений правительства, в том числе целый ряд речей А.Гитлера и комментариев Йозефа Геббельса к ним. Благодаря значительному расширению аудитории эффект любого выступления нацистских лидеров, будь то заявление А.Гитлера о намерениях нового правительства от 1 февраля 1933 г. или его же речь в берлинском Дворце спорта 10 февраля 1933 г., и любой массовой акции, будь то «День Потсдама» 21 марта 1933 г. или «День национального труда» 1 мая, многократно усиливался. Ораторское искусство А.Гитлера и Й.Геббельса, помноженное на эффект присутствия, давало разительные результаты, о чём свидетельствует то огромное внимание, которое нацисты уделяли развитию радиовещания. (число радиослушателей увеличилось с 4 милл. в 1933 г. до 9 милл. в 1939 г. и до 15 милл. в 1945 г.).

Пропагандистская стратегия нацистской Германии оказалась концептуально ближе всего к стратегии упрощения, удешевления и унификации продукции, массовых продаж, агрессивной рекламы. Исследователи выделяют два характерных признака такого подхода:

- принцип простоты."Секретом эффективной пропаганды является отказ от стремления говорить о многих вещах и сосредоточение всех усилий на немногих вопросах. Необходимо постоянно обращать на них внимание народа... до такой степени, чтобы они стали понятны любому человеку с улицы - утверждал Геббельс.
- принцип размаха и концентрации."Тотальное воздействие на народ, обеспечение единой реакции на события, - так определял задачу пропаганды руководитель национального радиовещания рейха Дресслер-Андресс.[3]

Важным аспектом такой пропаганды признается ее поточный, индустриальный характер, обеспечивающий массовость и дешевизну. Акцент делается на технологию. Владимир Ленин говорил о важности кинематографа, Йозеф Геббельс - о принципиальном значении радиовещания для "социальной революции" в Германии.

Причинами преобладания такого подхода являются следующие факторы:

- доминирование в обществе силовой модели власти и подчинения (а не харизматической (итальянской) или патерналистской (испанской)), берущей начало от прусских армейских традиций и объединения Германии Бисмарком "железом и кровью";

- доминирование индустриального образа жизни, частично унаследованного от Второй империи, частично культивируемого всеобщей трудовой мобилизацией ("Бог всесилен и велик, и Крупп - пророк Его");

- отсутствие или недопроявленность более древних доминант социального устройства и государственности, чем две указанные выше.

В то же время это отсутствие или игнорирование более значимых традиций во многом развязывало правящей элите руки: с одной стороны, для причудливо эклектичных построений "Мифа XX века", замешивающих индоевропейскую языческую символику, антихристианство прагерманских племен (с одновременной попыткой "ревизии" католицизма подчиненных НСДАП движением "Немецких христиан"), эсхатологические настроения "Заката Европы", антисемитизм как бунт против "еврейского капитала" и "еврейского коммунизма"; с другой - для легковесного отношения к ним как к "личной точке зрения" Розенберга, причудам экспрессивного и легковозбудимого фюрера (этически-интуитивного экстраверта) - в общем, как к своего рода игре в бисер ("Доктрина существует для массы... элита стоит выше доктрины" - Раушнинг), за которой должно было стоять более весомое, ощутимое начало. Культ грубой силы, неоднократное отождествление немецкой нации с мужским началом (остального мира, соответственно, с женским), постоянная открытость индивида для наблюдения и убеждения извне, создающая ощущение наготы - все это говорит о доминировании инстинктивного начала. Признаки примитивизации идеологии - это и вырождение ницшеанских идеалов "сверхчеловека" в конкретные политические программы, и вырождения мессианских теорий расового превосходства в примитивную евгенику, и вынужденное перепрофилирование "лагерей перевоспитания" в "лагеря смерти" - за полной неудачей проекта.[4]

Стратегия "минимизации издержек", искусственная, универсальная, легковесная, хорошо раскрученная "идеология быстрого приготовления" начала буксовать уже в середине войны - с первыми несбывшимися обещаниями фюрера. Симптомы абстиненции были заметны уже в период Сталинграда, и покушение на Гитлера в 1944 году было сигналом того, что разочарование дошло до самой высшей точки правящей элиты. Последним штрихом картины стала кремация отца германской нации в бензине - искусственном топливе, не оставляющем сажи и пепла.

Одним из факторов, повлиявшим на развитие системы нацистской пропаганды, стало последовательное завоевание режимом монополии на освещение событий в средствах массовой информации. В течение 1933 г. нацисты сосредоточили в своих руках управление радиовещанием и прессой (важной вехой здесь явилось учреждение Имперской палаты искусств 22 сентября 1933 г.), разгромили оппозиционную печать и законодательно оформили состоявшуюся унификацию рядом постановлений и законов (в частности, распоряжением «О защите народа и государства» от 28 февраля 1933 г. была ограничена свобода слова, а «закон о редакторах» от 4 октября 1933 г. окончательно превратил всю германскую прессу в инструмент нацистского господства). Тем самым был создан единообразный идеологический климат, что позволило нацистам беспрепятственно, не опасаясь идейной конкуренции, формировать общественное мнение.