Смекни!
smekni.com

Схема территориального планирования республики калмыкия (стр. 34 из 38)

В 90-е годы темпы пастбищной дигрессии снизились в связи с резким сокращением поголовья всех видов сельскохозяйственных животных. Крайне засушливые условия ряда последних лет вызвали снижение жизненности и продуктивности основных кормовых растений. В этот период большинство полыней и злаков не формировали генеративные органы, что обусловило нерегулярное семенное возобновление. На фоне жестких аридных условий, а также в результате антропогенного воздействия активизировались эрозионные процессы, засоление, заболачивание и подтопление естественных кормовых угодий. Обширные площади кормовых угодий утратили свое значение как источники кормов и были переведены в болота, пески, солончаки.

Табл. 1.8.2.

Сравнительная характеристика качества природных кормовых угодий.

Вид

угодий

Год

Засоленные

Переувлажненные

Заболочен­ные

Дефлированные

Смытые

тыс. га

%

тыс. га

%

тыс. га

%

тыс. га

%

тыс. га

%

Сено-косы

1990

82,7

55,0

4,6

3,0

7,6

5,0

7,0

4,6

1,9

1,3

1995

68,2

68,3

4,1

4,1

10,5

10,5

7,8

7,5

1,5

1,5

Пастбища

1990

2212,3

45,4

4,1

0,1

2,7

0,1

1706,2

35,0

339,6

7,0

1995

2377,2

54,1

37,6

0,9

7,2

0,2

1758,4

40,0

326,9

7,4

Подтопление кормовых угодий вблизи оросительных систем привело к накоплению солей в верхних почвенных горизонтах и вызвало галофитизацию растительности. В последние годы отдельные территории в Яшкульском, Черноземельском и Лаганском районах активно заселяются солянкой древовидной, солянкой мясистой, тамариксом многоветвистым, анабазисом безлистным, что снижает количество и качество пастбищных кормов. Засоление природных сенокосов и пастбищ республики идет высокими темпами. За 5 лет площадь засоленных пастбищ республики возросла на 8,7%, сенокосов на 13,3%.

Ослабление защитной функции нарушенного растительного покрова ведет к выдуванию верхних горизонтов почвы и образованию массивов подвижных песков в пустынной зоне, а в степной и сухостепной зоне – к плоскостному смыву почв и образованию промоин и оврагов. Активизации ветровой эрозии в пастбищных экосистемах Прикаспийской низменности способствуют легкий гранулометрический состав почв, сильные ветры, суховеи. Площадь дефлированных кормовых угодий за 5 лет увеличилась на 3-5%. При сохранении этой тенденции дефляция охватит значительные территории.

Водная эрозия проявляется на склоновых землях Ставропольской и Ергенинской возвышенностей. Этому способствует высокая степень расчлененности рельефа, ливневый характер выпадающих осадков. Площадь сенокосов и пастбищ, подверженных водной эрозии, возросла на 0,2 – 0,4%.

Последствием «кочевого земледелия» на территории Астраханских отгонных пастбищ стало грандиозное расселение на залежных землях неравноцветника кровельного. Ввиду крайне медленного внедрения полыни белой из-за засухи, потрав и частых пожаров, уничтожающих всходы, травостой из неравноцветника кровельного на залежах господствует неопределенно длительное время.

Большую тревогу вызывает состояние пастбищных участков, расположенных вблизи нефтепроводов. Проведенные обследования показывают нарастающие темпы загрязнения почвенно-растительного покрова нефтепродуктами, изливающимися при порывах нефтепровода. Максимальные размеры загрязенных участков достигают 20000 м2, при этом грунт пропитывается нефтью на глубину до 100 см. При ликвидации аварийных порывов загрязненный грунт не вывозится, а засыпается слоем чистого грунта, изъятого с соседних пастбищных участков. Карьеры выработки грунта на дефляционно-опасных участках, как правило, становятся дополнительными очагами развевания. Отмечается ускоренное отмирание растений в местах разлива нефти, угнетение жизненного состояния растений по периферии загрязненных участков. Всходы растений отмирают при достижении их корневой системы погребенных замазученных слоев. Места нефтяных загрязнений – пустошные территории, лишенные растительности, цепочкой тянутся вдоль нефтепровода. Дальнейшее использование нефтепровода с технологическими нарушениями превратит пастбища вблизи него в «мертвую» территорию.

В последние годы участились пожары на пастбищах республики в летние месяцы. Условия их возникновения – засушливое лето и наличие большого количества сухой травы. К. Одум (1986) установил, что огонь, как экологический фактор играет важную роль в природных экосистемах наряду с такими абиотическими параметрами, как температура, атмосферные осадки, почвы и пр. После пожара создаются благоприятные условия для прорастания семян и приживания появляющихся всходов за счет улучшения условий обеспечения элементами минерального питания, резкого снижения конкуренции с взрослыми растениями. Различие в реакции на воздействие огня отдельных видов растений определяется степенью повреждения почек возобновления. Полукустарнички, почки которых расположены над почвой, повреждаются огнем сильнее, чем травы. Среди трав более устойчивы к воздействию огня виды, почки возобновления которых расположены в почве (Работнов, 1983). Под влиянием огня происходит изменение конкурентной способности видов. В злаково-полынных фитоценозах конкурентные взаимоотношения изменяются в пользу злаков.

На территории Калмыкии обжиг травостоя производился до вегетации растений в тростниковых сенокосах Приморской полосы Лаганского района с целью уничтожения прошлогодней старики и обеспечения возможности механизированного сенокошения. При обжиге ковыльных травостоев сгорает старика, и травостой становится чище, однороднее, происходит активное возобновление растений из семян, популяция омолаживается. Благоприятно действие пожара на травостой кияка. Губителен огонь для житняковых и полынных фитоценозов. От огня погибают всходы многолетних растений, что снижает устойчивость популяций. При активном ветровом режиме обширные гари на легких почвах становятся очагами пыльных бурь.

С конца 80-х годов снизились объемы лиманного кормопроизводства. Основная ирригационная территория не подвергается плановому затоплению, прекращено внесение удобрений, увеличивается пастбищный прессинг. При отсутствии поливов и создании ксерофитных условий угнетаются и элиминируют мезофильные сообщества. Изрежены популяции ценных луговых трав: пырея ползучего, бекмании обыкновенной. Освободившаяся ниша заполняется ксерофитами: вострецом, житняками, типчаком, полынью сантонинной, верблюжьей колючкой и другим разнотравьем. В середине 80-х годов площадь инженерно обустроенных лиманов составляла около 85 тыс. га. В настоящее время эксплуатируется только около половины этой площади с подпиткой из оросительных систем.