Положение внебрачных детей было очень тяжелым, они не имели никаких прав не только в отношении отца, но и матери: даже узаконенные их последующим вступлением в брак родителей было запрещено.
Иерархический и ограниченный характер права собственности сказался и на права наследования.
Держания непосредственно от короля в пользу так называемых "головных держателей" (баронов) и держателей этих последних переходили к их наследникам. В конце XII в. появилось право первородства (майорам), в результате которого держания (феодалы) стали переходить к старшему сыну. В случае отсутствия прямых наследников феод возвращался сеньору.
В рассматриваемый период "общее право" не знало наследования по завещанию.
Движимое имущество переходило по наследству в ином порядке. При наличии у наследодателя мены и детей движимая собственность делилась на три части: межа и дети получали по одной трети, а оставшаяся треть ("доля мертвого") поступала церкви.
В отношении движимого имущества допускалось наследование по завещанию.
Уголовное право.
Основным источником уголовного права рассматриваемого периода были судебные прецеденты. К XII в. основанием уголовной ответственности стало наличие вины правонарушителя. Так, Генрих I исключил уголовную ответственность для малолетних (до 7 лет) и душевнобольных. В XIII в. известный юрист Брактон считал необходимым наличия умысла для признания виновности в убийстве.
В течении XIII в. в английском уголовном праве сложилось понятие "фелонии", охватывающее тяжкие уголовные преступления: измена, убийство, поджог, разбой, изнасилование, некоторые виды кражи и др.
В XIV в. измена (тризн) выделяется из фелонии. В 1352 г. был принят статут, который формулировал понятие государственного преступления (государственной измены). Здесь говорится о "высшей измене", т. е. государственной измене в собственном смысле слова, и о "малой измене".
К государственной измене относились следующие деяния: убийство короля, королевы, наследника; изнасилование королевы, старшей дочери короля, жены его старшего сына (наследника); восстание против короля, оказание помощи его врагам внутри страны или во вне ее; подделка королевской печати32; убийство лорда-канцлера; лорда-казначея или любого королевского судьи.
К "малой измене" относились такие преступления как убийство слугой господина, женой мужа, мирянином прелата.
Наказания по английскому уголовному праву отличались крайней жестокостью. Так, за государственную измену виновный приговаривался к квалифицированной смертной казни путем четвертования или колесования для мужчин, сожжения для женщин.
За фелонию основным наказанием было повешение. В качестве дополнительного наказания широко применялась конфискация имущества.
Лица духовного звания подлежали церковному суду (за исключением государственной измены), который не мог приговаривать к смертной казни. Указанная привилегия с начала XVII в. была распространена и на женщин.
Судоустройство и судопроизводство.
Судебные учреждения стали создаваться после нормандского завоевания; они постепенно выделялись из королевского совета, в котором создается особая курия в составе пяти правоведов, двух клириков и трех светских лиц, которым поручается суд именем короля.
Это — будущий суд королевской скамьи, которую короли при разъездах по стране брали с собой. В Лондоне же оставался верховный судья с другим составом судей; это — будущий суд общих тяжб. Суд королевской скамьи рассматривал главным образом уголовные дела и контролировал деятельность других судебных учреждений; суд общих тяжб рассматривал преимущественно гражданские дела, споры между частными лицами. Появился и суд казначейства, рассматривавший дела, связанные с налоговыми вопросами. Во второй половине XII в. возникает новый институт так называемых разъездных судей, которые, будучи членами суда королевской скамьи (суда "общего права"), направлялись на места, в графства, для осуществления правосудия. Так происходила централизация суда, что способствовало унификации "общего права". члены судов "общего права назначались из числа наиболее сведущих юристов — "серджентов". Все это сопровождалось упадком местных судов (сотен и графств) и феодальной, вотчинной юстиции. Упадку местных и феодальных судов способствовало учреждение должности мировых судей, на которых было возложено наряду с выполнением административных функций исполнение некоторых мер полицейского характера по профилактике преступлений, а также рассмотрение мелких уголовных дел. Для разбора более важных уголовных дел мировые судей графства собирались четыре раза в год на так называемые "четвертые сессии".
В королевских судах, при рассмотрении дел разъездными судьями к отправлению правосудия были привлечены присяжные заседатели, избиравшиеся из зажиточных слоев населения и принимавшие участие в рассмотрении не только уголовных, но и гражданских дел.
Суды "общего права" неохотно шли на создание новых судебных прецедентов; серьезным недостатком в их деятельности был формализм, суть которого заключалась в том, что истец мог получить защиту своего права лишь в том случае, если для защиты его права имелся соответствующий процессуальный иск, судебный приказ (writs). Поэтому на имя короля поступало от истцов множество жалоб на то, что они не могут найти защиты своих интересов в судах "общего права". Тогда появляется суд канцлера, который разбирал дела без участия присяжных заседателей.
Несмотря на деятельность судов "общего права" и появления суда канцлера (суда справедливости), королевский совет, который в XV в. стал именоваться Тайным советом, продолжал сохранять юрисдикцию (отчасти апелляционную, отчасти суда первой инстанции по уголовным и гражданским делам). Тайный совет рассматривал дела также без участия присяжных заседателей.
Появляются в портовых городах адмиралтейские суды, которые в XV в. были заменены высшим судом адмиралтейства, где рассматривались гражданские и уголовные дела, связанные с мореплаванием.
Высшим судом в Англии являлся парламент в лице палаты лордов, в которой рассматривались жалобы на решения судов "общего права" и суда канцлера. В качестве суда первой инстанции палата лордов рассматривала дела по обвинению своих членов в государственной измене и тяжком уголовном преступлении (фелонии), а также дела по обвинению высших сановников в должностных преступлениях. Обвинения в этих случаях возбуждались нижней палатой — палатой общин и вся эта процедура называлась "импичментом".
В отличие от прокуратуры в Англии сравнительно рано возник институт адвокатуры, которые подразделялись на две группы: барристеров, занимавшихся преимущественно выступлениями на суде, и атторнеев и солиситоров — ходатаев по делам, занимавшихся подготовкой этих дел для судебного рассмотрения.
Серьезной реформой порядка судопроизводства явилось, как уже указывалось появление присяжных. Присяжные в первоначальной форме выступали в качестве сведущих людей, дававших показания под присягой о тех или иных фактах, составлявших предмет спора. Затем присяжные получили в известной мере право расследования; при этом суды выносили решения с учетом данных, добытых путем показаний присяжных. В конце XII в. при Генрихе II всякому свободному человеку было предоставлено право требовать расследование своего дела через посредство присяжных. При этом расследование через присяжных было применено прежде всего в области гражданского судопроизводства (в делах о праве собственности на землю).
Последующая эволюция института присяжных состояла в том, что присяжные из сведущих лиц стали судьями, выносившими решение по гражданским делам на основании данных, полученных при рассмотрении дела.
С 1166 г. институт присяжных стал применятся и в области уголовного судопроизводства. Так, было установлено, что двенадцать полноправных лиц обязаны давать под присягой разъездным судьям сведения о лицах, совершивших преступления, а также о лицах, подозреваемых в их совершении. Этим самым было положено начало большому жюри — институту обвинительных присяжных, выполнявших в английском уголовном процессе функцию органа придания суду.
Постепенно для рассмотрения дела по существу стал образовываться иной состав присяжных заседателей — малое жюри, которое рассматривало обвинение по существу и решало вопрос о виновности.
Состав большого жюри определился в 23 человека; его роль в XV в. сводилась в основном, к утверждению или отказу в утверждении обвинения, возбужденного потерпевшими и другими лицами, знавшими обстоятельства дела.
Обвинение при этом предъявлялось тем или иным лицом в письменной форме в виде обвинительного акта; здесь и решался вопрос о предании суду обвиняемого.
Для действительности вердикта малого жюри о признании обвиняемого виновным было необходимо единогласие двенадцати присяжных, входивших в его состав.
Английский процесс являлся состязательным; в нем отсутствовали органы предварительного следствия. Собрание доказательств обычно производилось стороной, возбудившей уголовное преследование.
Мировые судьи (единолично или на малых сессиях) предварительно знакомились с собранными доказательствами.
В случае признания обвиняемым своей вины суд сразу же выносил приговор; если признания вины не последовало, то составлялось малое жюри, после чего обвинитель излагал сущность обвинения. Это было началом судебного рассмотрения, в ходе которого допрашивались свидетели и рассматривались другие доказательства во делу. После выступления обвиняемого или его защитника судья обобщал доказательства, предоставленные сторонами, и обращался с напутственными словами к малому жюри, которое и решало вопрос о виновности по внутреннему убеждению.