Смекни!
smekni.com

История средневекового государства и права санкт-Петербург (стр. 42 из 50)

При династии Юань, за незаконную половую связь с женой подчиненного чиновника не получал права на откуп от наказания и права на зачет меры наказания рангом, должностью, титулом.

Средневековое китайское право не предусматривало наказаний за половые извращения (за гомосексуализм, лесбийскую любовь, скотоложество).

В средневековом Китае большое внимание уделялось военному праву, в том числе и воинским преступлениям.

Судопроизводство.

Процесс начинался доносом властям о преступлении или заявлением пострадавшего (истца). Потерпевший должен был обратиться с жалобой прежде всего в свою уездную управу. Доносчик обязан был указать год, месяц и место совершения преступления; должен был обращаться с заявлением строго по инстанции.

Малолетние и престарелые не могли сами обращаться с заявлением к властям. Тот, кто не донесет о заговоре против государства или о намерении поднять мятеж, подлежит удавливанию. Лжедонос с обвинением в заговоре против императора карался обезглавливанием.

Общим правилом наказания за лжедонос было получение виновным наказания, равного тому, которое получило бы лицо, осужденное по его ложному доносу. Только малолетние и престарелые имели право откупа от наказания за лжедонос. Запрещалось доносить на родителей, деда и бабку. Исключением являлось убийство отца.

Рабы и буцюй, донесшие на хозяина, за исключением обвинения его в мятеже или измене, карались смертной казнью. Китайское право не признавало анонимного доноса.

Уездная управа или иное административное учреждение, приняв донос или иск, в разные дни три раза допрашивало обвинителя (истца), уточняя обстоятельства дела и всякий раз указывая обвинителю на наказуемость ложного обвинения. Доказательствами считались собственное признание, свидетельские показания, документы.

Арестованные по делу (за исключение больных, инвалидов, беременных женщин; детей младше 10 лет и старше 80 лет) содержались во время следствия в тюрьме.

При Сун было введено разделение чиновников на тех, кто вел следствие, и тех, кто рассматривал дело и выносил приговор. Процесс был письменным. Если дело шло о преступлениях, наказуемых палками, оно решалось уездным начальником. Если же речь шла о более суровой мере наказания, в уездной управе проводили следствие, а затем все материалы по делу и самого обвиняемого передавали в округ для вынесения ему приговора.

Уездная управа не имела права рассматривать дела о мятеже, государственной измене; ей были неподсудны лица, имевшие право на подачу прошения на высочайшее имя. Подчиненные не имели права судить своих начальников.

Исходя из презумпции виновности задачей следствия было не столько уличить обвиняемого, сколько добиться от него признания вины. Допрос свидетелей производился при обвиняемом.

Китайское право разрешало допрос под пыткой, которая заключалась в битье обвиняемого палками. При этом допускалось три допроса под пыткой с общим числом ударов не более 200. При допросе под пыткой каждый допрос должен был отстоять от другого на 20 дней.

Если нормы битья были превышены или следователь прибегал к иным мерам физического воздействия на обвиняемого, он наказывался 100 ударами палкой. Находящуюся под следствием беременную женщину можно было допрашивать под пыткой только через 100 дней после родов.

Следствие могло иметь три результата: обвиняемый признавал свою вину или признавался виновным под тяжестью улик; он мог быть оправдан; дело могло быть признано сомнительным. Разрешалось при определении наказания применять принцип аналогии. Запрещалось наказывать по совокупности преступлений; если лицо привлекалось к ответственности по нескольким преступления, то приговор выносился только за самое тяжкое.

Если дело признавалось сомнительным, то его допускалось решить путем предоставления обвиняемому права на откуп от того наказания, к которому его могли бы приговорить.

Число заседаний суда, на которых так и не было достигнуто единство мнений судей, не должно было превышать трех. В таком случае обвиняемый также получал право на откуп. Дела, связанные с наказанием каторжными работами, рассматривались в округе; с наказанием ссылкой — в провинции или в столице; с наказанием смертной казнью — в столице.

Из провинции дела поступали в Верховный суд (Далисы) или министерство юстиции (Синбу). При династии Сун большое значение в судопроизводстве приобрела коллегия адвокатов (коллегия советников по судебным делам при канцлере), куда поступали дела из Верховного суда. Все высшие органы были укомплектованы чиновниками юристами. В трудных случаях император обсуждал дело со своими советниками, учеными, с чиновниками Императорского секретариата.

Право на амнистию и помилование считалось прерогативой императора. Амнистия означала прощение или уменьшение меры наказания по уже вынесенным приговорам. Амнистировались преступления, раскрытые до амнистии, т. е. в которых преступник признавался до амнистии. Преступления нераскрытые, а также те, в которых преступник не признавался до амнистии, амнистированию не подлежали. Не подлежали амнистии также те преступления, в которых преступники признавались во время объявления амнистии и после. Не амнистировались и те преступления, которые преступник совершал намеренно, зная о предстоящей амнистии. Не подлежали амнистии все преступления из группы "десяти зол", поэтому их называли "непрощаемыми"; не прощались также "буцюй" и рабам такие преступления, как причинение побоев хозяину, замысел убить его или изнасилование хозяйки. Не амнистировали виновных в подделке казенных документов и печатей.

Под помилованием в средневековом Китае понимали уменьшение меры наказания и пересмотр приговора.


ГЛАВА ДЕСЯТАЯ.

ЯПОНИЯ.

Японское государство в VI — XII веках.

Образование раннефеодального государства в Японии следует отнести ко второй половине IV в. В это время произошли изменения в отношениях между главами племенного союза — царями Ямато (на острове Хонсю) и вождями других племенных групп, которые стали представителями центральной власти. Произошли изменения и в крестьянской общине, которая стала податной: крестьяне были обязаны платить оброк зерном и продукцией ремесла, они несли трудовую повинность, участвуя в строительных, ирригационных и других работах. В общине шел процесс имущественной и социальной дифференциации, о чем свидетельствовало выделение из общины собственных владений родовой знати, превратившейся в феодалов. На их полях работали зависимые крестьяне из числа обедневших общинников (табэ). От рабов они отличались тем, что были собственниками своего имущества, их нельзя было продать или безнаказанно убить. К категории полусвободных попадала также значительная часть корейцев и китайцев, которые были носителями более высокой культуры, в том числе более высокой техники земледелия. Часть их составляли ремесленники, которые подпадали под власть местных племенных вождей. По своему правовому положению они приравнивались к полусвободным земледельцам (табэ).

Однако следует отметить, что главной производительной силой в стране были крестьяне-общинники, что и предопределяло развитие Японии по феодальному пути, несмотря на наличие в стране рабства.

В начале VII в. члены династии царей Ямато предприняли попытку опереться на Суйскую империю, образовавшуюся в 589 г. в Китае. Именно тогда правители Японии стали называть себя императорами. В этой ситуации усилилось политическое влияние Китая в области образования, права, политических учений, религии — буддизма, перешедшего из Китая в Корею, а оттуда в Японию.

Характерное для буддизма единство культа и абсолютное значение верховного божества (Будды) способствовали преодолению в области идеологии представлений, связанных с остатками прежней родоплеменной разобщенности. К 626 г. в Японии насчитывалось 66 буддийских храмов и 1385 буддийских священнослужителей. Принц Шотоку, опираясь на учение Конфуция и буддизм, видя опасность для императорской власти со стороны могущественных феодальных кланов, сформулировал ряд важных для государства и общества принципов: "1. Согласие и гармония — бесценны; подчинение указанным принципам является основной обязанностью человека... Высшие классы должны находиться в единении друг с другом и в задушевных отношениях с низшими; все спорные вопросы должны разрешаться третейским судом... 3. Императорские эдикты должны быть уважаемы... 4. Мудрое управление национальными делами коренится в соблюдении этикета... 5. Наказание зла и вознаграждение добра является лучшим законом человечества... Лесть и бесстыдство скорее всего могут ниспровергнуть государство... Они являются главнейшими элементами всех национальных смут; 9. Для того, чтобы быть справедливым надо иметь веру... недостаток доверия между государем и подданными неизбежно ведет к падению; 10. Гнев должно обуздывать, чувства мести отбрасывать прочь... 14. Находящиеся у власти никогда не должны таить ни ненависти, ни зависти друг другу... без мудрых людей ни одна страна не может быть управляема мирно; 15. Самой неотступной обязанностью человека... является умение приносить свои частные интересы в жертву общему благу. Эгоизм мешает сотрудничеству, а без сотрудничества не может быть достигнуто ни одно из великих деяний"...

Императоры Японии усилили борьбу с аристократическими кланами, и в 645 г. произошел переворот, получивший название "переворота Тайка"; в результате которого принц Наканоэ уничтожил могущественный род Сога, конкурировавший с царской властью. Переворот был поддержан родом Накатоми, родом наследственных жрецов исконной японской религии — синто (соединяющий культ сил природы с культом предков). Основную же силу переворота составляли табэ, а также томобэ и какибэ (ремесленники-переселенцы из Китая и Кореи), стремившиеся облегчить свое положение. В 646 г. было объявлено освобождение всех табэ, томобэ и какибэ от их полурабского состояния с уравнением их в правах с феодально-зависимыми крестьянами, что привело к дальнейшему утверждению феодального способа производства. В том же 646 г. были объявлены отмененными все частные владения, и земля перешла в собственность государства. Население превратилось в держателей государственных наделов. Крестьяне получили подушные наделы и должны были платить зерновой налог и налог с продукции домашнего ремесла, а также нести трудовую повинность. Крестьяне сохраняли право на свое имущество, орудия производства, на некоторую личную свободу, но они не могли покидать свои наделы.