Процесс по Салической правде был состязательным. Не только вызов в суд ответчика, но и отыскание украденной вещи, вызов свидетелей, соприсяжников являлось делом самого потерпевшего. Так, например, каждый имел право на преследование по следам (титул XXXII) и на розыск (титул XLVII). Суд даже в уголовных делах не собирал доказательств, а лишь наблюдал за состязанием сторон и устанавливал, кем выигран спор.
В случае признания ответчика (обвиняемого), состязания сторон не производилось и суд выносил соответствующее решение (приговор). Если обвиняемый не признавал свою вину, то различались две формы процесса в зависимости от того, был ли он пойман с поличным или же нет. Если виновный был захвачен на месте совершения преступления, то суд выносил сразу же приговор после принесения присяги потерпевшим и определенными числом свидетелей, подтверждавших факт поимки обвиняемого с поличным.
В других случаях обвиняемый был обязан представить доказательства своей невиновности. Прежде всего суд учитывал выступления соприсяжников, говоривших о репутации обвиняемого. Число соприсяжников зависело от степени тяжести преступления (шесть, двенадцать и более). Но риск для обвиняемого заключался в том, что соприсяжники были обязаны произнести вместе с обвиняемым особую сакральную формулу без малейших ошибок: всякая ошибка влекла за собой проигрыш дела обвиняемым, исходя из того, что при судопроизводстве невидимо присутствует Бог, который не позволит выиграть дело неправой стороне.
В качестве доказательств учитывались, конечно, и свидетельские показания; в некоторых случаях прибегали к ордалиям — «суду божьему» в виде испытания раскаленным железом или котелком с кипящей водой: обвиняемый должен был взять в руку раскаленное железо или опустить руку в кипящую воду, после чего рука завязывалась. Через несколько дней суд производил осмотр: если обожженная рука заживала, то обвиняемый признавался невиновным; в противном случае он признавался виновным.
В дальнейшем был введен новый вид ордалий в виде испытания водой, при котором обвиняемый погружался со связанными руками и ногами в чан с холодной водой. Если он не погружался на дно чана, его признавали виновным, так как вода, считавшаяся чистой стихией, его отвергала.
Наконец, в качестве доказательства выступал и судебный поединок. Сторона, победившая на поединке, выигрывала дело.
В заключение следует указать, что по отношению к рабам разрешался допрос под пыткой.
Лжесвидетельство наказывалось штрафом в 15 солидов (титул XLVIII); ложное обвинение каралось штрафом, но если это происходит в отсутствие обвиняемого, то штраф был более высоким (63 солида); а если кто-либо ложно обвиняет в преступлении, за которое следует смертная казнь, виновный наказывается штрафом в 200 солидов (титул XVIII).
Исполнение судебного решения было делом выигравшей стороны (истца).
Контроль за исполнением судебных решений возлагался на графа.
ГЛАВА ВТОРАЯ
ФРАНЦИЯ
§ 1. Раннефеодальная монархия.
После распада империи Карла Великого в состав западно-франкского государства входили Нейстрия, Аквитания, Бретань, Гасконь, Септимания, Испанская марка. Примерно на этой территории позднее сформировался французский народ, возникла одна из великих держав мира.
Во Франции Каролинги удерживали свою власть до конца X в. в то время как в Германии и Италии они потеряли ее гораздо раньше — уже в начале X в. Во Франции быстро прогрессировала феодальная раздробленность.
Уже первому французскому королю Карлу Лысому приходилось постоянно идти на уступки своей знати. Так в своем капитулярии 847 г. он предписал: "Чтобы каждый свободный человек в нашем королевстве признал над собой сеньора, кого хочет в нашем лице или в лице наших вассалов".
Капитулярий 877 г. узаконил в интересах крупных феодалов практику превращений бенефиция в феод, признав тем самым экономическую и политическую независимость феодальной знати. С тех пор королевская власть уже не могла отнять пожалованные феодалам земли под условием службы. Феодалы могли иметь свой суд и администрацию, чеканить монету, не спрашивая короля, вести войны. Герцоги, графы, бароны имели собственных вассалов и постепенно укрепляли свою независимость.
Короли раздавали иммунитетные грамоты. Владелец ее приобретал административную и судебную власть над жителями данной местности. На этой территории без разрешения сеньора не мог появиться даже чиновник короля. Иммунитетные грамоты дали их обладателям возможность применять внеэкономическое принуждение к крестьянам. Герцоги, графы зачастую уклонялись от выполнения своих вассальных обязанностей перед королем. В лучшем случае они считались с королем, как с первым среди равных пэров (от латинского слова pares — равные).
Духовные феодалы, епископы и аббаты получали власть от папы римского. Акт вступления в должность сопровождался обрядом, который назывался инвеститурой. Принадлежность к феодальному сословию определялась по рождению. По примеру короля крупная знать каролингской эпохи путем раздачи бенефиций умножала число своих вассалов.
Каждый феодал в возрасте от 18 до 20 лет был обязан проходить обряд посвящения в рыцари. В присутствии родственников ему вручались мечь и шпоры. Во время такой церемонии вассал давал клятву верности сеньору, который дарил ему "поцелуй мира". Этот обряд назывался оммажем. Рыцари составляли основу войска короля. За свой счет они приобретали коня, снаряжение. В мирное время регулярно устраивались состязания (турниры), на которых они демонстрировали свое умение пользоваться оружием. Перевязь, рыцарский пояс и золотые шпоры являлись знаками отличия рыцаря.
Вассал мог рассчитывать на покровительство своего сеньора. Поступки и правонарушения вассалов разбирал суд знати во главе с сеньором.
Междоусобные войны в период феодальной раздробленности, грабеж более слабых почти не прекращались.
Крестьяне занимали самую низшую ступень в общественной пирамиде феодального общества. Община еще сохранилась, но попала в зависимость от феодалов. Во Франции долгое время основной формой эксплуатации крестьян-сервов была отработочная рента — барщина, причем ее продолжительность постепенно увеличивалась. Кроме того, крестьяне платили оброк натурой в виде части урожая и приплода. Господин мог брать ежегодно с каждой семьи денежный налог, называемый талья. Без согласия своего господина серв не мог жениться; он платил феодалу, если выдавал дочь замуж за крестьянина другой округи.
Аббат монастыря Клюни писал: "Всем ведомо, как светские сеньоры утесняют своих несвободных крестьян... Сверх положенного они трижды, четырежды и сколько им вздумается раз в году добро их расхищают, бесчисленными службами утесняют и тяжкое невыносимое бремя на их налагают...".
Меньшую часть крестьянства во Франции составляли лично-свободные крестьяне — випланы, которые находились в земельной зависимости от феодала, но не несли повинностей, связанных с личной свободой; они платили феодалу оброк.
В конце X в. сеньоры получили право, носившее название баналитетов, согласно которым крестьянин был обязан за плату печь хлеб только в господской печи, молоть зерно только на господской мельнице, давить виноград господским прессом.
У феодала было также право преследовать крепостного, если он уйдет с земли, к которой прикреплен — Господин отыскивал его и насильно возвращал. В пользу церкви с крестьян взыскивались десятина со всех видов продукции. При смешанных браках разных сословий дети наследовали низшее социальное положение родителей.
Однако положение сервов было несколько лучше, чем положение рабов в предшествующую античную эпоху. Сервы имели небольшие участки земли; их нельзя было убивать. Они обладали некоторой дееспособностью, могли создавать семью, имели большую, чем рабы, заинтересованность в результатах своего труда.
В IX — X вв. несколько повысилась производительность труда в деревне. Отделение ремесла от земледелия способствовало развитию городов, особенно на юге Франции. Оживилась торговля.
Государственный строй.
После капитуляции 877 г. титулы герцога, графа, маркграфа (маркиза) превратились в наследственные княжеские титулы. На местах создавались княжеские династии со всеми правами территориальных государей.
На Францию стали усиленно нападать норманны-скандинавы (норвежцы, шведы). Последние Каролинги были бессильны организовать оборону королевства; их политический авторитет и военные ресурсы были совершенно ничтожны. Защиту от норманнов взяли на себя местные наиболее крупные феодалы, которые благодаря этому еще более укрепили свое положение, свою независимость от королевской власти.
В 911 г. Карл Простоватый был вынужден уступить часть территории на севере Франции норманнскому предводителю герцогу Роллану, образовавшему здесь герцогство Нормандию. Норманны-норвежцы ассимилировались в среде местного населения, приняли христианство, усвоили французский язык и обычаи. Новое французско-нормандское герцогство формально находилось в вассальной зависимости от Каролингов, фактически же было совершенно независимым от них и порой угрожало захватом самого Парижа.
После смерти последнего Каролинга Людовика V Ленивого в 987 г. на съезде светских и духовных феодалов был избран Парижский граф Гуго Капет. Так во Франции появилась новая династия Капетингов. На первых порах их власть также была очень слабой и распространялась на небольшую территорию их непосредственных владений (домен короля), носивших название Иль-де-Франс, с двумя значительными городами Парижем и Орлеаном.