Смекни!
smekni.com

Вторая ученическая исследовательская конференция Арабское и монгольское завоевания, их влияние на исторические судьбы России и Испании (стр. 3 из 5)

Развитие военного дела на Руси было невозможно без развития торговли и промышленности. Если судить по этому, то Орда сама себе рыла яму, так как своими постоянными поборами она вынуждала Русь развивать ремесла и торговлю. Чтобы платить ханам, ремесла и торговлю также поощряли и русские князья. То есть монголо-татарское иго, на первых порах разгромив экономику Руси, косвенно стало поощрять возрождение экономической жизни и ее могущества.

Постепенно восстанавливается сельское хозяйство. Крестьяне расширяют пашни, увеличивают количество скота. Возрождаются из пепла города. В них развиваются ремесла. Совершенствуются способы добычи и обработки металла. Возникают новые торгово-ремесленные центры. Ликвидируется замкнутость феодальных княжеств. Между ними возникают торговые связи. Создаются предпосылки для объединения русских земель в единое государство.

Сходства и различия

Что касается сходства, из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. И арабы, и татаро-монголы облажили захваченные народы регулярной данью.

2. Арабы и татаро-монголы были терпимы к вероисповеданию захваченных народов и не навязывали свои религиозные представления. Они не посягали духовную жизнь коренного населения, не мешали оправлению религиозных обрядов.

3. Оба завоевателя использовали некоторых представителей местной знати в управлении захваченными территориями.

4. В арабской армии были христианские наёмные войска так же, как и татаро-монголы призывали в своё войско боеспособных мужчин из местного населения.

Различия заключались в следующем:

1. Дань, собираемая арабами, была менее обременительна, чем налоги вестготских королей, что устраивало народ. В то время как дань, которой облагали население Руси татаро-монголы, была практически неподъемной, что усиливало недовольство.

2. Призыв в арабскую армию осуществлялся на добровольной основе, а в татаро-монгольское войско принудительно.

3. Арабы захватывали плодородные земли Пиренейского полуострова с целью дальнейшего проживания. Поэтому они делали всё возможное для расцвета экономики, культуры и других сфер жизнедеятельности. Татаро-монголы же рассматривали Русь только в качестве источника обогащения.

4. В Арабском халифате соблюдались права и свободы всего населения. А татаро-монголы поработили народы Руси.

Глава III

Освобождение земель

Период реконкисты

Остатки разгромленных вестготских войск укрылись в астурийских горах. Командование в свои руки взял дон Пелайо. Он добился сплочения уцелевших в боях вестготов для борьбы с захватчиками и уже в 718 году нанес арабам сильное поражение в битве при Ковадонге.

Васконы, предки басков, не поддавались победоносному мусульманскому завоеванию. Вестготские графы и васконские горцы-пастухи не давали арабам почить на лаврах, беспокоя их неожиданными партизанскими вылазками. В 724 году они разбивают мусульман у города Аинса.

Для объединения в борьбе против захватчиков нужно было некое знамя, единая святыня, которым стал Святой Иаков - Сантьяго, чьи мощи были обретены в IX веке в Галисии, в местечке Компостела.

Другим знаменем Реконкисты стал Сид Воитель, возглавивший борьбу с арабами в XI веке и прославившим испанское оружие.

Реконкиста шла своим ходом. Граница христианского мира медленно, но неуклонно передвигалась с севера на юг. На отвоеванных землях возникали новые христианские королевства: Арагон, Наварра, Кастилия, Леон, Каталония. Королевства вступали в союзы, образовывали разного рода унии на семейной или деловой основе: уния Наварры и Арагона, Арагона и Каталонии, Кастилии и Леона.

Увы, иногда достигнутое с таким трудом единство вдруг рушилось из-за чьей-то политической недальновидности. Так, король Фернандо I, объединивший под своей властью Кастилию и Леон, умирая, неожиданно поделил свои владения между детьми. В результате многочисленных военных перипетий наследников друг с другом королем стал средний сын Альфонсо. Легко представить, какие преимущества давали подобные распри мусульманам!

Альфонсо VI, властитель Кастилии, Леона и Галисии, решительно взялся за меч и отвоевал у мусульман славный город Толедо. 25 мая 1085 года соединенные войска испанцев с триумфом вступили в бывшую столицу вестготского королевства. Это была знаменательная веха в многовековой истории Реконкисты.

Начиная с XI века Реконкиста неудержимо стремилась вперед. Ввиду явной христианской угрозы арабы обратились за помощью к новой политической силе мусульманского мира — воинственному союзу племен сахарских берберов, именующих себя Альморавидами. Они были жестокими и фанатичными правителями. Впервые на земле Испании воцарился воинствующий ислам. Даже местные мусульмане предпочитали лучше отойти под власть короля Кастилии и платить ему дань, чем терпеть притеснения Альморавидов.

Альмохады, сменившие Альморавидов, оказались еще фанатичнее. Они притесняли христиан, устраивали еврейские погромы, жгли бесценные арабские библиотеки.

Христиане противостояли новому вторжению с переменным успехом — им, как всегда, мешали междоусобные распри.

Наконец на призывы испанского короля о помощи откликается Папа. Весной 1212 года понтифик Иннокентий III провозглашает крестовый поход против неверных с отпущением грехов всем крестоносцам. 16 июля в битве при Лас-Навас-де-Толосе самое многочисленное христианское войско наголову разбивает армию Альмохадов. Мощь мусульманской Испании подорвана навеки. Это — поворотный пункт Реконкисты.

В последние три века Реконкисты на первом плане оказались государи Кастилии и Арагона. Арагонский правитель Хайме I Завоеватель в 1229 году начал отвоевание Балеарских островов, завершив его в 1235 году. В 1238-м Хайме I вступил в Валенсию. Он же изгнал мусульман из Мурсии.

Фернандо III Святой в 1236 году победоносно вступил в Кордову, а в 1248-м — в Севилью.

XIII и XIV века — разгар Реконкисты. Христианское население Пиренейского полуострова все больше осознает себя испанцами, католиками и верными подданными королей. Можно сказать, что в этот период отвоевание становится сознательным, целенаправленным движением, задача которого — окончательное вытеснение мусульман из Европы.

Брак Фернандо Арагонского и Изабеллы Кастильской в 1469 году объединил два крупнейших королевства христианской Испании. С этого времени испанские короли окончательно перестали быть «королями трех религий». Отныне они представляли лишь одну веру.

После захвата Малаги испанские войска весь 1491 готовились к походу на последний оплот мусульманства - Гранаду. В 1491-м началась затяжная осада. В январе 1492 года последний эмир Гранады покинул Альгамбру.

Католические короли поставили мусульманам жесткое условие: в трехмесячный срок покинуть страну. Тогда же «были обречены на гибель блистательная поэзия, астрономия, архитектура, равных которым не было в Европе», — скажет спустя несколько веков Федерико Гарсиа Лорка. Впереди страну ждали инквизиция и небывалый размах массовых репрессий.**

В реконкисте участвовали все классы складывавшегося феодального общества, однако основной движущей силой этой освободительной борьбы было крестьянство. При продвижении на юг крестьяне Северной Испании заселяли вновь отвоёванные земли, которые были опустошены постоянными войнами, и, таким образом, реконкиста приобретала одновременно характер колонизационного движения. Переселяясь в пограничные области, многие крестьяне добивались личного освобождения от крепостной зависимости. Наряду с крестьянством большую роль в реконкисте сыграло и городское население (купцы и ремесленники). Его участие в реконкисте в значительной мере объясняется тем, что оно было заинтересовано в продвижении на юг, так как Южная Испания в X—XI вв. была в экономическом отношении более развита, чем Северная. Активную роль в реконкисте играло и мелкое рыцарство, хотя основную выгоду из неё извлекали главным образом крупные феодалы (светские и церковные).

Вместе с окончанием Реконкисты завершилось формирование испанского народа и кастильского языка: 1492 год стал еще и годом выхода первой испанской грамматики. Страна наконец объединилась.

Освобождение русских земель от татаро-монгольского ига Русские земли объединились вокруг Москвы. Возвышению Москвы способствовало ее географическое положение. Отгороженная от Золотой Орды Рязанским и Нижегородским княжествами, окруженная густыми лесами, Московская земля была сравнительно тихим местом. Сюда редко приходили отряды татарских всадников. Москва находилась на перекресте торговых путей. Торговые люди останавливались в Москве, обменивались товарами. Москва, становясь важным торговым центром, росла и богатела. Все земли по реке Москве от стока до устья вошли в состав Московского княжества. Московским князем стал Иван Данилович, за большое состояние прозванный Калитой, что значило "сума, торба, мешок". Иван Калита наладил хорошие отношения с золотоордынским ханом и ловко использовал его власть в своих интересах. Хан пожаловал ему звание великого князя всей Руси. Москва стала политическим центром русских земель. Во второй половине XIV века продолжалось расширение Московского княжества. Золотая Орда, напротив, слабела, истощенная междоусобицами ханов. С 1360 по 1380 год сменилось 14 правителей Орды. В русских землях усиливалось народное сопротивление татаро-монгольскому игу. Время от времени русские города восставали против власти князей, назначенных татарами, изгоняли татар. Так было в Ростове в 1289 и в Смоленске в 1297. В 1374 году в Нижнем Новгороде вспыхнуло восстание. Жители города перебили послов ордынского хана и весь их отряд. Хан Мамай решил расправиться с непокорной Москвой. В августе 1380 года он выступил в поход на Москву. Правивший тогда в Москве князь Дмитрий, узнав о движении татарских войск, призвал русских князей объединиться для борьбы за освобождение от татаро-монгольского ига. На его призыв в Москву пришли княжеские дружины и ополчения крестьян и ремесленников из Владимирского, Ярославского, Ростовского, Костромского, Муромского и других княжеств. Собралось около 150 тысяч конных и пеших воинов. В ночь на 8 сентября 1380 года русские войска переправились через Дон и расположились на равнине, которая называлась Куликово поле. На рассвете показались полчища Мамая. Русские приняли бой не дрогнув. Войско Мамая обратилась в бегство. Куликовская битва имела большое значение. Русский народ понял, что объединенными силами можно добиться победы над иноземными завоевателями. Еще выше поднялся авторитет Москвы как центра освободительного движения. Ускорился процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Правда, два года спустя Тохтамыш, новый хан Золотой Орды, неожиданно пришел на Русь. Он подошел к Москве, обманом захватил и сжег город. Русь вынуждена была возобновить уплату дани Орде. Однако это не могло свести на нет все результаты Куликовской битвы. Объединение русских земель продолжалось. Позднее, Московское княжество превратилось в большое и сильное государство. К этому времени Золотая Орда распалась. В 1478 году Иван III разорвал договор с Ордой. Летом 1480 года произошло великое "стояние на Угре", продлившееся несколько месяцев и закончившееся бегством татаро-монгольского войска. Объединение русских земель в единое централизованное государство привело к освобождению Руси от татаро-монгольского ига. Российское государство стало самостоятельным. Ивана III стали величать государем всея Руси, а Русское государство - Россией. Иго, тяготевшее над Русью два с половиной столетия, окончилось. В истории русского народа начался период самостоятельного развития. "Наша великая Русская земля, -писал летописец, - освободилась от ига и начала обновления, как будто перешла от зимы к тихой весне".

Сходства и различия