Смекни!
smekni.com

Вторая ученическая исследовательская конференция Арабское и монгольское завоевания, их влияние на исторические судьбы России и Испании (стр. 5 из 5)

Полагают, что одобрительные возгласы публики и восклицания “Оле!” во время исполнения знаменитого испанского фламенко, происходят от криков “Аллах!”, которыми когда-то одаривали арабских музыкантов и танцоров.*********²

Испанцы говорят: «Там, где не растет олива, проходит граница арабского владычества». Олива растет почти по всей стране, как и дивно пахнущие апельсинные рощи, персик, миндаль. По всей стране и поныне мелодично журчит в асекиях — местных арыках — вода. Здесь в знойный день как никогда вдруг осознаешь: этот журчащий звук и сама жизнь — одно. Струйка воды, горечь оливы, налитый сладостью апельсин — в этом есть и заслуга арабов, плод их ученых познаний, кропотливого многовекового труда. Заслуга, о которой «христолюбивое воинство», десятилетиями продвигавшееся все дальше на юг, предпочло благополучно забыть. **********

Влияние татаро-монголов на Русь Историки не могут придти к однозначному мнению в вопросе влиянии татаро-монгольского ига на Русь. Одни считают, что татаро-монголы повернули ход развития Руси в худшую сторону, затормозили его на 200-300 лет. Другие полагают, что, наоборот, в наиболее благоприятную. Представители первой группы, которых большинство, придерживаются мнения, что нашествие татаро-монголов сопровождалось массовыми разрушениями русских городов. Жители безжалостно уничтожались или уводились в плен - население уменьшалось, жизнь горожан становилась беднее, исчезали многие ремесла. Не менее тяжелый урон нанесли завоеватели русской деревне, где жило большинство населения страны, и сельскому хозяйству. Крестьян грабили, рабочий скот и самих крестьян захватывали и угоняли в плен, в Золотую Орду, из амбаров выгребали весь урожай. Монголо-татарское завоевание привело к значительному ухудшению международного положения княжеств. Русью был утрачен путь к Балтийскому морю, пришла в упадок торговля. Нашествие нанесло сильный разрушительный удар по культуре. В огне погибли многочисленные памятники иконописи и архитектуры.

Карл Маркс назвал татаро-монгольское иго «кровавым болотом монгольского рабства, которое не только давило, но и оскорбляло и иссушало самую душу народа, ставшего его жертвой».

Представители второй группы полагают, что татаро-монголы, наоборот, оказали благоприятное влияние на развитие Руси и образования Российского государства с централизованной властью, аппарат которого являлся практически копией монгольского оригинала.

Князь Н.С. Трубецкой считал, что татаро-монгольское завоевание «заложило фундамент всех особенностей и своеобразия русского государства», придало его развитию характерные азиатские черты.

Н.М. Карамзин указал на Орду как на очевидную причину возвышения Московского княжества. Вслед за ним В.О. Ключевский также полагал, что Орда предотвратила изнурительные, братоубийственные междоусобные войны на Руси. «Монгольское иго при крайней бедственности для русского народа было суровой школой, в которой выковывались Московская государственность и русское самодержавие: школой, в которой русская нация осознавала себя как таковая и приобрела черты характера, облегчавшие ей последующую борьбу за существование».

Представители второй группы также считают, что, если татаро-монгольское владычество и привело к некоторому сокращению сношений с Западом, то, с другой стороны, оно открыло русскому народу путь на Восток, способствовало началу торговли с восточными странами.

Интересна позиция историка Л. Н. Гумилёва. Он полагал, что Русь и Золотая Орда до XIII в. не только не были врагами, но и даже состояли в некоторых союзнических отношениях в борьбе с Ливонским орденом. Татаро-монгольские отряды защищали русские города за некоторую плату. Русские княжества, принявшие союз с Ордой, полностью сохранили свою идеологическую независимость и политическую самостоятельность. "Это показывает, что Русь была не провинцией Монгольского улуса, а страной, союзной великому хану, выплачивавшей некоторый налог на содержание войска, которое ей самой было нужно”. Он также считал, что этот союз повлёк за собой улучшение во внутреннем положении страны, установился внутренний порядок. Бесспорно влияние татаро-монголов на культуру, обычаи, язык русского народа. Наглядным примером является одежда: от длинных белых рубах и длинных штанов русский народ перешел к цветным шароварам, сафьяновым сапогам и к золотым кафтанам. Большое влияние татаро-монгольское иго оказало на положение женщины: теремной быт и затворничество - это порождение Востока. Такие слова, как валенки, карандаш, утюг, башмак, кабан, таможня, даже стакан, пришли в наш обиход именно после татаро-монгольского ига. Имеется целый пласт слов, попавших в русский язык из монгольского. Татаро-монголы создали почтовую службу, и в русском языке появилось слово "ямщик"; развили внутренние торговые отношения - и к нам попадают слова "базар", "рынок", "деньги", "барыш", "казна". Существует мнение, что знаменитый русский мат достался нам в наследство от завоевателей. Значительная часть великорусских народных песен, стариннейших, обрядовых и свадебных, составлено в так называемой "пятитомной",в мажорном звукоряде, что свойственно тюркским народам и, особенно, монголам. Под влияние попали и танцы. Подобно монгольским танцам русский носит характер состязания в ловкости. гибкости и ритмической дисциплины тела. Такие блюда, как пельмени, плов пришли к нам из монгольской кухни. Есть мнение, что и кофе впервые завезли на Русь татаро-монголы. Сходства и различия Что касается сходства, то бесспорно только одно: и арабы, и татаро-монголы своим долгим присутствием на захваченных территориях повлияли на культурную и социальную жизнь завоеванных народов. В языке появились новые слова, выражения. В повседневную жизнь вошли новые обычаи и традиции. В отличие от татаро-монголов, арабы внесли большой вклад в развитие образования, науки, архитектуры, ремёсел и сельского хозяйства. Обогатили кухню испанских народов. Заключение Заканчивая наше исследование, бесспорно можно сделать следующие выводы. Во-первых, как Испания так и Россия, находясь на окраинах Европы, стали своеобразными щитами на пути завоевателей. Эти две страны предотвратили захватнические походы Арабского халифата и Золотой Орды на Европу, "образующееся просвещение было спасено". И Испания и Россия, благодаря героизму своих граждан, послужили мостами, соединившими различные континенты и цивилизации. Именно в борьбе против арабских завоевателей жители Пиренейского полуострова осознали себя испанцами как нацией. А в борьбе против татаро-монгольского ига население разрозненных славянских княжеств объединилось в один русский народ. Несмотря на многие отличия между Испанией и Россией в историческом плане очевидно их немалое сходство. В этой связи проведение мероприятий в рамках Обменных годов России и Испании призвано способствовать изучению исторического прошлого, сближению культур наших стран, их взаимопроникновению.