Следующим видным шагом Катаяма Сэн было создание весной 1897 года «Общества изучения социальных проблем» (社会問題研究会 – «сякай мондай кэнкю:кай»). Исключительная важность значения этой организации (просуществовавшей сравнительно недолго и не имевшей широкого влияния на массы) для настоящей работы состоит в том, что несмотря на то, что все его члены разделяли в той или иной мере социалистические идеи, именно во время его деятельности проявились первые существенные разногласия в лагере передовых деятелей социалистического движения Японии.
Ещё одной организацией, созданной в Токио под его руководством, стал так называемый «Кингсли-холл». Это было прежде всего не пропагандистское, а благотворительно-просветительское общество, в состав которого вошло множество иностранных миссионеров, благодаря заграничным связям которых и поддерживалась его деятельность. Однако разногласия между Катаяма Сэн и миссионерами всё усиливались и в конечном итоге он был вынужден порвать все связи и прекратить сотрудничество с ними.[11] Так, независимо от иностранной финансовой помощи, он создал при «Кингсли-холле» кружок по изучению социалистических учений, в котором сам и выступал с набиравшими всё большую популярность лекциями.
В 1898 году «Обществу содействия организации профсоюзов» удалось организовать впервые в Японии празднование Первого мая. Запланированная демонстрация была запрещена полицией, однако 800 членам общества во главе с Катаяма Сэн удалось собраться под предлогом торжества по случаю 30-летнего юбилея со дня перенесения столицы их Киото в Токио.
Но первым реальным результатом деятельности «Общества содействия организации профсоюзов» в отношении рабочего вопроса в целом стало поднятие, а затем и активнейшее участие в кампании против проекта нового фабричного законодательства, выдвинутого Ито Хиробуми, который в итоге не был принят.
18 октября было создано ещё одно, намного более крупный и организованный кружок ознакомления с социалистическими идеями: «Общество изучения социализма» (社会主義研究会 – «сякайсюги кэнкю:кай»), впоследствии переименованной в «Социалистическую ассоциацию» (社会主義協会 – «сякайсюги кё:кай»). В его состав вошли как Катаяма Сэн и его будущие соратники, такие как Каваками Киёси и Хираи Киндзо, так и ещё не заявивишй о себе Котоку Дэндзиро (Сюсуй) (幸徳秋水).[12] Общество изучало социалистическое учение как таковое, во всех его аспектах и направлениях: от утопического до анархистского, конечно же не оставляя без внимания и марксизм. В основном, деятельность общества сводилась к заседаниям, на которых члены выступали с различными докладами.
Как бы в противовес этому обществу, появлялись и другие кружки, значительного более правого толка. Примером таких объединений могут служить созданное в 1898 году профессорами Токийского императорского университета «Научное общество социальной политики» (社会政策学会 – «сякай сэйсаку гаккай») и издававшее журнал «Общество» (社会 – «сякай») «Исследовательское общество социологии» (社会学研究会 – «сякайгаку кэнкю:кай»).
Всё это проходило на фоне небывалого подъёма забастовочного движения. В 1898 году имели место от 43 трудовых конфликтов с участием около 6 тысяч человек (по официальным данным) до 58 конфликтов с участием почти 10 тысяч человек (по данным, собранным исследователем социалистического движения Японии Аоки Кодзи)[13]. Одним из самых мощных из них явилось выступление железнодорожников компании «Ниппон» на линии Токио – Аомори, которое длилось почти месяц при участии 400 машинистов и кочегаров. В итоге требования железнодорожников были удовлетворены, но власти запретили организацию, возглавившую забастовку. В ответ на это в апреле был создан уже полноценный союз железнодорожников. О его характере можно судить по тому, что уже к концу года количество его членов превысило тысячу человек, а в следующем был уже налажен выпуск целых двух его печатных органов. Тогда же было создано и третье крупное профсоюзное объединение, союз печатников (懇話会 – «конвакай»), которое, правда, просуществовало совсем не долго. [14]
Это было обусловлено тем, что несмотря на большие размеры союза (около 1 тысячи членов и филиалы во всех крупнейших городах страны), в нём наметилась чёткая дифференциация, образовались две группировки: социалистическая, возглавляемая Катаяма Сэн, и тред-юнионисткая, возглавляемая Такано Фусатаро, Симада Сабуро, а также членами «Научного общества социальной политики» во главе с Кувада Кумадзо. В результате усилившихся до предела трений союз в следующем году был распущен, и вместо него был создан новый союз печатников (活版工組合 – «каппанко кумиай»), в состав которого вошли лишь представители второй группировки.
В этом же, 1899 году, продолжался процесс создания профсоюзных объединений. Сначала была создана лига кондукторов Токио, затем союзы штукатуров и поваров (тоже возглавленный Катаяма Сэн). В Иокогама был создан союз мебельщиков. Тогда же борьба схожих с вышеозначенными группировок разгорелась в союзе металлистов. Однако там верх удалось удержать Катаяма Сэн, после чего у курс организации стал значительно более чётким и определённым, что привело к значительному увеличению его размеров и влияния: тогда он считался наиболее продвинутым профсоюзом Японии.
Реакция власти и дальнейшее развитие
В общем и целом, последние годы XIX века можно смело назвать временем подъема в социалистического движения Японии. Впрочем, это время увидело подъём оппозиционного движения в целом. И реакция властей не заставила себя ждать. 10 марта 1900 года 14-ая сессия парламента одобрила принятие закона «Об охране общественного порядка» (治安警察法 – «тиан кэйсацухо:»).
Он состоял из 33 параграфов, в которые были включены положения о том, что:
- Любому политическому обществу надлежало сообщать властям имена своих руководителей, свои цели, устав и программу.
- Полиция имела право по своему усмотрению вмешиваться в выступления ораторов и запрещать публичные собрания в случае, если сочтёт их опасными для общественного порядка. Кроме того, регламентации подлежали повестка дня митингов и демонстраций; требовалось заблаговременно уведомлять полицию о месте проведения, времени, участниках и целях любых собраний.
- В любых политических обществах не имели права участвовать: военнослужащие и полицейские, лица духовного звания, педагоги и учащиеся любых учебных заведений, а также женщины.
- Полиции предоставлялось право запрещать любые транспаранты с лозунгами, плакаты и агитационную литературу, пение песен и другие агитационные действия в публичных местах и на улицах, если они будут признаны нарушающими общественный порядок.
- Ввелись ограничения на вступление в общества и организации, ставившие целью совместные действия, касающиеся вопросов условий труда (забастовок).
- Лица нарушившие закон, наказывались тюремным заключением и денежным штрафом.[15]
Такой закон не мог не вызвать глубокого возмущения не только низшего слоя, начинавшего всё активнее бороться за свои права, но так же и демократически настроенной интеллигенции и других представителей средних слоёв населения. Катаяма Сэн на страницах своего журнала «Ро:до: сэкай» критиковал закон ещё тогда, когда он находился в стадии разработки, а после его опубликования обрушился на него с ещё большей критикой. С намного менее резкой критикой закона выступил Такано Фусатаро. Так же впервые с активной позиции выступил, опубликовав две статьи, Котоку Дэндзиро.
К тому же, закон не смог затормозить стремление рабочего класса к созданию новых профсоюзов и объединений: печатники образовали новую организацию – «Общество искренних друзей» (政友会 - «сэйю:кай»), были созданы союз грузчиков и докеров Токио, а число союза металлистов перевалило за отметку 5 тысяч человек. Катаяма Сэн отозвался о нём, как о наиболее сознательно ведущем борьбу с социалистических позиций.[16]
В том же году произошло и уже упоминавшееся переименование «Общества изучения социализма» в «Социалистическую ассоциацию». Однако, это не было обычным переименованием организации: в ней остались только сторонники Катаяма Сэн, такие как Каваками Киёси и Мураи Томоёси, которые решили впредь не ограничиваться лишь изучением различных социалистических теорий, а перейти к активным действиям по воплощению их в жизнь.[17] Мураи Томоёси был даже направлен на 5-й (Парижский) конгресс II Интернационала. Однако он так и не поехал туда из-за недостатка денежных средств у партии. Поэтому Катаяма Сэн от имени всех социалистов Японии, в котором оповестил его о том, что социалистическая мысль на Дальнем Востоке закрепилась и развивается, после чего и был, будучи самым известным в мире японским социалистом, включён в Международное социалистическое бюро, которое было сформировано на конгрессе. Хотя эта организация ещё и находилась под влиянием тенденций, формировавших более ранние социалистические кружки, именно она послужила фундаментом, на котором была основана первая социал-демократическая партия Японии, на создание которой и был взят курс «Социалистической ассоциации».
Первая социалистическая партия Японии
Несмотря на то, что те или иные социалистические идеи уже давно ходили в Японии, серьёзных попыток создания политической партии приверженцев этих идей, за исключением, быть может, «То:ё: сякайто:» (東洋社会党 – «Восточная социалистическая партия»), просуществовавшей всего около месяца в 1882 году, не было. [18]
1901 же год ознаменовался самым главным событием за всю историю рабочего движения Японии – созданием первой социал-демократической партии Японии – «Сякай минсю: то:» (社会民主党).