Однако, несмотря на свой устав, уже в апреле того же года партия вышла за пределы закона. Это произошло, когда партией были собраны три общегородских собрания, в протест повышения проездной платы на трамваях. Однако последняя из акций вышла из-под контроля, и, преодолев сопротивление полиции, принялось громить офис трамвайной компании и сами трамваи. Многие из лидеров партии, в том числе Нисикава Кодзиро, были арестованы.[62] Так, выйдя за легалистические рамки, партия, тем не менее, обрела широкую поддержку трудящихся масс.
Социалистическое движение Японии на распутье: парламентская борьба или «тактика прямого действия»
К 1906 году Котоку Дэндзиро окончательно сформировался, как идейный анархо-синдикалист. Он поддерживал активные связи с такими деятелями международного анархистского и анархо-синдикалистского движения, как А. Джонсоном и П. Кропоткиным, находясь в Америке, создал там революционную партию японских эмигрантов, открыто распространявшую там его идеи. По возвращении в Японию же, лето 1906 года, несколько раз выступал на митингах, где изложил суть своих новых взглядов и тактики «прямого действия». Он так же резко критиковал основную линию партии «Нихон сякай то:», направленную на завоевание всеобщего избирательного права и парламентскую борьбу, считая, что в этих рамках добиться коренного изменения социального устройства общества невозможно. [63]
После прекращения выхода «Синкингэн» и «Хикари» в конце 1906 года, в начале следующего, 1907 года, Котоку Дэндзиро Сакаи Тосихико и Нисикава Кодзиро было воссоздано общество «Хэйминся» и вновь начат выпуск газеты «Хейэмин симбун», выходившей уже ежедневно.[64] Теперь она являлась единственным печатным органом японских социалистов. В одном из первых же её номеров была опубликована знаменитая статья Котоку Дэндизро «Мои взгляды изменились», где он окончательно сформулировал своё резко негативное отношение к курсу на парламентскую борьбу, до сих пор бывшему основной линией социалистического движения Японии, а так же разъяснил смысл тактики «прямого действия» (直接行動 – «тёкусэцу ко:до:»).[65]
Эта статья вызвало чрезвычайно бурную полемику среди членов «Нихон сякай то». Одна за другой стали выходить статьи в поддержку «тёкусэцу кодо» или же, напротив, оправдывавшие парламентские методы борьбы как генеральную линию социалистической партии. Временем окончательного оформления двух группировок в партии стал её второй съезд, состоявшийся 17 февраля 1907 года. Тогда, после продолжительных и упорных споров был изменён ключевой первый параграф устава партии, гласивший, что её действие будет ограничено рамками закона. Теперь он не предусматривал таких ограничений и звучал просто: «Наша партия считает своей целью осуществления социализма» - никаких рамок на эту цель больше не накладывалось. [66]
Однако на этом трения не закончились. Котоку Дэндзиро внёс ещё одно предложение: внести дополнительный параграф, полностью исключающий парламентские методы борьбы. В противовес ему оппоненты предлагали полярное дополнение: ограничить способы борьбы социалистов лишь парламентом. Тогда появилось и новое течение «средней линии», возглавляемое Сакаи Тосихико, добивавшаяся того, чтобы членам партии предоставлялся свободный выбор в позиции по отношению к движению против полицейского закона 1900 года, за всеобщее избирательное право, антимилитаристическом и атеистическом движении. Сторонники этой идеи в итоге и одержали верх, лишь немного опередив сторонников Котоку. [67]
Власти не могли не обеспокоиться этим явно проявившимся «креном» партии в сторону идей анархо-синдикализма и через неделю партия уже была запрещена. В апреле за ней вновь последовала и «Хэймин симбун». Это были последними объединёнными организациями японских социалистов. С этого момента различные течения социалистического движения уже оформились как независимые организации.
В июне того же года Котоку Дэндзиро, Сакаи Тосихико и Моритика Умпэй создали новую газету «Осака хэймин симбун» (в ноябре переименованную, дабы подчеркнуть общеяпонский характер этого нового центрального органа, в «Нихон хэймин симбун») под редакцией последнего. Её уже можно несомненно назвать органом японских анархистов и анархо-синдикалистов: печатавшиеся в ней труды Кропоткина, Дицгена и Эрве преподносились как излагающие наиболее состоятельные идеи. В сентябре того же года редакторы газеты объединились так же в «Общество пятницы» (金耀会 – «кинъё:кай»), собиравшееся по пятницам. [68]
Параллельно с ними, Нисикава Кодизро и Катаяма Сэн начали в июне издание «Социальной газеты» (社会新聞 – «сякай симбун»), которая вела борьбу против анархических и анархо-синдикалистских идей, отражая взгляды ими же созданного «Общества друзей социализма» (社会主義同志会 – «сякайсюги до:си кай»). [69]
Раскол в социалистическом движении Японии не мог не отразиться на их деятельности во II Интернационале. На VII (Штутгардском) его конгрессе делегатам от Японии было предоставлено 4 места, однако из-за правительственных репрессий и финансовых трудностей социалисты Японии смогли делегировать лишь одного человека – Като Токидзиро, который тогда находился заграницей. Он выступал с докладом о социалистическом движении страны в промежуток времени, прошедший с предыдущего конгресса, составленный Катаяма Сэн, продолжавшего оставаться членом МСБ. Работа конгресса была чрезвычайно продуктивной: по многим вопросам, решавшимся раньше в социалистических партиях стран независимо, были приняты общие резолюции (в том числе и о правах рабочих на эмиграцию и иммиграцию, что напрямую касалось многочисленных японских рабочих в Америке).[70] Работа конгресса очень активно освещалась как на старницах «Нихон хэймин симбун», так и в «Сякай симбун».
Анархо-синдикализм в Японии и борьба с ним. Реакция власти и репрессии против всех социалистов. Казнь Котоку Дэндзиро и его единомышленников.
Распространение анархистских и анархо-синдикалистских идей в Японии отражалось в социалистической литературе того времени: только в 1907 году вышло четыре больших труда на эту тему, не считая переводов иностранных мыслителей: «Принцип народности» (平民主義 – «хэйминсюги») Котоку Дэндзиро, Основы социализма» (社会主義綱要 – «сякайсюги ко:ё» Сакаи Тосихико и Моритика Умпэй, «Общий очерк социализма» (社会主義大意 – «сякайсюги тайи») и «Женский вопрос» (婦人の問題 – «фудзин-но мондай») Сакаи Тосихико. Также огромное внимание «Осака хэймин симбун» и «Нихон хэймин симбун» уделили работе Амстердамского Конгресса Анархистского Интернационала (август 1907 года), принявшего решение о его основании. [71]
Так же красочным примером распространения идей анархо-синдикализма в Японии могут послужить так называемые инциденты «с речами на крыше» и «красными флагами».
Первый произошёл в январе следующего, 1908 года. Тогда правительство было встревожено всё сильнее набирающими популярность пятничными заседаниями «Кинъё:кай», лекции на которых собирали уже сотни слушателей, и издало указ о его запрете и 17 января полицейские разогнали собрание. Однако, это вызвало бурный протест как среди слушателей, так и среди выступавших, трое из которых, ведомые Сакаи Тосихико и поддерживаемые народом, взобрались на крышу близлежащего невысокого здания и под бурные овации и аплодисменты обратились к массам с ещё более резкими антиправительственными речами. Полицейские стащили их оттуда, но собравшиеся участники митинга попытались вырвать ораторов из их рук. В результате возникло открытое столкновение с полицией, в котором многие получили ранения. В конечном итоге, шестеро анархистов, в том числе и Сакаи Тосихико, были арестованы и посажены в тюрьму. [72]
После этого, в июне, произошёл ещё более показательный «инцидент с красными флагами» (赤旗事件 – «акахата дзикэн»). Тогда был разогнан объединённый митинг «Кинъёкай» и «Сякайсюги до:си кай», после чего анархо-синдикалисты организовали уличную демонстрацию, распевая революционные песни и неся красные флаги с очень резкими лозунгами, вроде «Свергнем правительство!», «Уничтожим собственность!» и «Долой армию!». Полицейские попытались остановить её, но демонстранты оказали упорнейшее сопротивление. Впервые в схватке с органами правопорядка приянли участие и девушки. В кровопролитной драке ранения получили даже несколько полицейских. В итоге арестованы были 14 инициаторов демонстрации, в их числе была даже Канно Суга (жена Котоку Дэндзиро), которая, впрочем, во время суда была оправдана и не получила тюремного срока, как все остальные. Причём самый большой срок получил Сакаи Тосихико, который даже не участвовал в митинге. [73]
Эти инциденты отметили начало «чёрных дней социалистического движения в Японии», как их назвал Катаяма Сэн. [74] После того, как вновь кабинет Сайондзи Киммоти был сменён кабинетом Кацура Таро, начались ещё не виданные до сей поры преследования социалистов. Любые их собрания распускались, вся литература запрещалась и конфисковывалась. Даже распространителей листовок, продолжавших печататься за границей и нелегально переправлявшихся в Японию, арестовывали и сажали в тюрьму.
Усиления репрессий против социалистов привели к дальнейшему расколу в их лагере. Сначала, из «Сякайсюги доси кай» был исключён Катаяма Сэн. Его деятели даже обратились в МСБ с целью избрания нового представителя от Японии в нём, однако это обращение не было принято во внимание. После этого, Нисикава Кодзиро вышел из состава редакции «сякай симбун» и соновал свой собственный орган «Социалистическая газета Токио» (東京社会新聞 – «то:кё: сякай симбун»), который, правда, просуществовал всего полгода. [75]