67. Наконец, в нескольких докладах был поднят вопрос о том пагубном влиянии, которое оказывают на культурные традиции и физическую целостность коренных общин незаконная добыча полезных ископаемых, торговля людьми, наркоторговля и вооруженные конфликты. Этот вопрос особенно остро стоит в Бразилии, Колумбии, Венесуэле и Перу. Все эти факторы заставили коренные и местные общины пересмотреть свою стратегию выживания и изменить свои культурные модели и традиционные системы управления ресурсами. Кроме того, в Африке вопросы обладания ресурсами, их эксплуатации и распределения также часто являлись причиной и предметом гражданских конфликтов и войн. Война зачастую приводит к фактическому распаду общества. Такая ситуация может вынудить людей искать убежища в своих жилищах, что в свою очередь приведет к сокращению участия в обычной повседневной деятельности общины и создаст угрозу для использования и передачи традиционных знаний.
4. Экономические факторы (в том числе связь между бедностью и нагрузкой на экосистему)
68. Традиционные знания и биоразнообразие не могут быть сохранены, если не будет решена проблема крайней нищеты в коренных и местных общинах. В некоторых докладах говорится о том, как бедность провоцирует пользователей биоразнообразия использовать настолько большие объемы ресурсов на своих территориях, что это угрожает устойчивости. Гнет нищеты создает огромное напряжение в структуре общества и культурных институтах, которое может привести к нарушению целостности общин и их способности практиковать культурные традиции и проявления. Кроме того, бедность вынуждает коренные и местные общины переселяться с территорий, на которых практикуются их традиционные знания, и исключает их из культурного и духовного контекста. Возросший уровень бедности среди коренных и местных общин может быть проиллюстрирован североамериканской статистикой, свидетельствующей о том, что в Канаде доход «зарегистрированных индейцев» составляет менее половины среднего показателя.
69. Местные и коренные общины, как правило, имеют ограниченные возможности вывода на рынок своих товаров и услуг, что часто объясняется географической изоляцией общины, малым размером ее хозяйства и/или отсутствием у общины навыков и капитала, необходимых для развития взаимодействия с внешними рынками. В Африканском докладе указывается, что члены общины нередко не понимают истинной экономической ценности своих товаров и услуг, чем часто злоупотребляют третьи стороны.
70. Интеграция традиционных экономик во внешние рынки часто происходит без надлежащих механизмов, обеспечивающих такое вхождение в рыночные отношения, которое бы не ставило под угрозу их традиции. Следовательно, экономическое развитие происходит за счет традиционных моделей распределения продукции и труда, а также законов общинной собственности/хранения, взаимозаместимости, перераспределения и устойчивого использования. Коммерческие процессы не привели к формированию мотивации к сохранению природных ресурсов, равно как и не создали факторов, которые бы препятствовали применению неустойчивых методов. В исследованиях приводятся примеры того, как традиционные сообщества в Перу и Колумбии претерпевают изменения в худшую сторону, так как общины вынуждены пренебрегать своими традиционными ритуалами в охотничьем промысле, в результате чего происходит хищническое истребление некоторых видов животных, имеющих высокую коммерческую ценность.
71. Эксплуатация природных ресурсов третьими сторонами была и остается центральным элементом взаимоотношений между коренными и местными общинами и их колониальными властями. Это ограничивает возможность местных и коренных общин осуществлять устойчивое экономическое развитие своих ресурсов в соответствии со своими традиционными знаниями и обычным правом. Например, островные страны Тихого океана часто составляли один крупный источник эксплуатации ресурсов при колониальной администрации. В частности, кабальный договор, обязывающий коренных жителей Фиджи обрабатывать плантации сахарного тростника на своей родной земле, оставил тяжелое общественное, культурное и экономическое наследие, обнаружившее себя в государственных переворотах 1987 года. Жители Банабы и Науру наблюдают за тем, как на их островах ведутся раскопки в поисках фосфатов, как растут при этом запасы наличности, а местность тем временем приобретает лунный ландшафт, а места для жилья остается все меньше.
72. Отмена традиционных прав на землю и ресурсы местных и коренных общин, как и насильственное переселение людей с их земель в изолированные общины также препятствует устойчивому развитию этих общин на основе принадлежащих им земель, законов о ресурсах и традиций. Такая ситуация до сих пор преобладала в Австралии, где статус аборигена отождествляется с предоставлением многочисленных декларированных прав на землю, а не с истинной заинтересованностью в ней, что зачастую исключает какое-либо право на экономическую выгоду от землевладения. В этих случаях общины больше не имеют возможности получить какую бы то ни было реальную пользу или экономическую выгоду из своих земель, вследствие чего они оказываются втянутыми в порочный круг нищеты
5. Социальные факторы (в том числе демографические, гендерные и семейные)
73. Коренные и местные общины повсеместно переживают изменения в семейной структуре, переходя от больших семей к семьям, состоящим только из родителей и детей, тем самым ослабляя связи между поколением дедов (являющимся носителем основных знаний) и поколением внуков. Заболеваемость ВИЧ/СПИДом в Африке также оказывает существенное воздействие на структуру африканской семьи в том смысле, что в связи с этим возросло число сирот в деревнях и городских центрах, и многие семьи остались на попечении старейшин.
74. Высокий уровень урбанизации оказал разрушительное воздействие на традиционную семью, общину и культурные институты. В надежде на лучшую жизнь в городских центрах молодые люди и семьи переезжают в городские районы в поисках работы, получения образования в учебных заведениях и других возможностей, отсутствующих в сельских районах. Урбанизация происходит не только в пределах стран, но и между странами. Например, основной статьей экспорта Тихоокеанских островов являются людские ресурсы. Это приводит к сокращению численности населения трудоспособного возраста в небольших сообществах. В городских условиях их знания оказываются менее востребованными, вследствие чего происходит утрата ценных традиционных знаний.
75. Угроза традиционным общественным институтам и знаниям возникает и в том случае, когда традиционно кочевые или полукочевые общины переходят ко все более оседлому образу жизни. Например, Гренландия переживает процесс ускоренной модернизации, что приводит к переселению многих общин в Нуук и другие населенные пункты. Многие из этих общин с трудом адаптируются к новому образу жизни, новым способам производства, а также иерархическим административным, языковым и образовательным требованиям и условиям. Происходит фрагментация традиционной социальной организации, основанной на родстве и семейственности, что ведет к социальной дифференциации и существенной утрате традиционных знаний.
76. Изменяющаяся численность населения представляет собой еще одну угрозу выживанию культуры и традиционных знаний. Постоянно растущее население Африки, которое
к 2035 году должно увеличиться вдвое, предъявляет всевозрастающие требования к сокращающимся природным ресурсам и земельным угодьям. В свою очередь, это приводит к неуклонному сокращению территорий, на которых проживают и практикуют свои традиционные знания коренные и местные общины. В Северной Америке наблюдается более быстрый рост населения коренных общин по сравнению с остальным населением. Это создает проблему, поскольку никто не занимается обучением молодежи традиционным знаниям в той степени, которая бы позволила этим знаниям сохраниться на протяжении еще одного или двух поколений.
77. Половая принадлежность является немаловажным фактором, воздействующим на характер традиционных знаний. В большинстве коренных и местных общин за приготовление и распределение пищи и за обеспечение здоровья семьи и общины в краткосрочной и долгосрочной перспективе традиционно отвечают в первую очередь женщины. Таким образом, аборигенные женщины весьма компетентны в вопросах биоразнообразия и связей между традиционными знаниями и сохранением культурных и духовных ценностей. Изменения этих функций, а также отсутствие в настоящее время признания роли женщин в сохранении знаний ставят под угрозу использование и устойчивость традиционных знаний. Например, исследование, проведенное с целью выяснения знаний женщин, ведущих натуральное хозяйство общин на Аляске, об изменениях в промысле горбуши, выявило различия в знаниях и опыте мужчин и женщин относительно рыбного промысла и экосистемы, на которой он основывается. Так, женщины гораздо более способны к определению изменений, происходящих в этой сфере из года в год. Отсутствие признания этих дифференцированных по половой принадлежности ролей в накоплении и использовании знаний представляет собой серьезную угрозу сохранению традиционных знаний. Если роль женщин как основных носителей традиционных знаний намеренно умаляется или их вклад в общую копилку знаний, общественных и культурных ценностей не получает заслуженного признания, тогда не только упускается из виду, но и рискует быть утраченным целый пласт традиционной системы.
78. Отсутствие полноценного питания является еще одним фактором, способствующим утрате традиционных знаний. В Африканском докладе обсуждается конкретная проблема выбора между недоеданием для тех, кто уезжает из сельских районов в город, и тех, кого отчуждают от земли и ресурсов (тем самым сокращая возможность использовать и сохранять традиционные знания). Традиционные продукты питания, которыми располагают сельские общины, часто содержат все питательные вещества, необходимые для поддержания здоровья. В городских условиях переселенцы могут не найти таких продуктов питания, и им, возможно, придется довольствоваться другой пищей, которая может не иметь достаточной питательной ценности (особенно более дешевые пищевые полуфабрикаты). Это приводит к росту заболеваемости, особенно диабетом, сердечно-сосудистыми болезнями и ожирением.