В дальнейшем работа в этом направлении заключена в отождествлении с элементами-каракулями, а также прояснение и пересмотр взаимоотношений этого поля с целью дальнейшего более продуктивного взаимодействия. Следует отметить, что каждый элемент-каракуля опосредован многими факторами личной жизни и истории клиента, последними также опосредован выбор выделения фигуры из “вязи” (фигуры), наименование элемента. Форма каракули, наличие связей и активности каждого элемента, актуальность выделения символа или фигуры в данный момент и многое другое, не рассматриваемое подробно в данном описании. Однако, консультанту необходимо учитывать эти факторы, так как учет и умелое использование этих факторов может во многом способствовать увеличению эффективности работы.
На втором этапе можно пойти и по иному пути, отказавшись от “социологического” типа “выяснения отношений” между каракулями. В этом случае клиенту предлагается, после того, как он поместил каракули на лист бумаги, сочинить историю или сказку с участием элементов, олицетворяемых каракулями. Затем клиенту предлагают отождествиться с каждым элементом поочередно. Дальнейшая работа может вестись методами гештальт-терапии (технология работы со сновидениями и незавершенными ситуациями), психодрамы, если работа проводится в группе, методами арт-терапии, психосинтеза.
На третьем этапе, после того, как взаимоотношения между элементами претерпели изменения, клиенту предлагается нарисовать на новом листе бумаги финальную расстановку каракулей с учетом изменений их отношений. Здесь можно заметить, что кроме изменения дистанции и отношений между каракулями, может измениться также форма, размер, конфигурация и структура каждой индивидуальной каракули, что говорит об изменении содержания и энергии тенденции, олицетворяемой данной каракулей. Клиенту следует предложить оценить новую “композицию” и по желанию пройти ролевое отождествление с элементами еще раз, так как ситуация может быть все еще не завершена. Одним из критериев завершенности на каждый отдельный раз может являться возникновение у клиента ощущения умиротворенности, внутренней правильности и связанности элементов между собой.
Следует отметить, что в процессе работы с помощью данной методики клиент проходит несколько фаз, наиболее важными из которых являются проецирование, детализирование, конкретизация и взаимодействие, а также ассимиляция проецируемого материала и творческая деструкция, способствующая переходу на новый качественный уровень функционирования и взаимодействия клиента с окружающими.
На втором этапе работы можно также не создавать на бумаге композиции из каракулей, а предложить клиенту сочинить небольшую историю или сказку, отталкиваясь от списка наименований фигур, выделенных им в процессе созерцания “вязи” (структуры). В этом случае дальнейшая работа не отличается от описанной выше, за исключением “прорисовки каракулей”.
4.2. ПСИХОДРАМАТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ
Психодрама включает в себя элементы игры, позволяя взрослым и детям решать разнообразные индивидуальные и групповые проблемы. Новаторская деятельность Я. Морено в области разработки групповой психотерапии, теории ролевой игры и прикладных методов социальной психологии (социометрия) всякий раз осуществлялась с опорой на психодраму, которая использовалась в качестве диагностического и лечебного метода.
При этом Я. Морено придавал особое значение не только проявлениям внутриличностной динамики, но и качеству межличностного взаимодействия. Переехав в 1930-е гг. в США и обосновавшись в Нью-Йорке, он начал использовать метод психодрамы в работе с семьями (Compemolle Т., 1981).
Драматическое искусство создает особые творческие предпосылки для психотерапевтического процесса. Идея же о том, что творчество выступает в качестве важнейшего фактора лечения, является одной из центральных в системе представлений Я. Морено. Это как нельзя более актуально для семейной психотерапии. Многие члены семьи склонны отводить психотерапевту роль судьи и безусловного авторитета.
Драматическое искусство является одной из форм игры. Его исцеляющий потенциал наиболее ярко проявляется в случае, если "актерам" предоставляется наибольшая свобода действий, способствующая проявлению их интуитивных способностей. Сами психотерапевты могут демонстрировать участникам психотерапевтического процесса тот свободный жизнеутверждающий стиль поведения, который вдохновляет их на более активное участие в нем.
Для успеха лечения вовсе не обязательно следовать определенному, заранее разработанному сценарию и исполнять определенные роли. Элементы психодрамы могут быть незаметно включены в ход сессий. Поэтому таких известных специалистов в области семейной психотерапии, как С. Минухин или В. Сатир, можно назвать скорее мастерами психодрамы, чем психоаналитиками. Ниже описаны некоторые техники, способствующие достижению наибольшего эффекта в ходе психотерапевтической работы с семьями.ТЕХНИКИ РАЗОГРЕВАСпонтанность выступает в качестве важнейшей предпосылки творчества. Это одно из основополагающих представлений психодрамы. Творчество - свободная игра, предполагающая тесное взаимодействие сознания и бессознательного. При этом характер действий человека, предполагая направляющую роль сознательного "Я", во многом определяется неосознаваемыми процессами. Для активизации воображения необходим определенный этап "разогрева", который также присутствует в музыкальной импровизации, искусстве клоунады и иных видах творческой деятельности. Важная роль принадлежит лидеру - его способность к спонтанным действиям "заражает" членов семьи и является катализатором поисков ими новых ролевых возможностей (Регrott В.,1986).
Было замечено, что спонтанные действия ведут к снижению тревоги. В психотерапевтическом процессе переживаемая клиентом тревога связана со страхом осуждения со стороны окружающих. Он задается вопросом: "Как другие отнесутся к 'моим действиям?" Когда же психотерапевт создает атмосферу игры, это способствует изменению восприятия психотерапевтической ситуации. Члены семьи начинают воспринимать' ее как "не вполне серьезную" и допускающую большую свободу действий. "Давайте попробуем, что из этого получится!" - может предложить психотерапевт. Если же попытка клиента будет не очень успешна, он может сказать: "Не беда, давайте посмотрим, как можно достичь лучшего результата!" Таким образом, психотерапевт внушает клиенту, что психотерапевтический процесс является "полигоном" или "лабораторией", предоставляющими богатые возможности для эксперимента.
Техники "разогрева" позволяют участникам психотерапевтического процесса дистанцироваться от своих переживаний. Опытный специалист может таким образом отвлечь их внимание от актуальных для них проблем и в то же время направить беседу в сторону обсуждения наиболее значимых аспектов их взаимоотношений. Однако вначале необходимо создать условия для психотерапевтического процесса, сформировать ту "творческую арену", на которой его участники смогут играть достаточно свободно, не опасаясь, что их действия будут истолкованы как "неправильные". Тогда любые оплошности могут быть представлены как вполне конструктивные проявления альтернативных форм поведения (Blatner A., 1988).
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОЛЕВЫХ МОДЕЛЕЙ
В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ СЕМЬИ
"Вся наша жизнь - игра, и все люди в ней - актеры" - это известное изречение Шекспира отражает суть драматического искусства. Его смысл приобретает новый оттенок, если говорить о психотерапевтическом использовании драматического искусства. Оно опирается на представление о поведенческих паттернах и ожиданиях людей, преломляемых в их ролевой игре, помогающей осознать многие аспекты жизни. Теория ролевого поведения, таким образом, может составлять основу психодрамы (Blatner A., 1991). Психотерапевт может усилить положительные эффекты лечения, используя особый язык, способствующий установлению с клиентом более тесных, партнерских отношений. Понятие ролевой динамики является очень важным для обозначения сути психодрамы. Оно помогает осознанию целого ряда значимых аспектов психотерапевтического процесса.
Во-первых, практически любой человек видел художественные фильмы и принимал участие в каких-либо театрализованных постановках. Поэтому каждый имеет представление о том, что такое роль, какими могут быть роли людей в разных жизненных ситуациях. Это предполагает определенный механизм рефлексии действий каждого участника, реализуемый посредством субличности "внутреннего режиссера" или "комментатора". В психотерапевтическом процессе эта субличность занимает важное место. Играя, дети интуитивно дистанцируются от исполняемых ими ролей, переходя от игры к комментариям; Так, например, ребенок может сказать: "Эй, ты играешь не так; так не бывает" или "Дай я покажу тебе, как надо играть!", "Сейчас я буду ребенком" и т. д. Такие реплики свидетельствуют о том, что он переходит от позиции актера к позиции "внутреннего режиссера" (Blatner A., Blatner A., 1988).