Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации для практических психологов “Психологическое консультирование семей с нарушениями в системе внутрисемейных отношений” по теме (стр. 14 из 25)

4.Продолжите: "Посмотрите на себя в этой сцене, и позвольте себе погрузиться в те чувства, которые она порождает".

5.Продолжите: "Существует слабый голос внутри вас, который пытается что-то сказать. Прислушайтесь к этому голосу и обратите внимание на то, что он говорит. Сделайте так, чтобы этот внутренний голос стал громче".

6.Продолжите: "На листе бумаги запишите все, что говорит этот голос, неважно имеет ли это какой-либо смысл или нет. Запишите то, что вы слышите, не пытаясь отредактировать или внести коррективы. Просто зафиксируйте, что говорит голос".

7.Попросите участников провести шэринг относительно того, что они написали, с другим доверенным лицом или с группой.

Вариации

Это упражнение можно выполнять индивидуально или в групповой сессии, но в любом случае затем необходимо громко прочитать написанное. Возможно, следует включить мягкую негромкую музыку или приглушить свет. Если вы структурируете это упражнение психодраматически, протагонист может прочитать полученный материал выбранному им лицу из его прошлого и представить это лицо с помощью пустого стула или монолога. Затем он может обменяться ролями и дать этому лицу возможность ответить.

СЦЕНА И ПОДТЕКСТ

Цель упражнения довести до сознания подтекст ситуации и глубже понять ту власть, которой обладают подавленные чувства в атмосфере семьи.

Последовательность шагов:

1.Попросите участников закрыть глаза и позволить ситуации из их прошлого всплыть на поверхность - той ситуации, которая, согласно их ощущениям, была внутренне противоречивой или "крейзи". Речь идет о ситуации, когда их чувства не соответствовали тому, что происходило вовне. Например, когда, будучи внешне вежливыми и выражающими удовольствие на семейном ужине, внутренне они чувствовали свою отверженность, враждебность или злость.

2.Выберите протагониста и попросите его указать членов группы для исполнения каждой роли в этой сцене.

3.Затем попросите протагониста разместить людей по местам, описывая характер действующего лица одним или двумя предложениями, или демонстрируя их характер с помощью обмена ролями и принятия типичной для них позы. В процессе проигрывания этой сцены попросите протагониста поговорить с любым действующим лицом, с которым ему захочется. Далее, протагонист обменивается ролями с человеком, играющим его, и произносит не проговаривавшиеся слова подтекста, как он его видит и чувствует. Он может захотеть выступить в качестве дублера или произнести монолог и выразить словами неосознанные чувства, возникшие у него в этой ситуации.

4.Далее, протагонист может выйти из разыгрываемой ситуации и реконструировать ее по своему желанию, помещая членов своей семьи и самого себя в отношения, которые он предпочел бы тогда иметь.

5.Позвольте группе обменяться своими чувствами и мыслями с протагонистом, которые возникли у них в процессе наблюдения за сценой, а затем позвольте "дополнительному Я" обменятся ролями.

Вариации

Это упражнение может выполняться в связи разными ситуациями, в которых протагонист чувствовал, что не может открыто выразить свои мысли и чувства. Идея состоит в том, чтобы та невыраженная реальность, которая была весьма значимой, но не понятой, получила голос. В дисфункциональных семьях та реальность, которую человек видит своими глазами, и то, что он ощущает, в значительной степени отличаются друг от друга. Когда две реальности не совпадают, человеку начинает казаться, что он "сходит с ума", и он начинает сомневаться в собственном восприятии. В дисфункциональных семьях всячески подчеркивается необходимость делать вид, что все хорошо; чем слабее семья, тем шире разрыв между тем, как семья выглядит, и тем, что она реально чувствует. В этом упражнении мы "даем голос" этому разрыву и добиваемся некоторого понимания того, что происходит в смутной области чувств.

РОДИТЕЛЬСКАЯ ПРОЕКЦИЯ

Цель упражнения выявить родительскую проекцию, или включенного родителя, и идентифицировать слепые пятна в интрапсихических отношениях с родителем.

Последовательность шагов:

1.Начните с короткого направленной стимуляции воображения, когда вы просите участников вчувствоваться в те характеристики родителей, которые, как им кажется, они несут в себе. Речь может идти о тех аспектах личности, которые пугают их, или заставляют страдать, или напротив аспектах, которые заставляют их чувствовать себя хорошо.

2.Попросите членов группы за две-три минуты "показать" одного из своих родителей. Все, что приходит в голову.

3.После того, как каждый, кто вызвался это сделать, "покажет" своего родителя, выделите некоторое время для обсуждения этого показа.

4.Предложите членам группы еще раз выполнить это упражнение, если они вызовутся, с тем же или другим родителем.

5.Затем попросите группу обменяться своими мыслями и чувствами, которые они вынесли из второго раунда показа. Что они пережили, выполняя это упражнение еще раз?

6.Некоторые члены группы могут выразить желание использовать это упражнение как "разогрев" к психодраме, посвященной их родителям. Для этого они могут выбрать среди членов группы исполнителей роли их родителей, или сами решат сыграть эту роль и выбрать еще кого-нибудь сыграть их самих или других людей на сцене.

Вариации

В любой момент эти маленькие эпизоды могут перерасти в более объемные сцены, при условии, что протагонист захочет пойти этим путем, и это получит одобрение группы. Это полезно для всех членов группы, поскольку мы все в той или иной степени несем личностные проекции своих родителей внутри себя. Проигрывание проекций позволяет нам взглянуть на то, что мы интериоризировали, и отнестись к ним критически или одобрительно.

Еще один вариант может состоять в том, чтобы взглянуть на жизненную ситуацию "как родитель", дабы понять то, как родители думают. Это можно сделать вербально или психодраматически с помощью интервью. Просто опишите ситуацию, разыграйте сцену или используйте иную ранее упоминавшуюся технику.

СЕМЕЙНЫЕ ПОТЕРИ

Цель упражнения прикоснуться к тому, что семья как единое целое потеряла, и идентифицировать потери таким образом, чтобы они были проработаны.

Последовательность шагов:

1.Попросите участников группы приготовить ручку и бумагу.

2.Отведите некоторое время для направленного воображения, так чтобы участникам удалось погрузиться: во-первых, в свою родительскую семью, и, во-вторых, в проблемы, которые они ощущают как потери.

3.Скажите: "На листке бумаги позвольте высказаться вашему внутреннему голосу, возможно голосу ребенка, сохранившемуся внутри вас. Опишите отдельным словом или фразой, что этот ребенок потерял".

4.Если вы работаете с группой, вы можете структурировать психодраму вокруг любой из этих ситуаций. Наряду с тем, что было потеряно, участники могут обсудить и то, что они хотели бы изменить в своем детстве.

5.Попросите участников обсудить с группой или с терапевтом все возникшие у них чувства.

Вариации

Если вы работаете с большой группой и не хотите проводить психодраму, вы можете разбить ее на пары или группы из трех или четырех человек и обсудить свои записи, после чего вернуться в большую группу и продолжить шэринг.

Если вы используете это упражнение в индивидуальной терапии, проиграйте все чувства со своим клиентом. Вы можете поставить пустые стулья для репрезентации действующих лиц и поговорить с ними.

ПОЗИТИВНЫЕ ПОСЛАНИЯ

Цель упражнения выявить то, что было хорошего в детстве человека и определить те места и людей, от которых исходило это хорошее.

Последовательность шагов:

1.Попросите участников группы приготовить ручку и бумагу.

2.Попросите участников схематически изобразить себя в детстве любым способом, который им покажется выразительным.

3.Скажите: "Вспомните позитивные послания, которые вы услышали, или почувствовали, когда были детьми".

4.Скажите, "Запишите эти послания в любом месте на листе бумаги. Рядом с посланием напишите, от кого оно исходило, включая вас самих".

5.Наконец, "Обсудите это с доверенным лицом или с группой, или выберете исполнителя роли, чтобы произнести эти послания лицу в любой приемлемой для вас форме".

Вариации

Мы все усваиваем позитивные послания о нас - и, хотя необходимо получить доступ к негативным посланиям, в равной степени важно выявить и положительные послания, которые представляют собой часть нашего бессознательного "Я". Положительное восприятие себя самого представляет собой жизненно необходимое условие нашего хорошего самочувствия.

ЛИЧНЫЕ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ И ТАЛАНТЫ

Цель упражнения понимание и выявление наших сильных сторон и талантов и толерантности к чувствам, которые возникают при осознании наших положительных качеств, а также взять ответственность за хорошие качества и работа над ними, а также сфокусироваться на них.

Последовательность шагов:

1.Попросите участников приготовить ручку и бумагу.

2.Сажите: "Мы все обладаем качествами, которые считаем положительными. Мы иногда сосредотачиваемся на негативных сторонах и забываем о своих хороших качествах, которые мы унаследовали и развили. Перечислите некоторые из этих основополагающих качеств, которые вы пронесли через свою жизнь, и которые дают вам силы для изменения и перестройки в будущем".

3.Попросите участников выбрать любого человека в их жизни, от которого они хотели бы получить письмо с положительной оценкой собственной личность, где содержалась бы благодарность за их силу и помощь, и признание их хороших качеств. Попросите их написать это письмо самим себе, как будто они были этим лицом.

4.Попросите участников обсудить это письмо с группой или доверенным лицом, или разбившись на пары. Можно попросить участников выбрать кого-нибудь в группе, кто хотел бы, чтобы письмо было прочитано ему. Протагонист может также выбрать кого-то, кто сыграл бы его самого, когда он будет читать свое письмо, исполняя роль "дополнительного Я".