Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации для практических психологов “Психологическое консультирование семей с нарушениями в системе внутрисемейных отношений” по теме (стр. 22 из 25)

Консультант: Как бы вы оценили это событие?

Клиент И.: (показывает точку № 6).

Консультант: А теперь давайте вспомним ваше недавнее прошлое.

Клиент И.: Сын женился…Я не могу сказать, что для меня это было радостное событие. Он у меня такой молодой, ему только восемнадцать…Он только на первом курсе в институте учится, а семья его отвлекает. Самое ужасное в этой ситуации, что он переехал к родителям своей жены. Я теперь так одинока.

Консультант: Но у вас же есть младшая дочь.

Клиент И.: Да, есть…вся в своего отца. Я не хочу о ней говорить.

Дальнейшая работа была направлена на построение позитивного образа будущего.

История одной личности формирует ее восприятие себя и других и определяет личностные ценности и ожидания, которые, в свою очередь, направляют ее стиль взаимодействия. Ее опыт как члена семьи вместе с ее уникальным характером определяют степень и гибкость стратегий, используемых ею для того, чтобы справляться и управлять различными ситуациями в окружающей действительности, если же данные стратегии становятся неэффективными, то личность становится перед выбором: либо следовать прежним стратегиям взаимодействия с окружающими, пока ситуация не примет характер необратимости; либо пересмотреть свои прежние установки (не смотря на болезненность данного процесса) и изменить свою жизнь, а возможно, и окружение.


5.2. ДЛИТЕЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СЕМЕЙ, ПЕРЕЖИВАЮЩИХ КРИЗИС

Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение центрального образования самосознания - субъективного образа мира, то есть представлений и отношений к себе и окружающему миру в целом. Такое искажение сигнализирует о глубинном рассогласовании базисного механизма бытия и развития личности "идентификации-обособления": в качестве глубинной психологической защиты "включается" отчуждение и нарушается адаптация человека к жизни.

Наиболее распространены такие деформации образа мира и нарушения адаптации, как комплекс жертвы, выражающийся сочетанием психических реакций - апатии, отказа от ответственности за себя и других, беспомощности, безнадежности, снижения психологической самооценки и т.п., комплекс отверженности, характеризующийся разобщенностью, холодностью и жизненным девизом: "Никому не верь, ни на что не надейся, никого ни о чем не проси".

И в том и в другом случае люди полны катастрофических ожиданий и предчувствий, опасаются негативного влияния любых событий на свою жизнь. Это сочетается с внешним локусом контроля - экстернальностью, то есть склонностью объяснять основную часть жизненных неудач внешними обстоятельствами (не "я делаю", а "со мною происходит", "так уж сложились обстоятельства", "от судьбы не уйдешь"). Подобное эмоциональное самочувствие оказывает негативное влияние на душевное благополучие как взрослых, так и детей, на их отношения с окружающими и усиливает социально-психологические и личностные конфликты, психологическую напряженность.

Прежде чем перейти к ответу на традиционный русский вопрос "что делать?", следует охарактеризовать основные понятия, важные для понимания сущности представленного нами подхода к социально-психологической помощи.

Базовая ситуация нарушения адаптации к жизни - изменения, которые прямо или косвенно нарушают относительно устойчивое динамическое равновесие внешних и внутренних условий бытия семьи и каждого ее члена, создавая тем самым потенциальную или актуальную угрозу существованию и удовлетворению основных жизненных потребностей ее членов. Перед личностью или семьей возникает проблема, от которой невозможно уйти и которую вместе с тем невозможно разрешить при помощи выработанных ранее способов адаптации.

Непродуктивная (защитная) адаптация к жизни - фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими (внутри семьи) и с внешним миром на основе действия механизма отчуждения; попытки разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами.

Именно такой тип адаптации "включает" действие психологического механизма сопротивления изменениям, который активизирует глубинные психологические защиты. При помощи этого механизма семья или человек любой ценой (даже путем "бегства от проблем") пытаются сохранить прежний образ жизни, Это адаптация непродуктивная: семья не живет, а выживает, повинуясь привычным, но утратившим в новых условиях былую эффективность стереотипам; нарушается действие базового психологического механизма бытия и развития личности - амбивалентной пары "идентификация-обособление"; возникают специфические нарушения психической деятельности различной глубины и длительности. Закономерным результатом непродуктивной защитной адаптации становится искажение субъективного образа мира семьи (человека), приводящее к развитию комплексов жертвы, отверженности.

Это наблюдается у представителей разных категорий населения, среди которых безработные; военнослужащие, уволенные в связи с реформой армии в отставку; женщины, ставшие жертвами семейного насилия; юноши и девушки в период кризиса идентичности; воспитанники детских домов.

Позитивная адаптация к жизни - это процесс сознательного построения, упорядочения или достижения человеком относительно устойчивых равновесных отношений между собой, другими людьми и миром в целом.

Потерю себя и мира невозможно восполнить, применяя привычные средства социальной помощи: материальную поддержку, профессиональную переподготовку. Основной формой оказания такой помощи должен стать специально организованный процесс - социально-психологическое сопровождение семьи или личности.

Оказание социальной и психологической поддержки необходимо не только семьям группы риска. Она может потребоваться любому человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации.

В качестве термина, обозначающего пролонгированную социально-психологическую помощь семье в кризисные периоды перехода, перестройки всего образа жизни мы используем термин "психологическое, или социально-психологическое, сопровождение" (В. Мухина, Ю. Слюсарев). На это есть свои причины, и одна из них - глубинное смысловое совпадение слова "сопровождение" и сущности социально-психологической помощи семье в кризисные периоды жизни. Этимологически понятие сопровождение близко таким понятиям, как содействие, совместное передвижение, помощь одного человека другому в преодолении трудностей. "Сопровождать, - читаем мы в "Толковом словаре русского языка" под редакцией Д. Ушакова, - значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого". В словаре В. Даля сопровождение трактуется как действие по глаголу "сопровождать", то есть "провожать, сопутствовать, идти вместе для проводов, провожатым, следовать". В самом общем значении сопровождение - это встреча двух людей и совместное прохождение общего отрезка пути. Сопровождать - значить проходить с кем-либо часть его пути в качестве спутника или провожатого.

В ситуации сопровождения можно выделить три основных компонента: путник, сопровождающий и путь, который они проходят вместе.

По В. Далю, путник - это путешественник, странник, который находится на перепутье; человек, ищущий временного приюта, человек, "обрекшийся на тунеядное странничество, скиталец, бездомный проходимец", "лицо, которое не живет оседло, скитается, бездомный, бесприютный; бродяга".

Такой ряд дает возможность убедиться не только в богатстве русского языка, но и в пригодности этого слова для обозначения самых различных вариантов социально-психологической помощи семье и личности. Сама ситуация обращения в центр за помощью - это ситуация личностного или семейного неблагополучия, когда люди сбились с пути и им необходим помощник, сопровождающий, который поможет заново отыскать этот путь и пережить нелегкий период его освоения.

Сопровождающий - это человек, который лишь временно находится рядом с путником. Среди его ролевых функций в "Толковом словаре русского языка" под редакцией

Д. Ушакова указываются не только достаточно нейтральные "попутчик, сопроводитель (сопроводительница)", но и - "спутник, товарищ на пути, в дороге, в жизни"; "проводник, путевод", то есть "спутник для указания пути, для охраны, защиты, для присмотра".

В "Словаре русского языка" В. Даля указывается также значение "конвойный". Последнее толкование необходимо уточнить: еще в прошлом веке слово "конвой" означало охрану (корабля) и оберег, прикрытие, то есть силу, надежность, защиту слабого или уязвимого на опасном отрезке пути.

Путь, по В. Далю, - это не только дорога, но и процесс передвижения по ней, время, срок, нужный для прохода, способ или средство достижения цели, направление.

В русской культуре путь - это понятие-символ, в семантике которого присутствуют такие смыслы, как жизненный путь, духовный путь. Это придает понятию "сопровождение" духовный смысл - поддержка семьи и личности в переломные, кризисные периоды жизни. В этом понятии заложены идеи общего пути в пространстве и времени; общих динамичных отношений между участниками; изменения функций социального работника на различных этапах пути; совместных действий и активности обеих сторон взаимодействия; защиты от опасностей и помощи, которую оказывает сопровождающий (как человек более опытный, уже ходивший этим путем, знающий его) путнику.

Можно сказать, что речь идет о совместном бытии людей в определенный временной период человеческой жизни. Специалист по сопровождению семьи "присоединяется к семейной системе и входит в нее", помогая в нелегкий период перестройки семейной системы и помогая справиться с неизбежными в этот период трудностями и стимулируя запуск потенциала изменений, связанного с внутрисемейными отношениями. Как известно, этот потенциал является куда более детерминирующим, чем потенциал индивидуального изменения" (Шутценбергер, 2001, - С.53).