Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации «Диалоговое изучение литературы в старших классах: как помочь школьнику раскрыть свое «Я» (стр. 1 из 3)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«Диалоговое изучение литературы в старших классах:

как помочь школьнику раскрыть свое «Я»

Литературное образование сегодняшнего дня ставит целью формирование читателя, «способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова», формирование у детей образа мира и деятельности человека в этом мире.

В связи с этим очевидным и актуальным становится вопрос качественного изменения системы литературного образования, что, в свою очередь, поднимает проблему поиска новых эффективных методов и приемов организации учебной деятельности.

В данном вопросе наш интерес вызывают концептуальные подходы и технологии, работающие с «субъективностью» ребенка, такие, как диалоговое и проблемное обучение, личностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, технологии «диалога культур», «педагогических мастерских» и др. Важную теоретическую основу в осмыслении реализации субъективности участников образовательного процесса внесли С.Ю.Курганов, М.М.Бахтин, Н.Е.Щуркова, Мухина И.А., Еремина Т.Я., Белова С.В. и др. Нами предлагается опыт диалогического изучения литературы. Основополагающей базой данного подхода являются:

· гуманизация образования, которая обеспечивает отношение к ученику как к субъекту учебной деятельности, и тогда взаимодействие на уроке выстраивается в социально-психологическом пространстве «человек – человек» с единым объектом приложения интеллектуальных сил и интересов – Истина. Расположение их взаимоотношений схематически выглядит так:

S(педагог) – O – S(ученик);

· деятельностный подход в обучении, выступающий единственным способом развития человека и выводящий ребенка на высоты достижений культуры, помогает обрести ребенку его субъективность;

· диалог - основная форма общения субъектов, способ познания действительности и взаимодействия с ней. Он обнаруживается при выстраивании отношений субъектов в процессе их активной совместной деятельности («деятельностное общение» А.А.Леонтьев). Основу собственно-диалогической деятельности составляет опыт «транслирования» своих ценностей и смыслов, конструктивного решения конфликтов, эмпатийного и толерантного отношения к другой субъективной реальности, опыт саморефлексирования и коллективного решения проблем, опыт открытого и свободного (конгруэнтного) поведения.

· формирование общих умений, позволяющих ученику быть успешным в разных видах деятельности.

Таким образом, достоинством данного концептуального подхода является его универсальность, возможность использования в различных предметных областях, в том числе и в литературном образовании.

ОПЫТ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Литература в силу специфики своего предмета способна «внушить упрямому человеческому косному существу чужие дальние горе и радость» (А.Солженицын). Она также имеет громадный воспитательный потенциал, помогающий человеку решать проблемы смысла жизни, отношения людей друг к другу, к своей стране, проблемы истинных и ложных ценностей. Она помогает человеку становиться человеком. Но потенциал этот может быть не использован, если между произведением и учеником-читателем не будет живого диалога. В связи с этим необходимо помочь ученику увидеть в художественном тексте то, что касается лично его, осмыслить художественное произведение в контексте духовной культуры человечества и в свете современных проблем, в диалоге с нашим временем. Иными словами, ученику важно изучать не литературу саму по себе, а «себя в литературе» и «литературу в себе».

Из педагогической копилки

Тема 1-го урока в 10 классе: Литература в моей жизни.

Цель урока – определить место литературы в собственной жизни и понять, что значит ее изучение для своего личностного становления.

Задачи урока:

1)пробудить интерес к себе как собеседнику и тексту;

2)осознать уровень своей личностной готовности к диалогу с литературой;

3)выявить особенности литературно-художественного языка и проблему его понимания.

Примечание: на заключительном этапе урока проводится «стол переговоров» (составление коллективного соглашения, подписание контракта, в который учащийся имеет право внести свои коррективы и уточнения, изменения в «контракт» можно вносить в течение всего срока обучения).

Соглашение

На уроках литературы:

· учитель и ученик равноправны в своих личностных позициях;

· желание и нежелание высказаться – это добровольное дело каждого;

· цели и задачи урока согласуются между учениками и учителем;

· каждый имеет право на свое субъективное: мнение, отношение, переживание;

· ничто никому не навязывается – каждый делает свой выбор;

· оценка за знание литературы выбирается учеником и ставится вместе с учителем на основе объективных критериев, принятых программой по литературе;

· ошибка – это нормальное явление в процессе роста;

· …

Личный контракт (обязательство)

Я, ___________________________________ понимаю, что чтение художественных произведений занимает в моей жизни ___________________ место, и потому уроки литературы являются для меня __________________________________________________________________. Мне знакомы требования к изучению литературы.

Оценка по литературе ставится за знания:

1) творческого пути писателя и его художественного мира;

2) художественного произведения как «собрания» характеров, голосов, мнений, позиций, находящихся в постоянном взаимодействии друг с другом, с писателем, историей и с читателями;

3) содержания художественного произведения с позиции философской проблематики отраженной в нем эпохи и нашей современности;

4) истории литературы как диалога жанров и диалога проблем;

5) языка и законов художественного текста, рожденных из диалога писателя с реальным миром;

за умения:

1) проводить критический анализ художественного произведения с позиций значимости его для культуры вообще и для меня как читателя, в частности;

2) соотносить проблематику произведения с проблематикой современности, выявлять ее значение для читателя;

3) диалогически взаимодействовать с писателем и его героями (ставить вопросы и отвечать на них), владеть навыками диалогической устной и письменной речи;

4) создавать собственные художественные тексты.

Уровни знаний и умений по литературе различаются способностью отвечать на вопросы:

«Что? Где? Когда?» - низкий;

«Почему? Зачем?» - средний;

«Свое отношение, личностная позиция, сравнение позиций, творческое решение проблемы, широкая эрудиция» - высокий.

Мне хотелось бы научиться: _________________________________________

__________________________________________________________________

Мне хотелось бы предложить учителю: _______________________________

__________________________________________________________________

Я знаю, что программой по литературе в 10 классе предусмотрено изучение следующих тем: …

Собственноручно мной подписано «___»______________20_____ г.

Возможные варианты домашних заданий:

1. Проект своего учебника литературы (предисловие, информация, вопросы и задания).

2. Папка творческих работ. Примерные темы текстов:

· Моя домашняя библиотека.

· Мир моих увлечений.

· Место литературы в моей жизни.

· Моя любимая книга (писатель, стихи, литературный герой).

· Письмо любимому герою.

· «Что в имени тебе моем?» или «Разрешите представиться» (художественное повествование любого жанра – своя «визитная карточка»).

О диалоге пишут и говорят уже давно, и тема эта для педагогики не нова: диалог составляет основу многих концепций, методик и технологий, например технологии вероятностного обучения (А.М.Лобок), концепции педагогической поддержки (О.С.Газман), на диалоге держатся школы Монтессори, Ш.Амонашвили и другие. О нем продолжают спорить, приводя аргументы, что образование не может быть недиалогичным.

Диалог, о котором мы ведем речь, - это диалог личностей, это фактор личностного развития. Под диалогом мы понимаем способ познания действительности и взаимодействия с ней, а диалогический опыт – это умение устанавливать контакт, находить общность с предметным миром и с миром людей, способность переживать единение, ценностно-смысловое равенство с другим. Это проявление активности в деятельности в результате выстраивания отношений, создание ситуации, в которой происходит взаимообогащение сторон в процессе взаимодействия.

При каких условиях ребенок будет накапливать подобный опыт?

На наш взгляд, изучение литературы в старших классах будет способствовать формированию диалогического опыта личности, если:

· в содержании литературно-художественного образования будут учитываться читательские запросы и интересы учеников;

· обучение будет выстраиваться в условиях понимания контекста жизни личности, ее языка;

· приоритет эмоционально-образному восприятию художественного текста, рожденному контекстом жизни и мышлением конкретного ребенка;

· учащиеся будут создавать авторские тексты, имеющие адресата, являющиеся своеобразной формой живого (здесь и сейчас) диалогического общения и позволяющие накапливать арсенал языковых средств выражения своего субъективного мира;

· урок станет комплексным, предполагающим использование литературы и искусства, переплетение нескольких учебных дисциплин (истории, экологии, музыки, МХК, изобразительного искусства, этики);

· проектирование и организация уроков будут осуществляться в соавторстве учителя и учащихся.

Особенности урока, основанного на принципах диалога.

Диалогичность урока можно измерить, рассмотрев три аспекта учебного занятия: