Если же сторона или третье лицо, которое просило об истребовании письменного доказательства, будет считать вынесенное решение неправильным, то она может в кассационной жалобе указать на неосновательный отказ в истребовании этого доказательства как на одну из причин вынесения необоснованного решения.
Не могут быть обжалованы отдельно от решения и определения, которые не преграждают движения дела (например, определения о принятии заявления к производству суда, о подготовке дела к судебному разбирательству, о назначении дела к слушанию, об отложении разбирательства дела и др.). Если стороны или другие участвующие в деле лица считают эти определения неправильными, они могут включать против них свои возражения в кассационную жалобу[12].
На частное определение суда первой инстанции, вынесенное в порядке ч. 1 ст. 225 ГПК отдельно от решения, может быть принесен только частный протест.
Однако на частные определения суда о возбуждении уголовного дела могут быть принесены и частные жалобы (ч. 5 ст. 225 ГПК).
В отдельных случаях подача частных жалоб (протестов) на определение суда запрещена законом (ч. 2 ст. 337 ГПК).
Субъекты обжалования определений суда первой инстанции - лица, участвующие в деле.
В случаях, прямо указанных в законе, частная жалоба может быть подана и другими участниками процесса, а также лицами, не являющимися ими. Таким правом обладают: свидетель, оштрафованный или привлеченный судом к уголовной ответственности по основаниям, указанным в ст. 62 ГПК; эксперт, оштрафованный или привлеченный к уголовной ответственности в порядке ст. 76 ГПК; лицо, оштрафованное судом на основании ч. 3 ст. 134 ГПК; переводчик, оштрафованный или привлеченный к уголовной ответственности в порядке ст. 152 ГПК; должностные лица, оштрафованные судом в соответствии со ст. 65 и 70 ГПК.
Подача и рассмотрение частных жалоб и протестов происходит в том же порядке, что и кассационных жалоб и протестов. Вместе с тем специфика объекта предопределяет и некоторые особенности обжалования. Частные жалобы на определения суда первой инстанции не оплачиваются государственной пошлиной. В отдельных случаях срок для подачи жалобы исчисляется не с момента вынесения определения, а с того дня, когда заинтересованному лицу стало известно определение суда.
Кассационная инстанция, рассмотрев частную жалобу или протест, имеет право:
- оставить определение без изменения, а жалобу или протест без удовлетворения;
- отменить определение и передать вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции;
- отменить определение полностью или в части и разрешить вопрос по существу.
Определение кассационной инстанции, вынесенное по частной жалобе или протесту, обжалованию не подлежит и вступает в законную силу немедленно после его вынесения.
Преюдициальность (от лат. praeiudicium - предварительное судебное решение) - свойство вступившего в законную силу судебного акта, состоящее в том, что выводы судебного акта о юридических фактах или правоотношениях сторон по одному делу обязательны для суда, разрешающего другое дело, связанное с первым.
В арбитражном процессе преюдициальность судебных актов, вынесенных по уголовным делам, находит свое выражение в том, что согласно АПК 2002 г. вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для арбитражного суда по вопросам о том, имели ли место определенные действия и кем они были совершены (ч. 4 ст. 58). Аналогичная норма предусматривалась АПК 1995 г. (ч. 4 ст. 58), и АПК 1992 г. (ч. 3 ст. 42).
Уголовно-правовая преюдиция имеет особенности, отличающие ее от преюдиции общеправовой. В УПК РСФСР 1960 г. (действовавший до 1 июля 2002 г.) была включена отдельная статья 28 «Значение решений и определений суда по гражданским делам для разрешения уголовных дел»[13]. Согласно этой статье, вступившее в законную силу решение, определение или постановление суда по гражданскому делу обязательно для суда, прокурора, следователя и лица, производящего дознание, при производстве по уголовному делу, но только по вопросу о том, имело ли место определенное событие или действие, а не в отношении виновности обвиняемого. Аналогично решался вопрос преюдициальности в УПК РСФСР 1923 г. (ст. 12)[14]. Таким образом, преюдициальное значение решения по гражданскому делу для разрешения уголовного дела по отечественному законодательству традиционно ограничивалось. С началом действия УПК РФ это ограничение резко усугубилось - по смыслу ст. 90 УПК РФ «Преюдиция» судебные акты, вынесенные арбитражными судами и судами общей юрисдикции в рамках гражданского судопроизводства, преюдициального значения в уголовном судопроизводстве не имеют[15].
Вместе с тем в отдельных случаях акты гражданского судопроизводства и по новому законодательству имеют преюдициальное значение в уголовном процессе. Эти случаи предусмотрены особенной частью ныне действующего Уголовного кодекса (УК РФ). Например, обязательным условием привлечения к уголовной ответственности по ст. 177 УК РФ за злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности является подтверждение факта кредиторской задолженности актом суда общей юрисдикции или арбитражного суда (иными словами, вступление в законную силу судебного акта о наличии кредиторской задолженности является обязательным признаком состава преступления, предусмотренного ст. 177 УК РФ). Сходную конструкцию имеет состав преступления, предусмотренный ст. 315 УК РФ[16].
Таким образом, в законодательстве закреплен приоритет уголовного судопроизводство перед гражданским судопроизводством (в том числе и перед арбитражным процессом). Здесь уместно заметить, что данное обстоятельство (и шире - установленное законодателем соотношение уголовного и гражданского процессов) могло бы прибавить дополнительные аргументы для развернувшейся в последние годы в юридической литературе дискуссии о соотношении уголовного и гражданского права . Однако преюдициальный (процессуальный) аспект законодательного регулирования при решении указанной проблемы до сих пор оставлен специалистами без достаточного внимания.
Вопрос о том, насколько оправдано ограничение преюдициальности в уголовном процессе судебных актов, вынесенных по гражданским делам, и в каких пределах, заслуживает отдельного рассмотрения. Но коль скоро законодатель закрепил это положение, то для формирования логичного, непротиворечивого и гармоничного правового пространства необходимо разрешать частные вопросы таким образом, чтобы они не противоречили общим законодательным положениям.
В частности, если после возбуждения производства по делу в арбитражном суде выясняется, что уполномоченными органами возбуждено связанное с этим (первым) делом уголовное дело, производство по делу в арбитражном суде необходимо приостанавливать до того момента, когда будет разрешено уголовное дело. Иное чревато вынесением недостаточно обоснованного и не вполне законного решения по гражданскому делу, противоречием судебных решений и приговоров в одном и том же вопросе, пересмотром по вновь отрывшимся обстоятельствам поспешно вынесенных судебных актов и поворотом исполнения (что не всегда возможно осуществить на практике). Кроме того, надо упомянуть, что параллельное рассмотрение связанных между собой дел чревато и процедурными сложностями - одни и те же материалы и доказательства одновременно могут истребовать арбитражный суд и суд общей юрисдикции или арбитражный суд и орган предварительного расследования (что породит конкуренцию между ними и поставит лицо, у которого находится доказательство, перед дилеммой: требование какого государственного органа надлежит исполнять и какого - игнорировать).
Список использованной литературы
1. Гражданский процессуальный Кодекс РСФСР, утв. Законом РСФСР 11.06.64г. в ред. Ф3 и указов Президента РФ.
2. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ
3. Красноперова О.А. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) на 20.04.2003 г.
4. Полный сборник кодексов РФ. М: Юрист, 2003г.
5. Постановление Пленума Верховного суда РСФСР от 26.09.1973г. №9 «О судебном решении» в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 20.12.83г. №11 Постановлений Пленума Верховного суда РФ от 21.12.93 №11, от 26.12.95г. №9 (Консультант Плюс).
6. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 9.07.82 №7 «О судебном решении» (Консультант Плюс).
7. Абрамов С. Н, Советский гражданский процесс. М., 1952 г.;
8. Гражданское право Учебник /Под ред. Яковлева В.Ф. М: Юристъ, 2005.
9. Мусина Н.А. Гражданский процесс М: Инфра-М, 2003г.
10. Зайцев И. М. Решение суда как процессуальный документ / Вестник СГАП, №2, 1995 года
11. Иваненко Ю.Г. «Процессуальные нарушения не являющиеся основанием отмены судебных решений по гражданским делам» / Законодательство – 2003 г. №4.
12. Решетникова И.В. , Ярков В.В. Гражданский процесс – М: Норма 2003г.
13. Сыскова Е.Н. «Вынесение нового решения судом кассационной инстанции» - Юрист, 2004
[1] Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ
[2] Решетникова И.В. , Ярков В.В. Гражданский процесс – М: Норма 2003г.
[3] Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ
[4]Красноперова О.А. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) на 20.04.2003 г.
[5] Мусина Н.А. Гражданский процесс М: Инфра-М, 2003г.