Дополнительная литература:
1. Александрова Н.В., Сорокина Е.В., Филоненко И.К. Выставочный менеджмент: технологии организации и рекламно-информационного сопровождения выставок и конференций. – М.: Проэкспо, Защита-Экспо, 2001.
2. Арт-менеджмент: учебное пособие / Сост. И.В. Кузнецова. – Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2009.
3. Бердышев С.Н. Эффективная наружная реклама. Практическое пособие. М.: Дашков и К, 2010
4. Злобин В.В. Наружная реклама и город. – М.: Спорт и культура, 2008.
5. Новикова Г.Н. Технологии арт-менеджмента: Учеб. пособие /Г.Н.Новикова. - М.: Издательский Дом МГУКИ, 2006.
6. Ржевский И.А., Ржевский Я.А. Коллекция петербургских собирателей братьев Ржевских. – СПб.: Palace Editions, Государственный Русский музей, 2000.
7. Северюхин Д.Я. “Выставочная проза” Петербурга: Из истории художественного рынка. – СПб.: Изд-во им. Н.И. Новикова, 2003.
8. Смирнов Э.А. Теория организации: Учебное пособие. М.: ИНФРА - М, 2000.
9. Современное искусство и отечественный художественный рынок /под ред. Т.Е. Шехтер. – СПб.: СПбГУП, 2005. – (Новое в гуманитарных науках; Вып. 18).
10. Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование, художественный рынок: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 25 января 2008 года. – СПб.: СПБГУП, 2008
11. Современное искусство и отечественный художественный рынок /под ред. Т.Е. Шехтер. – СПб.: СПбГУП, 2005. – (Новое в гуманитарных науках; Вып. 18).
12. Современный художественный рынок в России: вопросы становления и развития: материалы II Международной научно-практической конференции, 31 января 2006 года. – СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006.
13. Тихонов А. Рынок и антиквариат. Русское искусство на Западе. 1985 – 2005. – М.: Экономика, 2006.
14. Толмацкий В.А., Скурлов В.В., Иванов А.Н. Антикварно-художественный рынок Петербурга. – СПб.:Лики России, 2008.
15. Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Маркетинг в сфере культуры. Учебное пособие. – СПб.: Лань, 2009.
16. Художественный рынок: Вопросы теории, истории, методологии. – СПб.: СПбГУП, 2004. – (Новое в гуманитарных науках; Вып .13).
17. Экономика искусства. Опыт зарубежных исследований / Под. Ред. А.Я. Рубинштейна. – М.:РИК “Культура”, 1991.
18. Экономические основы культурной деятельности. Индивидуальный и общественный интерес: В 3 т. / отв. Ред. А.Я. Рубинштейн, Ю.У. Фохт-Бабушкин. – СПб.:Алетейя, 2002.
Тема 27. Продвижение арт- и медиа-проектов на рынке современного искусства.
В данной теме студенту следует проследить динамику развития российской и зарубежной современной художественной практики, формы современной арт-деятельности, выявить особенности медиакультуры в России и за рубежом. Важным представляется анализ выставочных площадок и арт-пространств, где реализуются разные художественные, творческие и медиа-проекты обратиться к коллекционной деятельности российских предпринимателей и бизнесменов, которые занимаются активно промоушном в сфере арт-индустрии. Более детально рекомендуется изучить отечественный опыт организации арт-мероприятий (музыкальные и театральные фестивали”: “Звезды белых ночей”, “Вертикаль”, “Весна романса”. “Дворцы Санкт-Петербурга”, “Балтийский дом”, “Александринский” и др., кинофестивали: “Начало”, “Фестиваль фестивалей”, “Послание человеку”) и медиа-проектов в сфере искусства (“Институт ПРО АРТЕ”, арт-центр “Пушкинская, 10”, галерея “Anna Nova” и др.). Важным представляется выявление факторов, от которых зависит успешное продвижение арт- и медиа-проектов, повышение интереса к использованию современных, инновационных технологий в искусстве, привлечение зрительской аудитории, престиж и рентабельность данных социокультурных мероприятий, осмысление их роли в развитии современного искусства, российского арт-рынка и художественного бизнеса. Необходимо также определить, какими должны быть рекламная кампания и рекламно-полиграфическая продукция по продвижению арт- и медиа-проектов в Петербурге, исходя из их места (арт-центр, лофт, галерея, выставочный зал и др.), целей проведения подобных мероприятий; определить цели и задачи промоуторской деятельности как вида арт-маркетинговой деятельности, функции арт-промоутера как арт-дилера, куратора; разработать соответствующий промо-план (публикации в СМИ, Интернете и т.д.), провести промо-кампанию (распространение креативной рекламно-полиграфической продукции (афишы, буклеты, каталоги и т.д.), трансляция радиспотов и телевизионных роликов, реклама в метро); пресс-конференции, мастер-классы, форумы, круглые столы, посвященные разным аспектам искусства, арт-презентации, сформулировав свои предложения по продвижению арт- и медиа-проектов. В процессе изучения темы студенту целесообразно проследить особенности современной практики выставочной деятельности и кураторских стратегий, знание которых необходимо для репрезентации и продвижения данных социокультурных и арт-мероприятий. Важным шагом является составление пресс-релиза, сравнительный анализ всех этапов промоушна арт- и медиа-проектов с помощью креативной рекламы как инструмента арт-маркетинга.
Дополнительная литература:
1. Александрова Н.В., Сорокина Е.В., Филоненко И.К. Выставочный менеджмент: технологии организации и рекламно-информационного сопровождения выставок и конференций. – М.: Проэкспо, Защита-Экспо, 2001.
2. Александрова Н.В. Особенности рекламно-информационного сопровождения выставочных проектов: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Александрова Наталья Валентиновна; [Рос. ун-т дружбы народов]. - М., 2004.
3. Арт-менеджмент: учебное пособие / Сост. И.В. Кузнецова. – Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2009.
4. Гройс Б. Медиаискусство в музее /Пер. с нем. С. Веселовой // Художественный журнал. Пер.- М.: 2002 - №40 - 50-52.
5. Жижина М.В. Медиакультура. Культурно-психологические аспекты. – М.: Вузовская книга, 2009.
6. Кин Б.П. Креативные аспекты создания рекламных программ / Б.П. Кин; научн. ред.: А.П. Марков, СПб Гуманитарный университет профсоюзов. – СПб.: СПбГУП, 2006.
7. Кириллова Н.Б. Медиакультура: От модерна к постмодерну. – М.: Академический проект, 2005.
8. Кириллова Н. Б. Медиакультура: теория, история, практика : учеб. пособие / Н. Б. Кириллова. — М.: Академ. проект : Культура, 2008
9. Культура и рынок. Современные тенденции. – М.: Классика – XXI, 2009.
10. Современное искусство и отечественный художественный рынок /под ред. Т.Е. Шехтер. – СПб.: СПбГУП, 2005. – (Новое в гуманитарных науках; Вып. 18).
11. Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование, художественный рынок: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 25 января 2008 года. – СПб.: СПБГУП, 2008
12. Современный художественный рынок в России: вопросы становления и развития: материалы II Международной научно-практической конференции, 31 января 2006 года. – СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006.
13. Стратегии развития и механизмы формирования современного художественного рынка. – СПб.: СПбГУП, 2001. – (Ученые записки ф-та искусств. Вып. 1).
14. Технология производства в рекламе: учебное пособие / М.Б. Щепакин, В.И. Петровский, А.Н. Капитонов, И. Фролов. – М.: Изд-во международного института рекламы, 2002.
15. Тульчинский Г.Л. Маркетинг в сфере культуры. СПб.: Изд. СПбГАК, 1995.
16. Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Маркетинг в сфере культуры. Учебное пособие. – СПб.: Лань, 2009.
17. Федина Е.В. Биеннале и фестиваль как форма актуализации современного искусства (На примере проектов Фонда “Современная графика”) Автореф. дис…канд. искусствоведения / Санкт-Петербургский гуманитар. ун-т профсоюзов. – СПб., 2009.
18. Шейнов В.П. Эффективная реклама: секреты успеха / В.П. Шейнов. – М.: Ось-89, 2003.
19. Холл Х.Р. Организации: структуры, процессы, результаты. - СПб: Питер, 2000.
20. Ян В. Проведение рекламных кампаний: Стратегия. Структура. Носители / В. Ян. – М.: Вершина, 2004.
Тема 28. Разработка рекламной кампании по привлечению инвестиций в театры-бренды (Михайловский театр, Мариинский театр, Александринский театр).
В данной теме студенту следует, ориентируясь на особенности театра, как вида художественного творчества и массового зрелищного искусства, процесс создания спектакля; особенности современного театрального российского рынка, театрального менеджмента и маркетинга, определить этапы разработки рекламной кампании с целью привлечения инвестиций в уже имеющие прочную репутацию и заслужившие уважение петербургские императорские театры для реализации новых театральных проектов, поддержания своего особого статуса, привлечения зрителя, разнообразие репертуара, проведения фестивалей, гастролей, конкурсов молодых талантов и т.д.; оценить организацию международных проектов петербургскими театрами (“Приют комедиантов”). В работе необходимо подробно проанализировать формирование театра как брэнда, ориентируясь на коммуникационную и репертуарную, ценовую, имиджевую политику петербургских театров, сегментацию рынка потенциальной зрительской аудитории, изучение ее предпочтений. Существенным в работе представляется осмысление специфики театрального продукта; определение основных направлений анализа ситуации на театральном рынке: (конкуренты, позиционирование театрального продукта, целевая аудитория, потенциальный зритель, анализ предыдущих рекламных кампаний по продвижению аналогичного театрального продукта); анализа театральных зрителей, их отношения к театру-бренду, уровень их знаний о нем, специфика и результаты театрального проката. Более подробно следует остановиться на разновидностях рекламных кампаний и функции рекламного агентства; определении целей предстоящей рекламной кампании по продвижению театрального продукта на отечественный и зарубежный театральный рынок; деятельности рекламодателя, организации и управлении рекламной кампанией театральной продукции театров-брендов в России и за рубежом; методах управления рекламными кампаниями; характеристике участников разработки рекламной кампании театральной продукции. Важным представляются изучение формирования театральным продюсером (директором, менеджером) рекламной группы: подбора специалистов, выбора продюсером рекламной организации; способы определения рекламного бюджета и ожидаемые результаты; выбор рекламных носителей и видов рекламы, обоснование предпочтений; определение сроков проведения рекламной кампании, география ее проведения; характеристика рекламной продукции (печатная реклама, наружная реклама, реклама в метро, телевизионная и радиореклама, реклама в Интернете); составление рекламного сообщения как творческой части брифа; планирование рекламной кампании театральной продукции; разработка рекламной стратегии и составление медиаплана; выбор медиаканалов для трансляции театральной рекламы, исходя из специфики театрального продукта; оптимизация и эффективность каналов информирования.