II.
1. Практическая работа №1.
Учитель: Итак, включаемся в творческий процесс.
Давайте подумаем, почему у человечества издавна существует и наука, и искусство?
Ученики: Через науку и искусство человек познает мир.
Учитель: В чем их сходство, а в чем различие?
Ученики: Наука и искусство – области знания о жизни, о мире. Но способ их добывания и предъявления разный: ученый доказывает, художник – показывает.
Учитель: Как создается образ мира в разных видах искусства?
Ученики: В музыке – через гармонию звуков, в живописи – через цвет, сочетание красок, композицию. В литературе – через символы, поэтические образы.
2. Учитель: Что же такое символ в литературе? Символ – предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления. Например, меч – символ войны, свеча – символ чистоты, очищения, орел – символ свободы, гордости.
– А как мы видим, воспринимаем художественный образ? Одинаково ли или все по-разному? Давайте проверим это: я прочитаю вам стихотворение Н. Матвеевой «Кораблик», а вы нарисуете, каким вы увидели кораблик и его окружение.
Кораблик.
Жил кораблик, веселый и стройный,
Над волнами как сокол парил.
Сам себя, говорят, он построил,
Сам себя, говорят, смастерил.
Сам смолою себя пропитал,
Сам оделся и в дуб, и металл.
Сам повел себя в рейс –
Сам свой лоцман,
Сам свой боцман,
Матрос,
Капитан.
Шел кораблик, шумел парусами,
Не боялся нигде, ничего.
И вулканы седыми бровями
Поводили при виде его...
Шел кораблик по летним морям,
Корчил рожи последним царям,
Все ли страны в цвету,
Все ль на месте –
Все записывал, все проверял.
Раз пятнадцать, раз двадцать за сутки
С ним встречались другие суда:
Постоят, посудачат минутку
И опять побегут кто куда.
Шел кораблик, о чем-то мечтал,
Все, что видел, на мачте мотал,
Делал выводы сам –
Сам свой лоцман,
Сам свой боцман,
Матрос, капитан.
(Дети рисуют).
3. Учитель: А теперь, ребята, давайте посмотрим, что у вас получилась? Каким вы увидели кораблик, таким, каким его описывает автор? Почему?
Учитель: Итак, ребята, образ, созданный автором, может быть неверно воспринят или воспринят по-разному.
У художников слова для создания художественных образов есть специальные средства: эпитеты, метафора, олицетворение, сравнение и т.д. Это изобразительные средства языка.
Учитель: Эпитет не только помогает ярче представить героя, событие, предмет.
- Попробуйте найти эпитеты в стихотворении «Кораблик» Какую авторскую мысль они до нас доносят? Определите авторское отношение к кораблику?
Ученики: «Веселый, стройный». Автор любуется корабликом, гордится им.
Учитель: А с кем сравнивает поэт кораблик? («над волнами как сокол парил»).
- Что это сравнение помогает нам понять?
Учитель: Итак, сравнение – это образное определение людей, предметов, понятий или явлений при помощи сопоставления их по внешнему сходству или общим качеством.
Таким образом, мы с вами увидели, как изобразительные средства языка помогают нам точнее воспринять художественный образ, созданный автором.
4. Учитель: Ребята, как вы думаете, может ли писатель, поэт с помощью звуков нарисовать картину?
- Что вам напоминают звуки «р», «щ», «а»?
- Этот прием в литературе называется звукопись. Звукопись – это специальный набор созвучных гласных (ассонанс) или согласных (аллитерация), создающий или усиливающий впечатление.
- Приведем пример аллитерации.
5. Практическая работа №2.
Учитель: Прочитайте отрывок из произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (текст №2).
- Какие согласные звуки повторяются. Какое впечатление они создают?
Ученики: Повторение звуков [гр] помогает выделить главное слово «гром», «грохот».
- Повторение звуков [л], [м] помогает подчеркнуть плавность танца.
Учитель: Таким образом, разная инструментовка стиха помогает описать разные характеры танцев.
6. Практическая работа №3.
Учитель: Ребята, я надеюсь, вы не забыли, что мы находимся в мастерской художника слова. Предлагаю вам заняться творческим исследованием.
Задание 1. Подчеркнуть в тексте №3 слова (далее мы будем их называть ключевыми), которыми автор рисует картину осени. Определить, какие именно это изобразительные средства. (Справка: Ключевые слова – это слова, с помощью которых автор изображает картину мира или выражает свое настроение, чувства).
Сентябрь холодный (эпитет) бушевал (олицетворение),
С деревьев ржавый лист (эпитет) валился (метафора),
День потухающий (эпитет) дымился (метафора),
Сходила ночь (олицетворение), туман вставал (олицетворение).
Ф.И. Тютчев
Учитель: Какие чувства доносит до нас Ф.И. Тютчев, создавая осеннюю картину?
Ученики: Стихийность осенней природы, даже ее некрасивость. Она угрюмая, злая, нерадостная.
Задание №2. Найти ключевые слова, с помощью которых рисуется образ в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Утес».
Утес
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана,
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
Учитель: С помощью ключевых слов попробуем выстроить систему образов этого стихотворения, чтобы понять авторскую идею.
золотая тучка → любовь ← утес великан
умчалась одиночество влажный след в морщине
по лазури слеза одиноко
весело играя задумался глубоко
плачет в пустыне
- Присутствует ли в стихотворении перемещение? Что является результатом перемещения? (движение мысли: «задумался глубоко»).
Учитель: А теперь изобразим картину, которую мы увидели, и ее составляющие элементы. Обязательно учтем пространственную и цветовую организацию стихотворения.
золотая туча→ небесный мир (духовный мир, чувство, любовь)
↓ утес→ земной мир (человек)
божественность
Учитель: Выстроив систему образов, определив перемещение в стихотворении, изобразив картину и ее составляющие элементы, какой можно сделать вывод? Какую мысль хотел до нас донести автор?
Ученики: Пока тучка (любовь) была с утесом (человеком), он великан (он – счастлив, он – сильный). Как только она его покинула (когда любовь уходит), он сразу стал одиноким, грустит и плачет (так и человек становится слабым, несчастным и одиноким)
III. Вывод урока.
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы с вами увидели, что художественное произведение – это система образов (знаков), которую создает автор для того, чтобы показать свое видение жизни, доказать свою главную мысль, идею, ради которой и было написано произведение.
- А теперь перепишите зрительный ряд литературоведческих терминов, которые мы с вами использовали сегодня на уроке, и их определения.
IV. Домашнее задание.
Составить связный текст анализа стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утес», используя алгоритм анализа лирического текста:
1. Тема стихотворения;
2. Система образов, ее описание (ключевые слова, рисующий образ);
3. Сюжет, если есть, или лирический сюжет (движение мысли);
4. Картина мира, ее составляющие элементы;
5. Чувства, настроение лирического героя;
6. Отношение автора к происходящему (или – идея, главная мысль, ради которой оно написано);
7. Твое отношение к отношению автора.
Приложение №6
Тема: Ю.В. Трифонов «Прозрачное солнце осени».
(урок-анализ в 11 классе)
Цель: знакомство с творческой судьбой писателя, с особенностями его творчества.
Задачи:
Образовательная: продолжить овладение навыками анализа художественного произведения.
Развивающая: продолжить работу над развитием способности сравнивать, сопоставлять явления, обобщать, находить главное в тексте.
Воспитательная: способствовать воспитанию у обучающихся духовности, уважительного отношения к окружающим.
Вид урока: урок-беседа с элементами анализа художественного произведения.
Приемы: сравнение, сопоставление, анализ, слово учителя, выразительное чтение.
Тип урока: обучение навыкам анализа художественного произведения.
Оформление: эпиграф к уроку, записи на доске.
Проза Юрия Трифонова-это манифест. Это дух времени.
Путешествие в глубину человека.
В подробности, в тонкости душевных «потёмок» и света.
По вертикали, а не по горизонтали.
Вл. Гусев
Ход урока:
1 Слово учителя - (предтекстовая работа).
Творческая судьба писателя Юрия Валентиновича Трифонова (1925-1981) сложилась удивительно счастливо. Его первый роман «Студенты», который в 1950 году защищался как дипломная работа выпускника литературного института имени Горького, вскоре после опубликования был удостоен Государственной премии СССР. Широкую известность приобрели сборники его рассказов, повести «Отблеск костра», «Обмен», «Долгое прощание», «Другая жизнь», «Старик» и романы «Утоление жажды», «Нетерпение». Проза Ю. Трифонова, по сути, по смыслу её нравственных идей целостна и органична. «Это путешествие в глубину человека. В подробности, в тонкости душевных «потёмок» и света. Творчество Ю.В. Трифонова отличается интересом к быту, обострённой чуткости к значимости и драматизму повседневного течения жизни. В одной из своих статей Ю. Трифонов писал: «Быт-это великое испытание. Не нужно говорить о нём презрительно, как о низменной стороне человеческой жизни, не достойной литературы. Ведь быт-это обыкновенная жизнь, испытание жизнью, где проявляется и проверяется новая, современная нравственность. Взаимоотношения людей - тоже быт. Мы находимся в запутанной и сложной структуре быта, на скрещении множества связей, взглядов, дружб, знакомств, неприязней, психологии, идеологий».