Муниципальное образование «Юргинский городской округ»
Управление образованием администрации города Юрги
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Юрги»
Методические рекомендации
Автор-составитель: Е.В. Гаар, учитель русского языка и литературы
Юрга
2008
Содержание
Введение……………………………………………………………………………. | 5 | ||
Теория текста как самостоятельный раздел лингвистики……………………... Психологические особенности восприятия художественной литературы......... | 7 9 | ||
Учебные цели и приемы, использованные в комплексном анализе…………… Отбор художественных текстов в практический курс «Анализ художественного текста»…………………………………………………………. Технология использования метода анализа художественного текста при изучении художественных произведений на уроках литературы……………. Методические приемы обучения учащихся интерпретации эпического текста Алгоритм анализа поэтического текста………………………………………… | 10 11 12 15 17 | ||
Заключение………………………………………………………………………….. | 18 | ||
Литература…………………………………………………………………………… Приложения…………………………………………………………………………. | 19 20 | ||
Приложение 1. Урок внеклассного чтения в 5 классе по русским народным сказкам «Что за прелесть эти сказки!»…………………………………………… | 20 | ||
Приложение 2. Урок литературы в 6 классе «Образное слово Бунина» по произведению «Восход луны»…………………………………………………….. | 24 | ||
Приложение 3. Урок литературы в 11 классе «Острое чувство цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»…………………………… | 29 | ||
Приложение 4. Литературно-музыкальная композиция «Я слышу всё, чем мир наполнен…»………………………………………………………………………… | 33 | ||
Приложение 5. Урок-мастерская в 5 классе «Художественный текст как система знаков»…………………………………………………………………… | 36 | ||
Приложение 6. Урок внеклассного чтения в 11 классе «Ю.В. Трифонов «Прозрачное солнце осени» ………………………………………………………. | 40 | ||
Приложение 7. Анализ художественного текста (схемы)………………………. | 47 | ||
Приложение 8. Устный журнал «Дыхание земли родимой»…………………….. Приложение 9. Урок развития речи в пятом классе «Описание снежинок» Приложение 10. Урок русского языка в 11 классе «Сочинение-рассуждение» Приложение 11. Урок–практикум с элементами лингвистического анализа в 7 классе «Сочинительные союзы»………………………………………………… Приложение 12. Урок-викторина с использованием элементов здоровьесберегающих технологий в 7 классе «Обобщение и систематизация по теме «Деепричастие»……………………………………………………………. Приложение 13. Творческие работы обучающихся………………………………. Приложение 14. Результативность учебного процесса по русскому языку и литературе ………………..…………………………………… | 61 68 73 78 83 89 95 |
Введение
Современный урок – это урок, ориентированный на развитие и воспитание личности.
Перед школой сегодня поставлена задача дать детям образование, которое соответствовало бы его личным запросам, социальному заказу. При этом сформировать социокультурный образ, который помог бы вхождению ребенка в культуру общечеловеческую и культуру своего народа, содержащую лучшие образцы и нормы знаний, поведения и оценок, мировоззренческих, этических, эстетических и социальных.
Как ввести ученика в мир культуры, помочь ему освоиться в нем, сделать своими культурные ценности? Как это сделать в сегодняшних условиях, при таких могучих и страшных конкурентах: мутной телевизионной волны, льющей на детей наших совсем иные ценности; глянцево яркие упаковки заморских «конфеток» и куколок; кошмара «первоначального накопления капитала», в котором должны «крутиться» их родители, да и они сами. Что может противостоять этому? Культура.
Школа сегодня является одним из немногих доступных заведений, которое способно сохранить культурное наследие народа. Так уж случилось: не театр, не телевидение, не литература, а именно школа, так как в ней есть все – науки, литература, искусство и нравственные ценности, которые школа должна формировать и развивать.
Предмет «Литература» - вид искусства, часть культуры. Литература, представляющая великолепные вечные, нравственные и эстетические ценности, путь освоения которых детьми и есть основа и путь их духовного личностного становления и развития.
Но чтобы это произошло, необходимо освоить богатейшее наследие литературы. Иначе, научиться читать произведения авторов.
Воспитание детей умными, вдумчивыми читателями является целью и содержанием уроков литературы и методических рекомендаций по анализу художественного текста. Данный вид работы помогает ученику обрести свое «я», в художественно-творческой деятельности формирует умение выражать себя в письменном и устном слове. Использование приемов анализа художественного текста совершенствует навыки работы с деталями художественного произведения, развивает мыслительные процессы обучающихся. Эти качества работы могут пригодиться в дальнейшем не только в деятельности, связанной с филологией, но и в решении экономических, политических задач. Следовательно, методические рекомендации по анализу художественного текста значимы для развития системы образования в целом.
Данные методические рекомендации основываются на научных сведениях о тексте как самостоятельном разделе лингвистики (3-4; 13-15). Познавательная деятельность адресата направлена не просто на восприятие информации, заключенной в тексте, и постижение идей субъекта речи (автора), но и на «сотворчество», о котором писал В.В.Виноградов (3-4), на то, чтобы продуцировать текст в меру своих возможностей и способностей, то есть выступать в роли «соавтора».
Таким образом, анализ художественного текста – самостоятельный глубокий эстетический анализ художественного текста: умение воспринимать текст как знаковую систему произведения – как систему образов, умение видеть способы создания художественного образа и испытывать наслаждение от восприятия текста, желание и умение создавать свои интерпретации художественного текста. Данный вид работы позволяет развивать творческие, исследовательские способности обучающихся.
Овладев общими подходами к произведению как к художественному тексту, умениями анализировать текст: увидеть и описать через «ключевые слова» систему образов в произведении, выделить композицию произведения и сюжет, через совокупность художественных средств выйти на понимание позиций, идей автора, - грамотный читатель, литературно образованный человек сможет постичь и микрокосм отдельного произведения, и космос мировой литературы, освоить их, то есть сделать своими.
В итоге, выходя из школы, а по сути, заканчивая свое литературное образование, наши ученики должны не просто знать, что «чтение – есть лучшее учение», а и уметь читать, то есть наслаждаться красотой и силой слова, извлекать из книги духовно-нравственные ценности. Это и есть моя учительская мечта, моя цель, моя надежда.
А также нельзя не учитывать и того, что современные требования к изучению литературы диктует пристальное внимание к комплексному анализу текста. Эти знания помогают обучающимся получить высокий результат не только на итоговой аттестации, но и быть конкурентно-способными на олимпиадах, научно-практических конференциях, при поступлении в профильные вузы, что делает работу по анализу художественного текста особенно актуальной.
Теория текста как самостоятельный раздел лингвистики
Современный этап в развитии лингвистики характеризуется все более усиливающимся вниманием к тексту. Как самостоятельный раздел лингвистики теория текста выделилась недавно, однако интерес к тексту, особенно к художественному, существовал всегда. Возьмем, к примеру, работы А.А. Потебни (13), Л.П. Якубинского (15), Л.В. Щербы (14), В.В. Виноградова (3-4) и другие.
Несмотря на обилие работ, вопросы смысловой организации художественного текста остаются по-прежнему актуальными. Здесь нельзя не согласится с точкой зрения Болотновой Н.С. (2, с.5-7), что «для успешного решения этих вопросов и дальнейшей разработки проблемы интерпретации текста необходимо перейти от функционально-стилистического и смыслового анализа отдельных слов и их классов к комплексному исследованию целого текста». Цель такого анализа - определить особенности смыслового развертывания произведения и реализации позиций, идей автора, лингвистически объективировать процесс понимания и продуцирования текста адресатом.
Познавательная деятельность адресата направлена не просто на восприятие информации, заключенной в тексте, и постижение идей субъекта речи (автора), но и на «сотворчество», о котором писал В.В.Виноградов (3-4), на то, чтобы продуцировать текст в меру своих возможностей и способностей, то есть выступить в роли «соавтора». В этой деятельности читателя, разумеется, есть предел, за которым начинается фантазирование, связанное с искажением смысла текста, данный предел объективирован самим текстом, включая все его уровни, прежде всего лингвистические. Именно лингвистический механизм смысловой актуализации ограничивает субъективность интерпретации.
В целом центральное звено «автор - текст - адресат» отражает сложные и многоаспектные связи данных компонентов: